Билет 8. Характеристика памяти как психического процесса

Память— это отражение прошлого опыта человека путём его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Свойства памяти:

• Объем – способность одновременно сохранять определенное количество информации. Средний объем кратковременной памяти − 7 + 2 различных элементов (единиц) информации.

• Быстрота запоминания – отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти.

• Точность – проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации.

• Длительность – определяется временем сохранения информации. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько месяцев. Длительность памяти имеет избирательный характер.

• Готовность к воспроизведению – способность быстро извлекать информацию из памяти. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт.

Классификации видов памяти:

По характеру участия воли:

• непроизвольная память;

• произвольная память.

По характеру психической активности:

• двигательная память;

• эмоциональная (аффективная) память;

• образная память (зрительная , слуховая осязательная, обонятельная,

• вкусовая, эйдетическая память);

• вербально-логическая память.

По продолжительности сохранения информации:

• сенсорная память,

• кратковременная память;

• оперативная память;

• долговременная память.

По типу запоминаемой информации.

• эпизодическая память;

• семантическая память;

• память на общую информацию.

По осознаваемости воспроизведения информации.

• эксплицитная память;

• имплицитная память.

Механизмы и процессы памяти

Запоминание – процесс, направленный на усвоение и сохранение информации, обстоятельств жизни и деятельности, воспринимаемых человеком. Различают непроизвольное и произвольное запоминание.

Сохранение – это сложный динамический процесс разработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение – это один из самых активных и творческих процессов, он заключается в восстановлении информации, извлечении ее из памяти.

Забывание – это невозможность вспомнить, воспроизвести, или неправильное воспроизведение какого-либо материала, информации.

Билет 9. Характеристика мышления и речи как психических процессов.

Мышление– это обобщённое и опосредованное отражение действительности человеком в её существенных связях и отношениях.

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование- мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Классификация – объединение предметов и явлений в группы на основе их какого-то признака или группы признаков.

Обобщение- это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация- это движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение - это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение ндуктивное, дедуктивное,по аналогии.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Выделяют определенные виды мышления.

Практическое мышление направлено на подготовку к физическому преобразованию действительности.

• Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального физического преобразования ситуации, т. е. в процессе деятельности.

• Наглядно-образное мышление опирается на образы представлений или восприятия и их возможные изменения в результате деятельности и преобразования ситуации.

Теоретическое мышление направлено на выявление каких-либо закономерностей, правил, законов и опирается на научные понятия или ситуационные, житейские обобщения.

• Словесно-логическое мышление.

• Абстрактное мышление, осуществляемое с помощью логических операций с понятиями.

Творческое мышление характеризуется высокой новизной продукта, своеобразием процесса его получения,

Воссоздающее мышление характеризуется меньшей продуктивностью.

Логическое мышление.

Интуитивное мышление.

Речь –это сложившаяся исторически форма общении человека с другим человеком или с самим собой, опосредованная использованием естественного языка.

Виды речи:

Устная речь – вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

• Письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов.

• Внутренняя речь – это использование языка вне процесса реальной коммуникации.

• Внутренняя речь – использование языка вне процесса реальной коммуникации.

• Жестовая речь – это способ межличностного общения людей при помощи системы жестов.

Свойства речи:

1) Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

2) Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника.

3)Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

4) Воздейственность речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Наши рекомендации