Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что существует
зависимость овладения слоговой структуры слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка, а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации. (Г.В. Бабкина, Н.Ю. Сафонкина). Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
Рассмотрение пространственного фактора в качестве одной из предпосылок становления слоговой структуры слова обосновано исследованиями в области психолингвистики, философии, психологии, нейропсихологии и др.
Философские трактовки таких категорий, как время и пространство
сводятся к представлению о них как индикаторе понимания человеком целостности картины вселенной.
Согласно общефилософскому положению пространственно – временной процесс движения любой материи является абсолютным законом мира. Специфическим способом организации пространственно-временного процесса материи выступает ритм.
Пространство и время выступают в ритмических структурах как неразрывное единство, как основа существования любого явления, протекания любого процесса, как средства его гармонизации.
Степень проникновения человека в специфику пространственных отношений качественно влияет на уровень его общих и частных структурных возможностей. Дефицитарность пространственных представлений различной степени выраженности может иметь место при любом речевом развитии, как нормальном, так и патологическом. Подобные проявления нарушают линейность построения и этапность прохождения любой сенсорной и двигательной программы. Кроме того, деформируют деятельность различных уровней, в том числе и речевую. Недостаточность пространственных представлений непосредственно проецируется на восприятие и воспроизведение последовательностей элементов слова.
Современные данные нейропсихологической науки говорят о пространственных представлениях как о базисе, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов у ребёнка – письмо, чтение, счёт и др. Специфическая роль пространственного фактора в речевой деятельности заключается в возможности восприятия схем и в дальнейшей их перестройке в нормативную последовательность сегментов.
Ориентировку в пространстве большинство исследователей понимают как способность человека определять своё местоположение и положение других объектов в пространстве, дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нём.
Для успешной ориентировки в пространстве ребёнку необходимо
овладеть следующими пространственными категориями: знание направлений пространства, умение определять местоположение в пространстве субъекта или объекта «от себя» и оценивать расстояние и расположение объекта или субъекта.
Ориентировка в пространстве складывается как целостная способность к восприятию, воспроизведению и преобразованию действительности – предметной и социальной. Для ребёнка дошкольного возраста специфическим способом отображения и изменения окружающего пространства являются продуктивные виды деятельности: рисование и конструирование. Они выступают индикатором индивидуального уровня состоятельности пространственных представлений.
В качестве следующей предпосылки формирования слоговой структуры слова рассмотрим сложные параметры движений и действий (динамический и ритмический), возможности организации серийно-последовательной деятельности.
Любая высшая психическая функция представляет собой сложную сознательную форму психической деятельности и обладает динамическими характеристиками.
Нейропсихологические исследования свидетельствуют о том, что не существует единой мозговой организации серийных движений, а есть динамические функциональные системы, меняющиеся в зависимости от сложности и контекста серийного движения.
Согласно отечественной нейропсихологической традиции выделяют два аспекта динамической деятельности: регуляторный и энергетический. К первому относят процессы, обеспечивающие программирование, выполнение последовательности операций в соответствии с заданной программой, контроль над полученными результатами. Ко второму – процессы, обеспечивающие энергетическую или активационную сторону психической деятельности, которая характеризуется такими временными показателями, как скорость, длительность, равномерность, продуктивность.
Любой серийной двигательной программе присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.
Отечественными физиологами И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, В.М. Бехтеревым, Г.П. Квасовым доказано, что основой развития ритмичности движений у людей является образование условной реакции на время, коророе выступает своеобразным объективным раздражителем наряду с другими его видами: зрительным, слуховым, тактильным.
Двигательная реализация вербального стимула возможна при наличии скоординированной серийной последовательности артикуляторных актов. «Для произнесения слов требуется хорошо упрочнённая серийная организация последовательных артикуляций с хорошей денервацией предшествующих движений и плавным переключением на последующие… при достаточно пластичн6ом изменении артикуляции того или иного звука».
Б.М. Теплов показывает, что чувство ритма в своей основе имеет моторную природу.
К.В. Тарасова указывает на то, что сенсомоторная субстанция, называемая «чувством ритма»; формируется в онтогенезе не сразу, а покомпонентно. Первой проявляется способность к восприятию-воспроизведению темпа следования звуковых сигналов, что соотносится в онтогенезе по вторым-третьим годам жизни ребёнка. Следующей появляется способность к восприятию-воспроизведению соотношения акцентированных и не акцентированных звуков (четвёртый год жизни ребёнка). Последней появляется способность к восприятию-воспроизведению непосредственно ритмического рисунка (конец четвёртого года – начало пятого года жизни).
Анализ литературы свидетельствует о том, что у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием выявляется определённый уровень сформированности сложных серийных параметров движений и действий (динамического и ритмического).
Таким образом, успешность восприятия и проговаривания слоговой структуры слова детерминирована рядом факторов, а именно, определённым
уровнем сформированности оптико-пространственной ориентации, возможности динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации.