За что меня любит мама

Цель:повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.

Ход игры: Все дети сидят в кругу (или за пар­тами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить од­ного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в груп­пе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

После этого целесообразно обсудить с детьми, при­ятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами дела­ют вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Примечание: На первых порах дети, чтобы по­казаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не ме­шают маме писать диссертацию, за то, что любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

ЗАЙКИ И СЛОНИКИ

Цель: дать возможность детям почувствовать се­бя сильными и смелыми, способствовать повыше­нию самооценки.

Ход игры: «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правиль­но, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, ес­ли слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зай­ки, если видят волка?...» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. По­кажите, как спокойно, размеренно, величаво и бес­страшно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

Комментарии: После проведения упражнения ре­бята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой;

Ход игры: Играют взрослый и ребенок (или де­ти). Взрослый начинает игру словами: «Давай по­говорим. Я бы хотел стать...(волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?» Ребенок высказывает предположение и завязывается бесе­да. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступ­ления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда ини­циативу на себя должен взять взрослый.

Комментарии: Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже его.

СКУЛЬПТУРА

Цель: развитие умения владеть мышцами ли­ца, рук, ног и т. д., снижение мышечного напря­жения.

Ход игры: Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — скульптура. По зада­нию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

• ребенка, который ничего не боится;

• ребенка, который всем доволен;

• ребенка, который выполнил сложное зада­ние и т. д.

Темы для скульптур может предлагать взрос­лый, а могут выбирать сами дети. Затем дети мо­гут поменяться ролями. Возможен вариант груп­повой скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изобра­жать, какую — нет.

ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК

Цель: снятие мышечных зажимов, развитие так­тильных ощущений.

Ход игры: Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга раз­личные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.

Данная игра нравится многим детям, но, к сожа­лению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задум­ки партнера по игре, могут волноваться, пережи­вать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому предлагается модификация дан­ной игры.

Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солныш­ко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце0«ласковым» мелком?» И взрос­лый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас бел­ка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «сти­рает» все, что он нарисовал, при этом слегка мас­сируя спину или другой участок тела.

ПОКАТАЙ КУКЛУ

Цель: игра способствует снятию мышечных за­жимов в области рук, повышению уверенности ре­бенка.

Ход игры: Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребе­нок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях), затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжите еще раз.

Наши рекомендации