Изучение гендерных стереотипов в средствах массовой информации

Оглавление

I. Задания для самостоятельной работы студента…………….. 4

Раздел 1. Исторические и методологические основы социальной психологии…………………………………………………………... Раздел 2. Социальная психология личности……………………....  
Раздел 3. Социальная психология группы…………………………
Раздел 4. Социальная психология общения……………………….
II. Тесты для самопроверки уровня усвоения знаний курса…
III. Практикум…………………………………………………….
IV. Словарь специальных терминов……………………………

I. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Раздел 1. Исторические и методологические основы

Социальной психологии

Дайте ответ на следующие вопросы:

Что изучает социальная психология как наука?

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Как может меняться предмет исследования социальной психологии, если ее рассматривать

а) как часть социологии

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

б) как часть психологии

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

в) как самостоятельную область исследования, находящуюся между психологией и социологией в качестве независимой дисциплины

____________

Определите объект, предмет и задачи социальной психологии

__________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Обратите внимание на предмет изучения социальной психологии, исходя из этого, определите связь социальной психологии с другими науками.

__________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

По какому критерию производится деление на этапы развития социальной психологии как науки?

____________________________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Заполните таблицу.

Социально-психологические направления и подходы Основные представители в России и за рубежом Краткое содержание обсуждаемых социально-психологических проблем и вопросов
1.      
2.      
3.      

Какие принципы применяются в социальной психологии?

______________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Какие трудности стоят перед исследователями при классификации методов социально-психологического исследования?

______________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Заполнить таблицу.

Методы социальной психологии Условия проведения Достоинства Недостатки
       
       
       

Раздел 2. Социальная психология личности

Согласны ли вы с утверждением Адлера о том, что чувство неполноценности в детском возрасте играет важную роль в дальнейшей жизни людей? Можете ли вы для примера назвать какие-либо ваши устремления или достижения в настоящее время, которые восходят к ранним переживаниям собственной неполноценности?

______________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Можете ли вы сказать, как порядковая позиция в семье повлияла на ваше личностное развитие? (А. Адлер)

______________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Выберите специфический аспект вашего поведения, который вы бы хотели изменить, — нечто, что вы хотели бы делать («Я и хотел бы не делать этого»). Основываясь на способе применения саморегулируемого изменения поведения А. Бандуры, опишите, как вы бы могли использовать пять основных шагов самоконтроля для того, чтобы вызвать желаемое изменение в вашем поведении. Дайте примеры каждого шага.

______________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Как бы вы оценили иерархическую теорию мотивации Маслоу? Имеют ли смысл его теории на мотивацию человека в ключе понимания вашего собственного поведения и поведения других? Приведите пример.

______________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Решите предложенные ниже задачи, определив тип трансакций, используя понятие трансакций, позиций «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Аргументируйте свою точку зрения.

А) определите характер трансакции:

- Мне еще надо реферат сделать к завтрашнему дню.

- Вечно ты все делаешь в последнюю минуту.

______________

Б) Дочь: «Я ненавижу суп и не буду его есть, он невкусный». Мать: «Я сейчас уйду навсегда. Готовь сама себе».

________________

В) Определите характер трансакции:

- Где твой дневник?

Сын: «Потерял».

_____

Г) Отреагируйте на реплику с позиции «Ребенка»:

- Это что такое! Опять опоздание на работу.

______________

Раздел 3. Социальная психология группы

В чем принципиальные психологические различия между большой и малой группой?

______________

Для каких целей в психологической науке необходимо изучение национальной и этнической психологии?

______________

Какие социальные условия способствуют усилению комформности человека в группе?

______________

Изучение среды аудитории университета и ее влияния на уровень активности студентов

Р. Соммер и его коллеги (1973), изучавшие экологию учебных помещений, обнаружили, что уровень активности и отметки были выше у тех студентов, которые сидели в первых рядах и в центральных частях аудиторий колледжа. Однако поскольку студенты сами выбирают для себя места, то можно считать, что эти открытия отражают один или оба следующих процесса: 1) самоселекцию студентов, когда более способные, словоохотливые или более заинтересованные учебой студенты выбирают передние и центральные места; 2) экологическое влияние, когда большая активность, лучшая учеба и более высокие отметки связаны с некоторыми аспектами положения места в аудитории.

Для исследования этого явления нарисуйте план помещения и расположения мест для трех аудиторий, в которых вы занимаетесь (например, большой лекционной аудитории, маленькой и аудитории для проведения семинаров). Укажите уровни активности студентов, занимающих различные места в аудитории (Н — низкий, С — средний, В — высокий).

Какое влияние оказывает среда аудитории на уровень активности студентов? Какие качества характерны для студентов, которые сидят близко к преподавателю или впереди? Какие качества характерны для студентов, которые выбрали места в задних рядах? Оформите отчет, показав на бланке тип аудитории, план помещения, расположение мест и уровень активности.

______________

______________

Изучение гендерных стереотипов в средствах массовой информации.

Многое, что мы узнаем о мужчинах и женщинах, зависит от того, какими мы видим их по телевизору и в кино, на страницах газет и журналов. Как средства массовой информации изображают мужчин и женщин? На этот вопрос вы и попытаетесь ответить, выполняя это задание. Выберите какое-нибудь средство массовой информации — газету, журнал, телепрограмму, радиопрограмму.

Решите, какую выборку вы возьмете для своего исследования (неделя, семь номеров, десять часов и т.п.) и какой именно материал вы собираетесь наблюдать. Записывайте соответствующие данные.

1. Каким источником вы воспользовались (тип носителя информации)?

2. Что вы смотрели (рекламу, мультфильмы и т.п.)?

3. Как вы собирали данные? (В какое время? Как часто?) Что именно вы наблюдали? (Какую телевизионную программу? В течение скольких часов? Какой журнал вы читали? Сколько номеров?)

4. Какие темы, имеющие отношение к тендерным вопросам, вы обнаружили?

______________

________________________

Наши рекомендации