Упражнения на формирование конкретных социальных навыков

НАЧАЛО БЕСЕДЫ

Цель: обучение навыку «как начать беседу».

Ход упражнения: «Каждому из вас приходится использовать этот навык хотя бы раз в день. Да­вайте подумаем, как много ситуаций мы можем решить с помощью этого навыка и в школе, и на улице. Правильное начало разговора поможет вам в его конце добиться того, чего вы хотите, и рас­статься с собеседником так, что вы оба останетесь довольны». Шаги упражнения:

Поздоровайся с собеседником (часто для этого следует выбрать правильное место и время).

Поговори о чем-нибудь нейтральном или инте­ресном для собеседника, чтобы втянуть его в раз­говор.

Реши, слушает ли он тебя (смотрит он на тебя или в сторону, кивает ли головой, говорит ли «м-м, да-да»).

Перейди к главной теме.

Самым трудным для подростков является вы­полнение 2-го и 3-го шага. Зачастую, поздоровав­шись, они сразу переходят к главной теме, забывая сказать одну или несколько вводных фраз, чтобы установить контакт, и не обращают внимания на то, слушают ли их.

Примеры ситуаций: договориться о том, чтобы помыть машину за определенную плату; отпросить­ся у родителей на дискотеку; познакомиться с но­вым человеком; договориться с учителем и про­пустить урок.

ВОЛШЕБНЫЙ ЩИТ

Цель: обучение навыку принятия критики.

Ход упражнения: «Давайте надуемся, как авто­мобильные шины... надуваемся, надуваемся... до конца, чтоб появилось желание сдуться, пока мы не лопнули. Так чувствует себя человек, когда его критикуют: или надувается и лопается — атакует в ответ, или чувствует, как проваливается сквозь землю. А теперь представьте, что канонир наводит на вас пушку и стреляет. Попадет в вас ядро или нет, зависит от вашей ответной реакции. Ядро про­летит мимо, если вы в ответ на критику выставите перед собой волшебный щит — зададите простой вопрос: что вы имеете в виду?»

ПРИНЯТИЕ КРИТИКИ

Цель:обучение навыку принятия критики.

Ход упражнения: Человек, не умеющий при­нимать критику, похож на человека с длинными пальцами на ногах, на которые легко наступить. Шаги упражнения:

1. Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокой­ным.

2. Попроси разъяснения — «Что вы имеете в виду?» При этом желательно повторить фразу, по поводу которой требуются разъяснения.

3. Отметь реакцию партнера.

4. Скажи, с чем ты согласен, а с чем — нет и почему. При этом чувствовать себя надо сво­бодно.

«Услышав критику в свой адрес, нелегко остаться спокойным и попросить разъяснений. Приходится признать, что в каждой критике есть доля правды, здоровое зерно. Надо принять какую-то часть слов о себе. Критика всегда связана с каким-то разоча­рованием в нас. Важно признать факт своего несо­вершенства. «Да, я не могу быть идеальным. Если я признаю, что я не идеал, то этим разрешаю се­бе совершать ошибки и позволяю другим людям видеть себя несовершенным. Я могу не нравиться кому-то, и, если я принимаю это, мне удается пра­вильно понять критику. С чем-то из сказанного я соглашаюсь, а с чем-то — нет».

Примеры ситуаций: учитель ругает тебя за грязь в тетради; друг называет тебя жадным.

КАК СКАЗАТЬ «НЕТ»

Цель: обучение навыку отказа. Ход упражнения: Для подростков овладение этим навыком имеет большое значение, так как им сложно бывает отказать другому, особенно ес­ли этот человек настойчив. Подросткам часто бы­вает трудно определить, в каких случаях следует отказывать или соглашаться.

«Бывают ситуации, в которых сказать «да» зна­чит сделать хуже себе, а сказать «нет» — сделать хуже другим. Если мы говорим «нет», то чувс­твуем себя виноватыми и одинокими. Однако от­каз не означает разрыв отношений с человеком. Для того чтобы не оттолкнуть другого, надо про­явить сочувствие, сопереживание, «послушать сер­дце» этого человека. Другими словами, «нет» на­до говорить, учитывая чувства другого человека и при этом знать свои цели. Например: «Я вижу, вы очень расстроены, но у меня сейчас нет време­ни на это дело».

Способность сказать «нет» повышает вашу оцен­ку в глазах других людей. Эта способность так же важна, как и способность сказать «да».

Труднее всего отказывать близким людям, кото­рые о нас заботятся, например родителям, которые не только заботятся о своих детях, но и отвечают за их жизнь и здоровье, а также предъявляют к ним требования, которые надо выполнять».

Шаги упражнения:

1. Выслушай просьбу спокойно, доброжелатель­но.

2. Если что-то неясно, попроси разъяснения — так же, как и в случае критического замечания.

3. Оставайся спокойным и скажи «нет». Корот­ко объясни, почему ты отказываешь.

4. Если собеседник настаивает, повтори «нет» без объяснений. «Если вы отказали, человек может попытаться манипулировать вами, вызвать чувс­тво вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредоточенным на глав­ном содержании просьбы и причине вашего отка­за. Лучший способ отказать настойчивому собесед­нику — повторять «нет» в ответ на его попытки продолжить разговор».

Примеры ситуаций: друг просит тебя подежу­рить за него; уличный торговец пытается продать тебе ненужную вещь.

Далее приводится основное содержание упраж­нений для отработки наиболее значимых для под­ростков навыков (шаги, комментарии, примеры мо­делируемых ситуаций).

ПРОСЬБА О ПОМОЩИ

Цель: обучение навыку обращения за помощью.

Ход упражнения:

1. Реши, в чем заключается проблема.

2. Подумай, можешь ли ты решить проблему самостоятельно.

3. Реши, хочешь ли ты помощи.

4. Подумай, кто может помочь тебе.

5. Оцени всех возможных помощников и выбе­ри лучшего.

6. Расскажи ему о своей проблеме и попроси его помочь тебе.

Примеры ситуаций: участник просит учителя помочь в решении трудной домашней задачи; про­сит одного из родителей помочь разобраться в лич­ной проблеме; просит друга одолжить на вечер его модную куртку.

ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

Цель: обучение навыку отстаивания своего мне­ния, убеждения, преодоления давления.

Ход упражнения:

1. Реши, действительно ли вы с собеседником расходитесь во мнениях.

2. Изложи собственную позицию и подчеркни уважение к чужому мнению.

3. Спроси собеседника, что он думает о проблеме.

4. Внимательно выслушай его ответ.

5. Подумай, что в его мнении является пози­тивным.

6. Предложи компромисс, учитывающий мнение и чувства обеих сторон.

Примеры ситуаций: решить, какой фильм смот­реть по телевизору; договориться с соседкой, кото­рая просит посидеть с ее ребенком, о вознаграж­дении за работу.

Наши рекомендации