Деятельности УСТОЙЧИВОСТЬ
' I ИНТЕРЕСЫ
ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ И СОХРАННОСТЬЮ. УСТОЙЧИВОСТЬ ИНТЕРЕСОВ ВЫРАЖАЕТСЯ В ДЛИТЕЛЬНОСТИ СОХРАНЕНИЯ
Рис. IV.11. Характеристики интересов
знанныи мотив поведения* придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, высокой осознанностью и, во-вторых, своей теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов.
Важным осознанным мотивом является идеал. Идеал — это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.
К неосознаваемым побуждениям относятся установки (см.) и влечения личности.
Группы и коллективы. Межличностные отношения
Общение людей происходит в разнообразных группах (см.).
Для личности, входящей в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной группы.
Положение индивида в группе определяется:
статусом (см.);
системой групповых ожиданий (совокупностью мнений об ожидаемом поведении данного индивида в данной группе);
групповыми нормами.
Работоспособность группы в значительной мере определяется совместимостью ее членов. Групповая совместимость — это такое сочетание психических особенностей каждого из участников группы, которое обеспечивает удовлетворенность совместной деятельностью и ее эффективность.
ГРУППОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ | ГРУППОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ | ГРУППОВЫЕ НОРМЫ | ||
ГРУППА | ||||
ГРУППОВЫЕ ЦЕННОСТИ | ГРУППОВОЕ МНЕНИЕ | ГРУППОВЫЕ ЦЕЛИ |
Рис. IV.12. Психологическая характеристика групп
В социальной психологии выделяется несколько разновидностей групп. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Такими группами являются семья, учащиеся класса, рабочая бригада и т. д.
Контактные группы могут быть классифицированы по ряду признаков. В зависимости от количества участников выделяют малые и большие группы. Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.
п-ей к-ти ы. пе
аи
ie-
в
эв-
;ая га-ж-)ое ов-ек-
Рис. IV.13. Классификация групп (по Г. М. Андреевой)
1 | II | |||
ПЕРВИЧНЫЕ | ФОРМАЛЬНЫЕ | ГРУППЫ ЧЛЕНСТВА | ||
ВТОРИЧНЫЕ | НЕФОРМАЛЬНЫЕ | РЕФЕРЕНТНЫЕ |
Рис. IV.14. Классификация малых групп
В зависимости от значимости для человека норм и правил, принятых в той или иной реальной или воображаемой группе, выделяются так называемые референтные (эталонные) группы (см.), нормы и правила которых служат для личности образцом.
В зависимости от форм организации деятельности группы могут быть официальными, когда их деятельность закрепляется специально, и неофициальными, когда цели деятельности и обязанности определяются самой группой.
В западной психологии существуют три основных направления в исследовании малых групп:
1) социометрическое;
2) социологическое;
3) школы «групповой динамики».
Малые группы довольно детально изучены в советской социальной психологии. Изучено взаимодействие личностей в малой группе, выявлено не только влияние группы на личность, но и структура группы, типы взаимодействий в группе и т. д.
В любой группе выделяются руководитель, лидер (см.). Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей.
В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).
По характеру и формам организации деятельности выделяются следующие уровни развития контактных групп (см. табл. на с. 79).
При изучении групп используют такие методы, как наблюдение, независимые характеристики, опрос, интервью, анкета, эксперимент и др.
Широкое распространение как в зарубежной, так и в советской социальной психологии получил социометрический метод (см.). Этот метод был разработан американским ученым Дж. Морено. Сущность метода социометрии заключается в том, что человек ставится в ситуации выбора членов группы по тому или иному критерию (совместный досуг, работа и т. д.). На основе полученных выборов делают вывод о том, какое место занимает человек в системе межличностных отношений данной группы.
Советские психологи, признавая в целом социометрию как метод исследования, отмечают его некоторые недостатки. Основной из них заключается в том, что социометрия
Рис. IV.15. Социограммы (по Дж. Морено)
Рис. IV.16. Социограммы (по Дж. Морено)
не позволяет выяснить причины сложившейся структуры отношений.
В советской психологии метод социометрии разрабатывается и широко используется в исследованиях Я. Л. Коломинского и его учеников.
На социограмме члены группы, получившие 4 и более выборов, располагаются в центре. В первой зоне от центра — получившие 3 выбора, во второй — 1—2 выбора, в третьей — 0 выборов, за пределами окружностей расположены отвергаемые в выборах («С кем угодно, но не с ним»). Кружки и треугольники связываются линиями со стрелками» показывающими, кому адресован выбор.
Данные социометрии должны непременно дополняться наблюдениями, беседой, психолого-педагогическими экспериментами.
Коллектив (см.) — высшая форма развития организованной группы, которая характеризуется: единством цели, добровольностью объе-
Рис. IV.17. Социограмма (по Я. Л. Ко-ломинскому)
динения, сплоченностью, наличием коллективистических взаимоотношений, опосредованных совместной деятельностью, созданием условий для всестороннего гармонического развития личности*
Поведение личности в группе может быть коллективистическим, когда личность отстаивает общеколлективные ценности и интересы, а может быть и конформным.
Конформность (см.) представляет собой стремление личности строить свое поведение соответственно некоему стандарту, шаблону. Конформность в поведении личности проявляется в том, что человек пассивно приспосабливается к окружающему, не вырабатывает собственной моральной позиции, а приспосабливается к тем стандартам поведения, которые оказывают на него наибольшее влияние. Этим конформность отличается от коллективизма, который проявляется в активно выработанной членами коллектива солидарности и в сознательной дисциплине, в отстаивании ценностей коллектива даже в условиях сильного группового давления, направленного против этих ценностей (А. В. Петровский).
В зависимости от места коллектива в системе других коллективов выделяют первичный и основной коллектив. По А. С. Макаренко, первичный коллектив — это такой коллектив, в котором отдельные .его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении. Основной коллектив — это объединение первичных коллективов.
Высшей формой коллектива является такой коллектив, в основе деятельности которого лежат принципы коммунистической идеологии.
В настоящее время в советской психологии интенсивно раз-
№ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ | |||||||||||||||||||||||||||||||
'■— | 4- | ||||||||||||||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||||||||||||||
+ | — | ||||||||||||||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||||||||||||||
+ | _ | ||||||||||||||||||||||||||||||
+ | — | ||||||||||||||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||||||||||||||
+ | — | ||||||||||||||||||||||||||||||
+ | _ | ||||||||||||||||||||||||||||||
+ | — | ||||||||||||||||||||||||||||||
— | + | ||||||||||||||||||||||||||||||
+ | — | ||||||||||||||||||||||||||||||
+ | — | ||||||||||||||||||||||||||||||
— | + | ||||||||||||||||||||||||||||||
— | + | ||||||||||||||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||||||||||||||
+ | — | — | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | — | ||||||||||||||||||||||||||||||
+ | — | ||||||||||||||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||||||||||||||
+ | — | ||||||||||||||||||||||||||||||
— | + | — | |||||||||||||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||||||||||||||
— | + | ||||||||||||||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||||||||||||||
+ | |||||||||||||||||||||||||||||||
ВСЕГО: | |||||||||||||||||||||||||||||||
в |
Рис. IV.18. Матрица выборов в группе (классе)
рабатываются проблемы детских коллективов (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, Л. И. Новикова, Л. И. Уманский и др.).
Л. И. Уланским выделен ряд критериев, на основе которых можно
судить об уровне сформированности коллектива.
Основные параметры коллектива (по Л. И. Уманскому):
коммунистическая направленность;
Социально-психологическая классификация групп по уровню их развития
п/п | Наименование группы | Структура | Форма деятельности | Цели деятельности |
I | Неорганизованные группы (ассоциации: случайная группа, толпа) | Нет или стихийная | Самостоя- !, тельная | Личные |
и | Внешнеорганизованные группы (организация: производственная, учебная, партийная, комсомольская, профсоюзная, армейская, общества...) | Регламентирована извне | Определяется как внешней, так и внутренней организацией данной группы | Общие |
III | Внутренне организованные группы 1. Корпорации (группа бизнесменов, религиозная община, шайка, секта, псевдоколлектив) 2. Коллективы (семья, бригада, бригада коммунистического труда, коммунистический коллектив) | Внутренняя | Вместе Совместно | Личные, через групповые Общие, вынесенные за пределы группы |
организационное единство;
подготовленность;
психологическая коммуникативность.
-В основе типологии развития групп Л. И. Уманского предложен континуум, имеющий не только «нулевую точку» (момент создания группы), но и отрезок «отрицательной протяженности», где помещены группы асоциального и антисоциального характера. С точки зрения Л. И. Уманского, это не обязательно фиксированные антиобщественные группы (например, шайки преступников, группы тунеядцев), но
своеобразные модификации социально-позитивных групп, для которых существует угроза переродиться в социально-негативные образования. В типологии обозначены условия, при которых группа может уклониться от пути развития к коллективу. К этому ведут: дезинтегра-тивные процессы, возникновение особого группового эгоизма и т. д. Вторая координата в типологии Л. И. Уманского предназначена для определения и фиксации меры влияния группы на личность. В целом типология приобретает такой вид (схема приводится с некоторыми сокращениями):
корпорация Зона отрицательного влияния | коллектив автономия кооперация Зона положительного влияния |
группы на личность дезинтеграция интр а эгоизм антиколлектив | группы на личность |
В соответствии с концепцией дея-тельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровский выделяет в своей типологии групп два вектора: 1) наличие или отсутствие опосредствования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (ОС) и 2) общественная значимость групповой деятельности (ОА) или негативная направленность групповой деятельности (OS). Векторы образуют пространство, в котором можно расположить все группы, функционирующие в обществе. Вектор «опос-редованности» (ОС) имеет одностороннее направление, вектор «содержания деятельности» позволяет расположить группы по обе стороны от «нулевой точки», что показывает возможность двух принципиально различных «содержаний» деятельности: соответствующих общественному прогрессу (ОА) и препятствующих ему (ОВ).
Общая схема приобретает такой вид:
Пять обозначенных фигур соответствуют разным типам групп: фигура 1 обозначает коллективы, где максимальна социальная значимость деятельности и максимальна степень опосредования деятельностью межличностных отношений; фигура 2 — общность с высоким уровнем социальной значимости деятельности, но с невысокой степенью опосредования (примером здесь может явиться только созданная группа, где отношения не развились еще до коллективистских); фигура 3 представляет антиобщественную по содержанию своей деятельности группу, где тем не менее высока степень опосредования межличностных отношений этой антиобщественной деятельностью (примером является высокоорганизованная преступная группа, типа мафии); фигура 4 изображает также антиобщественную группу при условии, что отношения между ее членами в слабой степени опосредованы антисоциальной деятельностью (с точки зрения общества такая группа «опасна» в меньшей степени, хотя и препятствует фактом своего существования общественному прогрессу); наконец, фигура 5 может быть интерпретирована как группа с чрезвычайно слабой степенью выраженности социального содержания деятельности (как позитивной, так и негативной) и такой же слабой степенью значимости этой деятельности для всех групповых процессов1.
1 Авторы схемы полагают, что примером может служить собранная из случайных людей экспериментальная группа, хотя этот пример и нарушает общий принцип, поскольку схема создана для классификации реальных естественных групп, а среди них подходящий пример найти не совсем просто.— Прим. авт.
Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля
1. Как следует понимать определение К. Марксом сущности личности как «совокупности общественных отношений»? Используя материал, помещенный на с. 65, дайте определение понятий: «человек», «личность», «индивидуальность». Укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга.
2. По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития и общественной ценности? Особо проанализируйте роль активности личности.
3. Используя материал, помещенный на с. 67—71, проанализируйте общую структуру личности, формы и качества ее направленности.
4. Психологи разных направлений по-раэному понимают источники активности личности. Раскройте, в чем заключается фрейдистское, неофрейдистское и диалектико-материалистическое понимание источников активности личности.
5. Используя материалы, помещенные на с. 71, определите сущность и роль человеческих потребностей. Какое место в системе потребностей человека занимают потребности в труде и общении? На основе чего, как и при каких условиях они формируются?
6. Раскройте психологическую структуру интереса (см. рис. IV.11 на с. 72). На основании чего мы можем утверждать, что интерес является основным мотивом учения и в то же время средством повышения эффективности обучения?
7. Как соотносятся потребности и интересы с мотивами поведения личности? Что еще может выступать в качестве побуждений к поступкам и деятельности? Раскройте понятия: «групповая внушаемость», «конформизм».
8. Что такое притязания личности и какую роль они играют в поведении и развитии личности? Можно ли и нужно ли влиять на формирование притязаний? Если да, то почему и в каком плане?
9. В чем общность и различие задач социальной психологии и социологии?
10. Какие общности людей (группы) принято выделять и от чего зависит их воспитательная роль по отношению к каждой входящей в них личности?
11. На чем основан метод социометрии и как он практически реализуется? Проанализируйте матрицу и социограмму, представленные на с. 77 — 78, и ответьте на вопросы:
а) Сколько групп по данному критерию выбора обнаружено в классе? Кто является их лидерами?
б) Кто из учащихся, судя по социограм-ме, требует особого внимания и почему?
в) Чем можно объяснить обособление групп мальчиков и девочек?
г) Можно ли изменить групповую дифференциацию и статус членов коллектива? Если да, то каким способом прежде всего?
12. О* чего зависит статус личности в коллективе школьников и можно ли его целенаправленно изменить (по данным опубликованных исследований ила личных наблюдений)?
13. Что понимается под референтной группой и какая группа может выступать для школьника в качестве референтной?
14. Специальные исследования показали, что подавляющая часть подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, находится в изоляции в школьном коллективе. На какие выводы это наводит?
15. В одной из школ произошел следующий случай. Школьники с большим единодушием включились в соревнование за лучший класс, которому руководством школы была обещана интересная туристическая поездка во время летних каникул. Для достижения цели в одном из классов были применены все средства, в том числе и подсказки, «шпаргалки», укрывательство нарушителей дисциплины, сдача на макулатуру ценных книг и т. д. Что и почему (предположительно) произошло с классным коллективом, если учесть, что до описанных событий он представлял собой один из лучших в школе? В чем главная ошибка организаторов соревнования?
16. Что следует понимать под «психологическим климатом в коллективе» и от чего он прежде всего зависит?
17. Изучите структуру класса и особенности общения учащихся при помощи наблюдения. С этой целью:
определите круг общения каждого ученика,
охарактеризуйте наиболее типичные для данного возраста средства общения,
выясните содержательную сторону общения детей,
выделите наиболее типичные для данного возраста проявления в общении эмоций, чувств, воли, темперамента.
Данные наблюдений дополните экспериментом. Эксперимент проводится с учащимися всего класса. Каждому школьнику раздается по три листка бумаги, обозначенных цифрами 1, 2, 3. Учащимся последовательно зачитываются три вопроса и предлагается ответить на них в соответствующем листе.
1) С кем из одноклассников ты хотел бы постоянно готовить уроки?
2) С кем из одноклассников ты хотел бы всегда проводить свободное время?
3) С кем из одноклассников ты хотел бы поехать отдыхать?
При анализе подсчитать количество выборов у учеников в каждой системе отношений. Сопоставить полученные результаты.
18. У группы учащихся вашего класса изучите степень выраженности свойств личности, характерных для организатора.
С этой целью обратите внимание на следующие моменты в поведении ваших испытуемых. Как они:
понимают то, что переживают и чувствуют другие люди;
дают оценки другим людям;
находят общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах;
ведут себя во взаимоотношениях с людьми в состоянии возбуждения, гнева, бурной радости;
умеют воздействовать на других убедительностью доводов;
сохраняют постоянство в предъявлении требований к другим людям;
самостоятельно ли включаются в организаторскую деятельность;
доброжелательны ли в отношении к окружающим;
проявляют ли настойчивость в организаторской работе?
Выделите учащихся, у которых свойства организатора выражены ярко и устойчиво проявляются в разных видах деятельности,
и тех, у которых эти качества выражены недостаточно.
Определите личностные качества, наиболее важные для организатора. Обоснуйте полученные данные и учтите их в своей педагогической практике. Для большей убедительности можете провести исследование с использованием социометрии.
19. Роль интересов в развитии личности особенно наглядно проявляется в учебной деятельности, в процессе усвоения знаний. Продумайте:
1. Какими способами вы поддерживаете интерес учащихся в течение урока и развиваете его во внеклассной работе?
2. Какое влияние оказывают интересы на общую успеваемость школьников?
Выполните следующее задание: опишите двух-трех учеников вашего класса, которые интересуются преподаваемым вами предметом (посещают кружки, читают дополнительную литературу и т. д.). Постарайтесь выяснить, когда возник у них интерес к предмету, что способствовало его появлению.
Для выявления особенностей познавательных интересов может быть составлена специальная анкета, из которой можно узнать, какие предметы интересуют учеников данного класса больше всего и почему.
В дополнение к анкетированию проведите беседу, в которой выясните, как связаны интересы с учебной деятельностью ученика, насколько они устойчивы и содержательны.
V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Узловые вопросы темы
1. Общее понятие о деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь.
2. Структура деятельности человека. Действия и движения.
3. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Умения, навыки, привычки и их особенности.
4. Навыки, их структура и закономерности выработки. Проблема переноса и интерференции навыков.
5. Труд, учение и игра как основные виды человеческой деятельности и их сравнительная характеристика. Понятие ведущей деятельности.
Основные психологические понятия по теме
Автоматизация (в психологии) — процесс формирования различных навыков путем упражнения.
Автоматизм — действие, осуществляемое непроизвольно или неосознанно.
Ведущая деятельность — вид деятельности, в котором формируются качественные изменения личности в данный период, например игра в период дошкольного детства.
Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Д. может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.
Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Игра (детская) — вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. И. служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.
Интериоризация — процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.
Интерференция навыков —
ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством.
Кривая упражнений — графическое изображение в виде кривой количественных показателей успешности выполнения осваиваемого действия (затрачиваемого времени, количества ошибок) при его повторениях.
Мотив — то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
Навык — способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.
Общение — взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познава-
тельного или аффективно-оценочного характера.
Привычка — действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.
Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.
Умение — способность осознанно выполнить определенное действие. Составляет основу мастерства.
Учение — процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.
(ЧАСТНЫЕ АКТЫ ДЕЙСТВИЯ)Рис. V.I. Сущность и структура деятельности
Рис. V.2. Факторы эффективности деятельности
Экстериоризация — переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.
Цель — то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.
Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества.
Проблема деятельности органически связана с проблемой личности и сознания. Личность и формируется, и проявляется в ее деятельности. Деятельность — это про-
цесс взаимодействия человека с миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.