Xiv. 1.3. стандартизация
Стандартизация психодиагностических тестов представляет собой линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого заключается в замене исходных оценок новыми, производными, облегчающими понимание и интерпретацию
10 Зак. 1165
тестовых результатов. Чаще всего используются два основных вида преобразования оценок: 1) приведение их к центронормирован-» ному виду и 2) дискретизация.
Интерпретация результатов психодиагностических измерений возможна только при сравнении индивидуальных данных со среди ними, полученными на большой выборке испытуемых. Без этим преобразований исходные тестовые оценки ничего не скажут ни о] степени выраженности исследуемой характеристики, ни о вероят-1 ности появления такого значения исследуемой характеристики у] других лиц. Вместе с тем именно эта информация особенно интересует экспериментатора, поскольку чаще всего тестовые обсле-1 дования проводятся для сравнения испытуемых по исследуемой] психологической характеристике.
Другим существенным недостатком исходных тестовых оценок" является невозможность сопоставления результатов, полученных с помощью различных тестов. Как правило, разные тесты имеют] различные средние и дисперсии, поэтому их результаты имеют] различную размерность. Чтобы сделать возможным сопоставление! результатов и устранить! различия в размерности, необходимо тес-J товые оценки трансформировать, введя для них единый масштаб,] Самый распространенный вид такой нормировки — приведение к стандартной форме, т. е. переход от исходных значений Х% к
где — Zi — стандартная тестовая оценка — i-то испытуемого, пока* зывающая степень отклонения индивидуальной оценки от средне-] групповой в долях дисперсии;
Xi — исходная тестовая оценка (-го испытуемого; X — средне-: арифметическое значение;
а — среднеквадратическое отклонение (о2 — дисперсия).
Стандартные Z-оценки неудобны для практического использо-j вания, поскольку часто бывают дробными числами, а если ХМ меньше среднеарифметического, то и отрицательными. Поэтому чаще используются шкалы взвешенных оценок (У*):
Yi^a+bZi,
где а, Ь — константы центрирования и пропорциональности (cooi ветственно).
При а=50 и 6=10 получится ^-преобразование, часто используемое для стандартизации тестовых оценок:
Ti=5O+\0Zi.
В ^-преобразовании оценка 50 соответствует среднему значению, 60 — среднему значению плюс одно стандартное отклонение и т. д. Однако такое представление результатов психодиагностики не pe-j шает задачи сравнения испытуемых по уровню выраженности' психических свойств и качеств. Как определить, какие различия * между испытуемыми можно считать существенными, а какими!
можно пренебречь? Что считать высоким, средним и низким уровнем выраженности анализируемых качеств? Ответить на эти вопросы можно, если разделить испытуемых на группы, существенно различающиеся по степени выраженности соответствующего психического качества. С этой целью ось Z-оценок разбивается на фиксированное число интервалов, после чего каждому испытуемому приписывается число, соответствующее номеру интервала, в который он попадает по величине своей Z-оценки,
Чаще всего ось Z-оценок разбивается на 10 интервалов, поскольку, во-первых, 10 интервалов вводят достаточно высокую дифференциацию между испытуемыми и, во-вторых, в результате обучения десятичная система является для всех наиболее удобной и привычной.
При такой дискретизации интервалы 8—10 включают лиц с высокими оценками, а интервалы 1—3 — с низкими.
Таким образом, результаты психодиагностического измерения перед использованием приводятся к стандартной форме и диск-ретизируются. Эти два вида преобразований представляют собой последовательность шагов,, позволяющих придать результатам психодиагностического измерения вид, удобный для осмысления, интерпретации и практического использования.
XIV.1.4. Практичность
Тесты представляют собой «дешевый» и практически удобный способ получения психологической информации благодаря тому, что при их разработке предъявляются жесткие требования к простоте, экономичности и эффективности. Для выполнения большинства тестов не требуется специальной предварительной подготовки и обучения испытуемых; тесты экономичны с точки зрения стоимости аппаратуры и используемых материалов; для проведения обследования и обработки результатов тестирования требуется относительно мало времени и ограниченное количество персонала. Благодаря этим своим особенностям тесты могут быть использованы в полевых условиях: «а сборах, на соревнованиях и на тренировках.