Что такое экономическая психология 5 страница

Не следует путать степень доктора философии (PhD), используемую во многих странах для высшей научной ква­лификации психологов, с ученой степенью доктора пси­хологических наук в России. Для получения последней требуется гораздо более высокая квалификация и более фундаментальный опыт психологического исследования. Степень доктора философии (PhD) может быть в некото­ром отношении сравнима с российской научной степе­нью кандидата психологических наук.

Помимо ученых степеней для оценки уровня квалифи­кации профессиональных психологов в научной и педаго­гической сфере существует также система ученых званий. Психологам, работающим в научных или высших учебных заведениях, могут быть присвоены звания доцента и про­фессора. Звание доцента обычно присваивается специали­стам, имеющим ученую степень кандидата психологических наук, опыт научной и педагогической деятельности в выс­ших учебных заведениях. Звание профессора обычно при­сваивается специалистам, имеющим ученую степень доктора психологических наук, а также большой опыт на­учной, педагогической деятельности в высших учебных заведениях, а также руководства научной работой аспи­рантов.

В сфере практической психологии также существует система оценки уровня профессиональной квалификации. Она включает в себя 1, 2 и 3 квалификационные катего­рии, которые присваиваются в зависимости от опыта ра­боты, качества владения профессиональными умениями. Для практических психологов организуются различные формы повышения квалификации, семинары и тренинги по отдельным направлениям психологии.

Для специалистов, уже получивших высшее образова­ние по другой специальности, в университетах существу­ют различные формы повышения квалификации и

переподготовки по психологии. Это может быть полный курс получения второго высшего образования по государ­ственным стандартам, но в сокращенный срок. Обычно это требует 3,5 года заочного обучения. За этот период сту­денты изучают все профессиональные дисциплины, за исключением тех, которые они уже изучили во время по­лучения первого высшего образования (общеобразователь­ные, гуманитарные, социально-экономические и т.п.). Второе высшее образование является в России платным. Для специалистов с высшим образованием в институ­тах и университетах организуются также краткосрочные курсы повышения квалификации. Например, учителя мо­гут получить квалификацию "педагог-психолог", выпол­нив учебную программу в объеме не менее 1200 учебных часов. В этом случае они имеют право работать школьными психологами. Такого рода краткосрочные курсы существу­ют и по другим направлениям психологии. Однако базовое психологическое образование в течение пяти лет обуче­ния в вузе становится все более предпочтительным в про­фессиональной подготовке психологов.

литература

1. Володарская И.А., Лизунова Н.М. Система подготовки психо­логов в США // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1989. № 3. С. 50-62.

2. Володарская И.А., Лизунова Н.М. Система подготовки психо­логов в США // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1990. № 1. С. 57-67.

3. Государственный образовательный стандарт высшего про­фессионального образования // Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по спе­циальности "020400 — психология". М., 1995.

4. Newstead S.E., Makinen S. Psychology Teaching in Europe // European Psychologist. March 1997. Vol. 2, No. 1. P. 3-10.

5. Optimal Standards for Education for Professional Psychologists. EFPPA, 1990.

глава 16. психологическое сообщество

Представители любых профессий имеют тенденцию к объединению в профессиональные организации. Это объе­динение происходит на основе целей, задач деятельности и интересов профессионалов.

Психологическое сообщество — это система коммуни­кации и взаимодействия психологов, необходимая для ус­пешного выполнения ими своей профессиональной деятельности.

Наиболее важными аспектами жизни психологическо­го сообщества являются:

1) состав психологического сообщества;

2) система подготовки профессиональных психологов;

3) обмен информацией и опытом деятельности;

4) профессиональные встречи психологов;

5) профессиональные общественные организации.

16.1. Кто составляет психологическое

СООБЩЕСТВО

Психологическое сообщество составляют психологи, выполняющие профессиональную психологическую рабо­ту. В последние годы в России во много раз увеличилось число специалистов в области психологии. Если к началу 1980-х годов их было 6-7 тысяч, то ныне — 25-30 тысяч (Петровский, Ярошевский, 1998, с.205).

Основные места работы профессиональных психологов — научные учреждения, учебные заведения, организации и фирмы, которые нуждаются в психологических услугах. Некоторые психологи работают частным образом.

Наиболее известными научно-исследовательскими цен­трами в России считаются Психологический институт Российской Академии образования — ПИ РАО (Москва), Институт психологии Российской Академии наук — ИП РАН (Москва), факультет психологии Московского уни­верситета, факультет психологии Санкт-Петербургского университета, Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург), факультет психоло­гии Ярославского университета, Институт развития личнос­ти (Москва). В последние годы значительно активизировалась исследовательская работа и во многих других российских университетах. Психологические лаборатории действуют также в составе некоторых других научных институтов. В 1990-х годах появилось также несколько институтов прак­тической психологии. Работа психологов стала обычным явлением в учреждениях образования и в медицинских уч­реждениях. Ставки психологов стали вводиться в штатный состав и многих других организаций. В стране сейчас много заметных очагов профессиональной психологической куль­туры.

Анкетирование, проведенное журналом "Вопросы пси­хологии" в 1993 году, дает представление о местах работы и сферах деятельности психологов СНГ. На вопросы анкеты ответили 120 человек. Наиболее распространенные специа­лизации: возрастная и педагогическая психология (51%) и социальная психология (20%). Период экономической не­стабильности и относительного роста безработицы, кото­рый наблюдается в настоящее время в России, почти не сказался на психологах: 90% ответивших на вопросы анке­ты работают на полную ставку, из них 55% заняты на од­ной работе, 30% — на двух и 12,5% — на трех работах. Конкретные места работы участников опроса отличаются большим разнообразием: это и кафедры, и лаборатории, и дома ребенка, и общеобразовательные, и специальные шко­лы. Приблизительно 35% участников опроса работают в общеобразовательных школах, 15% — в пединститутах, 9% — в университетах, 7% — в различных структурах Ми­нистерства образования. В качестве основной работы ис­следовательскую назвали лишь 10% участников опроса, лекционную и преподавательскую — 22,5%, работу в об­ласти народного образования — 56%. Хотя российское об­щество постепенно продвигается по пути развития рыночной экономики, число психологов, чья работа свя­зана со сферой производства и управления, явно отстает от требований дня. Менее 2% опрошенных поставили дан­ную сферу деятельности на первое место. Лишь несколько человек указали, что занимаются медико-психологическим обслуживанием (включая психотерапию). В то же время в другом месте анкеты 86% опрошенных написали, что давали консультации по проблемам психического здоро­вья и оказывали другие медико-психологические услуги. Таким образом, оказывается, что большинство психо­логов заняты в системе образования и воспитания. Лишь немногие психологи работают в области психологии труда. Мужчины больше заняты в "научных" областях, женщи­ны - в "практических" (Еиссим-Сабат, Щедрина, 1995).

Для оценки уровня профессиональной квалификации специалистов-психологов в соответствующих ведомствах создаются экспертные комиссии.

16.2.публикации и поиск психологической информации

Важнейшая профессиональная потребность психологов заключается в обмене научной информацией и опытом практической деятельности. Каким образом это происходит?

Психологи (как и ученые других специальностей) ин­формируют коллег о полученных ими научных результатах через публикацию книг, статей в научных журналах и сбор­никах научных трудов. Психологические книги могут иметь разного адресата. В зависимости от этого они бывают раз­ных жанров.

Первый тип публикаций — это научные книги, кото­рые предназначены для коллег — профессиональных пси­хологов. Они пишутся научным языком и ставят своей задачей сообщение данных по какой-либо проблеме. Сту­денты и широкие круги читателей-непрофессионалов мо­гут испытывать трудности при чтении таких книг по причине недостаточного знания существа описываемой проблемы и используемой терминологии. Тем не менее, • порой психологи пишут книги с расчетом на интерес и понимание как профессионалов-психологов, так и специ­алистов других профессий.

Второй тип публикаций - это учебники и учебные по­собия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они пишутся также научным языком, хотя степень сложности и доступности излагаемой проблемы, количество используемой научной терминологии дол­жно соответствовать типу студентов, для которых это учеб­ное пособие предназначено. Основная задача, на которую ориентируются авторы такого рода книг, — система­тизированное изложение какой-либо области психологи­ческого знания.

Третий тип публикаций — это научно-популярные кни­ги, которые предназначены для широкого круга читате­лей. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо психологической проблемы, пишутся научно-популярным языком и не предполагают знания читателем профессио­нальной психологической терминологии. Научные термины или доступно разъясняются, или заменяются более про­стыми языковыми оборотами. Задача автора такой книги — популяризация психологических знаний, повышение пси­хологической культуры читателя.

Порой можно встретить книги, в которых сочетаются эти три типа жанров. Системно и ясно написанные науч­ные труды могут использоваться в качестве учебников, а также быть полезны для широкого круга читателей. К та­кому типу книг относится, например, фундаментальный труд С.Л. Рубинштейна "Основы общей психологии". На­учно-популярные книги, несмотря на легкость литератур­ного стиля, отсутствие сугубо профессиональной терминологии, иногда могут представлять научную цен­ность.

Поиск книг по интересующей проблеме обычно начи­нают с систематического каталога библиотеки. Основные деления отраслей психологии по библиотечно-библио-графической классификации, помогающие в этом процес­се, приведены были выше в разделе 5.3. "Отрасли научной психологии". Для более широкого поиска информации о книгах по проблеме можно использовать книжную лето­пись, а также библиографические ссылки в конце книг и статей.

В зависимости от количества авторов и структуры кни­ги выделяют следующие типы психологических изданий: монография, коллективная монография, сборник научных трудов. Монография — книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященная одному вопросу. В том случает, когда она написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сбор­ник научных трудов содержит несколько статей, пос­вященных ряду проблем сходной тематики, но не соединенных общей идеей или структурой исследования.

Для информирования коллег о результатах решения конкретной научной проблемы психолопи используют пе­риодические издания, например, журналы. Преимущество статьи в журнале — оперативность публикации. Она содер-! жит лаконичное изложение целей, задач, методики, ре­зультатов и выводов по изученной исследователем проблеме. В мире существует огромное количество научных журна­лов, выпускаемых издательствами или психологическими обществами и ассоциациями. Некоторые из них издаются в конкретной стране, на ее национальном языке и пред­назначены прежде всего для психологов этой страны. Наи­более известными в России являются журналы "Вопросы психологии", "Психологический журнал", "Вестник Мос­ковского университета. Серия 14, Психология". В после­днем номере журнала за каждый год обычно помещается перечень опубликованных за год статей. Поэтому знаком­ство с этим номером облегчает библиографический поиск по интересующей психолога проблеме. В последние годы стали выпускаться журналы "Иностранная психология", "Психологическое обозрение", "Мир психологии", "Ак-меология", "Детский практический психолог".

В мире выпускается также большое количество между­народных журналов, каждый из которых обычно посвя­щен определенной психологической тематике. Большинство из них публикуется на английском языке как наиболее популярном языке международного научного сообщества.

Статьи психологов и по психологической проблемати­ке порой публикуются и в других журналах по смежным наукам, например, в журналах "Вопросы философии", "Вопросы педагогики", "Дошкольное воспитание" и т.п.

16.3. конференции и повышение квалификации

Еще большую оперативность обмену информацией при­дают также различного рода научные и научно-практические конгрессы, конференции, съезды, симпозиумы. На таких встречах психологи обсуждают результаты своих на­учных исследований, обмениваются опытом практической психологической работы, решают организационные воп­росы. Материалы этих мероприятий часто публикуются в сборниках тезисов, выпускаемых их организаторами до или после конференции. Отдельные выступления могут быть опубликованы в журналах.

Национальные конференции проводятся на языке стра­ны-организатора. Международные конференции проводят­ся, как правило, на одном или двух языках. Основным из них обычно является английский. Он стал в настоящее время языком межнационального общения психологов во всем мире и потому используется в качестве рабочего язы­ка большинства международных психологических мероп­риятий. В качестве второго рабочего языка порой используется национальный язык страны, в которой ме­роприятие проводится; в других случаях это может быть французский, немецкий или испанский языки. Ежегодно в мире и в стране проходит много психологических кон­ференций, симпозиумов различной тематики. Встречи, организуемые психологическими обществами и ассоциа­циями, организуются регулярно раз в четыре или два года, иногда — ежегодно.

Таким образом, публикация книг, статей в журналах и сборниках научных трудов, участие в конгрессах, съездах, конференциях, симпозиумах — это основные средства об­мена результатами научных исследований и практическо­го опыта в психологическом сообществе.

Большое значение придается работе повышению ква­лификации психологов. Для этого помимо научных и прак­тических конференций проводятся различного рода обучающие семинары, тренинги, курсы по отдельным актуальным направлениям психологии. Участие психоло­гов в мероприятиях такого рода необходимо для углубле­ния их знаний, умений, для расширения практического опыта.

16.4. профессиональные общества и ассоциации

Для координации своей деятельности психологи созда­ют профессиональные общественные организации. Какие цели, задачи и интересы объединяют психологов?

Можно выделить следующие основные цели объедине­ния психологов в общественные организации:

1) обмен научной информацией и опытом, практичес­кой деятельности;

2) регулирование норм и стандартов профессиональ­ной деятельности;

3) повышение квалификации профессиональных пси­хологов;

4) регулирование статуса и норм профессиональных отношений между психологами и работодателями.

Например, Российское психологическое общество в своем уставе следующим образом определяет основные цели, задачи своей деятельности и функций Общества. Приведем соответствующий фрагмент Устава.

"2. Цели, задачи и функции Общества

2.1. Основные цели РПО:

- содействие развитию психологической науки, практике и образованию; привлечение ученых и специа­листов в области психологии к решению актуальных научных и практических задач в интересах всего об­щества;

- консолидация сил и создание условий наиболее полной реализации творческого потенциала професси­ональных психологов России

- обеспечение профессиональной и социальной защиты психологов;

- содействие всестороннему культурному развитию

России. 2.2. Задачи РПО:

2.2.1. Задачи, ориентированные в основном на по­требности народа, страны:

- всемерное содействие распространению и разви­тию психологической грамотности и культуры населения страны с учетом региональных, на­циональных его особенностей;

- пропаганда достижений психологической науки, активное участие в распространении и популя­ризации современного психологического знания и психологических техник, в частности техник саморегуляции и самовоспитания;

- содействие повышению уровня, качества психо­логической подготовки специалистов не психологов, занятых в области работы с людьми (государственное управление, руководство тру­довыми коллективами, общее и профессиональное образование, просвещение, здравоохранение, про­ектирование среды обитания людей, техники);

- содействие процессам доставки заинтересованным

потребителям психологической информации, а также инициативному внедрению достижений психологии, неизвестных возможным потребите­лям, в практику;

- содействие процессам совершенствования систем

подготовки и переподготовки профессиональных кадров всех направлений и уровней;

- содействие процессам согласования реальных запросов страны, с одной стороны, и направлений развития психологии — с другой;

- содействие исследованиям в области психологии

и реализации их результатов в общественной практике.

2.2.2. Задачи, ориентированные в основном на по­требности существования и развития сообщества психологов-профессионалов:

- содействие проектам, программам, разработкам, мероприятиям, ориентированным на повышение уровня понятийной упорядоченности психологи­ческого знания, на совершенствование методов, методических средств, практических психо­логических техник, процедур работы психологов-исследователей и практиков:

- содействие работе по улучшению информационного обеспечения психологов, обмену опытом исследовательской и практической деятельности, освоению прогрессивных форм работы;

- содействие работе по повышению профессиональной культуры и уровня квалификации психоло­гов;

- укрепление междисциплинарных связей психологии с другими отраслями науки и практики;

- координация деятельности психологов страны в целях рационального распределения усилий спе­циалистов по важнейшим направлениям науки и практики;

- оказание членам Общества информационной, теоретической и методической помощи в повыше­нии уровня профессиональной подготовки;

- анализ и оптимизация внутрипрофессиональных

конфликтов в нашем сообществе, защита про­фессионально-ценностных, социальных, финан­совых и других законных интересов психологов страны;

- включение российской психологии в систему международного психологического сообщества в це­лях взаимообогащения опытом и прогрессивного развития отечественной науки. 2.3. В соответствии с указанными задачами Общество:

- осуществляет научную, просветительскую, издательскую, педагогическую и иную не противоречащую действующему законодательству деятельность;

- организует и проводит съезды, конференции и совещания РПО, симпозиумы, чтения, дискуссии по наиболее актуальным проблемам психологии;

- учреждает самостоятельно или совместно с российскими и зарубежными партнерами предприятия, хо­зяйственные товарищества и общества (в том числе научно-исследовательские и научно-практические центры; курсы повышения квалификации, школы, колледжи, университеты и другие учебные заведе­ния; фонды);

- осуществляет производственную и хозяйственную

деятельность и создает, в целях выполнения устав­ных задач, предприятия, хозяйственные товарище­ства и общества;

- обеспечивает членов РПО информацией о научноорганизационных мероприятиях психологов в Рос­сии и за рубежом;

- организует издание научных, научно-практических

и научно-популярных трудов по психологии, ориентированных на разные возрастно-половые, национальные, региональные, профессиональные группы населения:

- участвует в научном обеспечении международных,

общенациональных и региональных проектов и про­грамм;

- проводит общественную экспертизу научно-практических психологических методик, программ и про­ектов;

- участвует в совершенствовании систем подготовки и

переподготовки кадров психологов страны;

- содействует трудоустройству профессиональных психологов, участвует в оценке их профессионального уровня (категории);

- принимает участие в миротворческой деятельности в

необходимых случаях;

- выдвигает кандидатов в действительные члены и члены-корреспонденты Российской Академии наук и отраслевых академий в установленном порядке;

- участвует в формировании органов государственной

власти и управления путем выдвижения кандидатов в депутаты Федеральных законодательных органов, в случае и порядке, установленном законодатель­ством;

- поддерживает и развивает творческую инициативу

членов Общества; учреждает, в рамках Общества, именные стипендии и премии:

- представляет работы по психологии к присуждению

премий и знаков отличия в установленном порядке:

- в интересах развития отечественной и мировой психологии осуществляет международные контакты, участвует в работе зарубежных национальных и международных психологических конгрессов, кон­ференций, симпозиумов; включается в выполнение

международных проектов и программ; организует обмен стажерами и специалистами".

Во всех странах, как правило, существуют национальные психологические общества или ассоциации, в России — Российское психологическое общество, в США — Амери­канская психологическая ассоциация, в Великобритании — Британское психологическое общество и т.д. Например, Американской психологической ассоциации уже более 100 лет. Она является самой крупной ассоциацией психологов в мире и одной из наиболее авторитетных. В 2001 году ис­полняется 100 лет Британскому психологическому обще­ству. С 1957 года существует Общество психологов СССР, в дальнейшем в 1994 году воссозданное как Российское психологическое общество.

В рамках каждой такой национальной организации обыч­но действуют отделения по профессиональным направле­ниям деятельности и интересам ее участников. Нередко существуют отдельные ассоциации по конкретным сфе­рам профессиональной психологической деятельности: объединения школьных психологов, гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргконсультантов и

др.

В России существуют и некоторые другие объединения психологов, например, Международная академия психо­логических наук с центром в Ярославле, Международная академия акмеологических наук с центром в Санкт-Пе­тербурге, Психофизиологическая ассоциация, Ассоциация гуманистической психологии.

Национальные психологические общества и ассоциа­ции объединяются в международные. К организациям та­кого типа относятся Европейская федерация ассоциаций профессиональных психологов, Международный союз пси­хологической науки, Международный совет психологов.

Кроме того, существует огромное количество между­народных обществ и ассоциаций по отдельным направле­ниям научной или практической психологии. К числу наиболее известных и авторитетных относятся, например, Международная ассоциация прикладной психологии, Международная ассоциация школьной психологии, Международная ассоциация кросс-культурной психологии, Об­щество изучения стресса и тревожности, Международная ассоциация групповой психотерапии.

Все психологические общества и ассоциации проводят регулярные встречи, съезды, конференции. Одни органи­зации проводят такие встречи раз в четыре года, другие — раз в два года, третьи — ежегодно. На них психологи об­суждают научные и практические проблемы профессио­нальной деятельности, организационные вопросы. Каждое общество или ассоциация обычно выпускает регулярные информационные бюллетени, журналы.

В России информацию о жизни психологического со­общества можно получить из информационных сообщений в журналах "Вопросы психологии" и "Психологическом журнале", в "Психологическом информационном бюлле­тене", издаваемом Институтом психологии РАН, в "Пси­хологической газете", издаваемой фирмой ИМАТОН.

литература

1. Базаров Т.Ю. Среда обитания — общество // Психологичес­кая газета. 1988. № 6 (33). С. 8-9.

2. Задорожнюк И.Е. Психологические общества стран Запад­ной Европы // Психологический журнал. 1990. Т. 11, № 2. С. 152— 155.

3. Климов Е.А. Сообщество психологов России: сущее и долж­ное// Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 118—124.

4. Леонтьев Д.А. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью?.. // Психологическая газета. 1998. № 6 (33). С. 14—15.

5. Ниссим-СабатД., Щедрина Е.В. Психологи СНГ: анкета жур­нала "Вопросы психологии" // Вопросы психологии. 1995. Мз 3. С. 151-154.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 1998.

7. Устав Российского психологического общества (РПО) // Психологический журнал. 1995. Т. 16, N° 3. С.12—22.

8. Устав Российского психологического общества // Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 62-69.

9. Щедрина Е.В. Американская психологическая ассоциация // Вопросы психологии. 1993. № 2. С.

личностные качества психолога.

профессиональная этика психолога

17.1. профессиональные качества психолога

Важнейшее качество деятельности психолога - про­фессиональная компетентность, или профессионализм, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности. В число характеристик профессио­нальной компетентности также входят: диапазон профес­сиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессио­нальной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его дея­тельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и про­фессиональной коммуникабельности.

Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включают в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области фило­софии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физичес­кой культуры, математики и информатики, в области кон­цепций современного естествознания.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологи­ческие "техники".

Профессиональные навыки — это упрочившиеся, лег­ко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять ра­боту. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам. В области психологии специалист должен:

1) понимать цели, методологию и методы профессио­нальной деятельности психолога;

2) владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

3) понимать специфику предмета психологии, ее свя­зи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологи­ческих знаний в различных областях жизни;

4) знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

5) знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики живот­ных и человека; филогенез и онтогенез человечес­кой психики;

6) понимать мозговые механизмы психических про­цессов и состояний;

7) знать природу деятельности человека, функции пси­хики в жизнедеятельности человека;

8) знать закономерности формирования и функцио­нирования его мотивационной сферы;

9) знать психологические закономерности познаватель­ных процессов (ощущений, восприятия, памяти, во­ображения, мышления, речи);

10) знать механизмы внимания, эмоциональных явле­ний, процессы волевой регуляции;

11) иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

12) знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

13) знать закономерности психического развития че­ловека на каждой возрастной ступени;

14) знать основные закономерности психологии обра­зования;

15) знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

16) иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;

17) знать основные сферы и виды деятельности психо­лога;

18) знать основы психодиагностики и психологичес­кого консультирования;

19) знать основы психотерапии, коррекционной и раз­вивающей работы психйлога;

Наши рекомендации