Развитие мнемических способностей
Развитие мнемических способностей представляет собой развитие системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов. Центральным моментом этого процесса становятся появление и развитие операционных механизмов, обусловленные определенным уровнем развития функциональных механизмов. «Для развития операционных механизмов требуется определенный уровень функционального развития. Развитие же операционных механизмов переводит в новую фазу развития и функциональные механизмы, так как возможности их прогрессивно возрастают, повышается уровень их системности» [11]. Следствие развития системы функциональных и операционных механизмов мнемических способностей — появление регулирующих механизмов.
Системогенез мнемических способностей в общем виде можно представить следующим образом: развитие функциональных механизмов; появление и развитие операционных механизмов; развитие связей между операционными и функциональными механизмами; появление и развитие регулирующих механизмов; развитие системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов.
Развитие мнемических способностей нельзя линейно представить как последовательное прохождение перечисленных этапов. Формируясь, операционные механизмы создают условия для развития функциональных механизмов, которые, в свою очередь, поднимаясь на новый качественный уровень возможностей, стимулируют и позволяют по-иному проявляться, совершенствоваться и развиваться операционным механизмам. Когда личность становится способной владеть своей памятью, это не означает, что функциональные механизмы прекращают свое развитие. Процесс развития механизмов мнемических способностей непрерывен, но неравномерен и гетерохронен.
Б. Г. Ананьев по этому поводу пишет, что в молодом и среднем возрасте формируется и достигает наивысшего уровня общая система памяти, на базе которой начинает развиваться специализированная система закрепления и воспроизведения опыта и знаний, необходимых для данной практической деятельности [11]. Продолжая мысль Б.Г.Ананьева, можно сказать, что чем дальше изучение мнемических процессов будет уходить от описательного уровня, тем в большей степени будут согласовываться и находить объяснения разнообразные экспериментальные факты.
Системогенез функциональной системы мнемических способностей как многоуровневой, динамичной, иерархически организованной, открытой по отношению к образованию новых связей системы представляет собой процесс сложный и длительный. На наш взгляд, в нем можно выделить, по крайней мере, четыре стадии, уровня или этапа развития (см. табл. 17). Основанием для такого заключения стали результаты исследования мнемических способностей детей в возрасте 8 — 9, 10—12 лет, 15 —16-летних юношей, а также взрослых людей 18 — 25 и 25 — 40 лет, обладающих (по жизненным показателям) хорошей памятью.
Ранее мы сделали предположение о возможности рассматривать функциональную систему мнемических способностей (ФСМС) в целом с нескольких точек зрения: развития операционных механизмов, развития регулирующих механизмов, развития ФСМС, что находит выражение в характере запоминания. Развитие мнемических способностей, рассматриваемое в любом из предлагаемых направлений анализа, представляет собой системный процесс. Выделенные этапы развития мнемических способностей всего онтогенеза памяти не охватывают.
В табл. 17 представлены прежде всего принципиальные моменты формирования ФСМС, которые, безусловно, могут быть конкретизированы. Имеется в виду, что развитие функциональных механизмов, обусловленное созреванием мозговых структур, в основном завершилось и начинается формирование ФСМС, хотя, разумеется, разграничение такого рода весьма условно. Формирование ФСМС начинается с появления в структуре памяти какого-либо рода действий, направленных на обработку запоминаемого, которые впоследствии превращаются в определенные системы действий, т. е. операционные механизмы мнемических способностей. (Но если быть более точным, то надо сказать, что формирование ФСМС начинается тогда, когда возникает противоречие между потребностью запомнить и невозможностью это сделать с помощью достигнутого уровня развития мнемических способностей.)
Прежде чем перейти к анализу уровней развития мнемических способностей, охарактеризуем динамику операционных механизмов, регулирующих механизмов, изменения в характере запоминания и в структуре ФСМС.
Развитие операционных механизмов. Появление операционных механизмов в структуре мнемических способностей имеет принципиальное значение. Идея о том, что присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов, получила в психологии памяти распространение, развитие и подтверждение. Л.С.Выготский назвал этот процесс социогенезом высших форм поведения, а А.Н.Леонтьев описал как превращение непосредственного запоминания в опосредствованное. Принципиальную роль в этом процессе А.Н.Леонтьев отводил появлению стимулов-средств в процессе запоминания. Вначале эту вспомогательную функцию выполняют внешние раздражители, а впоследствии какие-то действия самого субъекта. А. Н.Леонтьев процесс развития памяти представлял в виде трех этапов. «Первый этап развития памяти — это развитие ее как естественной способности к запечатлению и воспроизведению. Этот этап заканчивается в нормальных случаях, вероятно, уже в дошкольном возрасте. Следующий, типичный для первого школьного возраста этап характеризуется изменением структуры процессов запоминания, которые становятся опосредованными, но которые протекают с преобладающей ролью внешнего средства. В свою очередь, опосредованное запоминание развивается по двум линиям: по линии развития и совершенствования приемов употребления вспомогательных средств, которые продолжают оставаться в форме извне действующих раздражителей, и по линии перехода от внешних средств к средствам внутренним. Такая память, основанная на высокоразвитой способности инструментального употребления внутренних по преимуществу элементов опыта (внутренних "средств-знаков"), и составляет последний и высший этап ее развития...» [129, с. 463].
Этапность развития памяти А. Н.Леонтьев назвал предварительной схемой, видимо, подчеркивая тем самым всю сложность реального процесса развития памяти. Действительно, нельзя представлять развитие памяти так, что с появлением опосредствованного запоминания прекращается развитие «естественной способности к запечатлению и воспроизведению». Способность к запечатлению с развитием личности не пропадает и не прекращает своего развития. Она качественно меняется. Меняется ее место в системе памяти: доминирующую роль начинают играть опосредованные процессы запоминания, а развитие «естественной способности к запечатлению и воспроизведению» осуществляется через упрочение связей с вновь появившимися компонентами.
Кроме того, этап развития памяти, когда процессы запоминания протекают с преобладающей ролью внешнего средства, трудно рассматривать как предшествующую ступень появления внутренних средств. Внешние средства запоминания — это не столько компенсация возможностей памяти, сколько компенсация недостаточной мотивации памяти. Субъект внешними средствами (знаки, зарубки, узелки и т.п.) заставляет себя вспомнить что-то. Это в очередной раз подтверждает, что объяснить перерастание механической памяти в логическую, говоря словами А. Н.Леонтьева, можно, рассматривая память как систему механизмов.
Развитие операционных механизмов, представляющее собой формирование системы действий, происходит в двух направлениях: в сторону увеличения возможного набора способов обработки материала и умения их использовать. Сущностью обоих является усложнение операционных механизмов: от перцептивной обработки запоминаемого к обработке на уровне представлений, памяти, воображения, к мыслительной обработке. Большая часть выделенных мнемических приемов может осуществляться на разных уровнях. Строение операционного механизма, т.е. то, как реализуется тот или иной прием, также может быть различным в зависимости от того, на перцептивном или мыслительном уровне осуществляется обработка запоминаемого материала. Появление операционных механизмов мнемических способностей на уровне мышления — принципиальный момент в развитии памяти, так как на этом этапе память начинает функционировать как система, что обусловлено рядом факторов, и в частности регулирующим действием мышления на все нижележащие уровни.
Если до этого регуляция была обусловлена в значительной степени запоминаемым материалом, то с развитием строения операционного механизма регуляция процесса запоминания превращается в регуляцию со стороны субъекта, другими словами, характер взаимодействия субъекта и объекта качественно меняется в сторону доминирующей роли субъекта. С появлением обработки запоминаемого на уровне мышления система функциональных, операционных и регулирующих механизмов становится более интегрированной. Одновременно с процессами интеграции происходят процессы дифференциации памяти как многоуровневой иерархически организованной системы. Процессы интеграции и дифференциации, являющиеся следствием формирования ФСМС, имеют и свою феноменологию: это многообразие видов памяти с различной эффективностью. Кроме того, значительную сложность вызывает объяснение полученного результата долей какого-то одного мнемического механизма.
Характер запоминания с появлением операционных механизмов мнемических способностей на уровне мышления становится более осмысленным и произвольно управляемым, или менее «механическим». Анализ развития операционных механизмов в том и другом направлениях свидетельствует о неравнозначности различных мнемических приемов. Существуют способы обработки запоминаемого, которые могут совершаться при незначительной смысловой обработке на перцептивном уровне (выделение опорного пункта, группировка, выделение последовательностей, ассоциации). Другая группа мнемических приемов характеризуется тем, что функционирует в значительной степени благодаря памяти, представлению, воображению (перекодирование, мнемотехниче-ские приемы). Наиболее сложные способы обработки материала в целях запоминания (аналогия, систематизация, структурирование) могут совершаться при доминирующей мыслительной обработке. Трудоемкость того или иного мнемического приема, в свою очередь, предопределяет развитие других компонентов мнемических способностей и развитие ФСМС в целом.
Таким образом, память благодаря развивающимся операционным механизмам делается более эффективной, т. е. способной устанавливать все больше разнохарактерных и разноуровневых связей запоминаемого с чем-либо известным, представляемым, воображаемым. Другими словами, память становится все более открытой системой, развивается благодаря открытости и в соответствии с наличной степенью открытости [171].
В этой связи можно вспомнить мысль Ж. Пиаже о том, что развитие психической деятельности является функцией от все увеличивающихся масштабов взаимодействия. В развитом виде операционный механизм представляет собой познавательную деятельность, имеющую своей целью реализацию определенного мнемического приема. Мнемический прием, следовательно, становится заключительным звеном сложной перцептивно-представленческо-мнемическо-мыслителъно-воображательной деятельности. Характер этой деятельности, уровень ее функционирования предопределены уровнем развития познавательных способностей субъекта, а виды мнемических приемов, их разнообразие в значительной степени заданы действительностью, требованиями деятельности, т.е. извне.
Можно сделать вывод, что развитие операционных механизмов мнемических способностей есть результат взаимодействия разнонаправленных тенденций: со стороны субъекта и со стороны деятельности. При этом формирование каждого конкретного, индивидуального, своеобразного способа запоминания происхо-дит под влиянием особенностей интеграции познавательной деятельности субъекта «сверху», т.е. со стороны мышления, и «снизу», т.е. со стороны восприятия.
Развитие регулирующих механизмов. Регулирующие механизмы развиваются от внешней по отношению к мнемическим способностям регуляции, т. е. регуляции со стороны мотивации (возможно, здесь в единстве с мотивацией выступают волевые и эмоциональные компоненты), к внутренней регуляции, являющейся следствием развития системы функциональных и операционных механизмов. Формирование операционных механизмов как систем действий: ориентировочных, контролирующих, корректирующих, антиципирующих, принятия решения и оценки — создает условия для появления регулирующих механизмов мнемических способностей. Система функциональных и операционных механизмов с появлением внутренней регуляции становится саморегулирующейся системой. Но появление внутренней регуляции не означает уменьшения роли внешней регуляции, так как смысл, цель функционирования саморегулирующейся системы мнемических способностей находятся за пределами памяти. С возникновением внутренней регуляции появляется основание говорить о регуляции мнемических способностей в полном смысле слова, т.е., применяя тот или иной мнемический прием, можно управлять процессом запоминания через контролирующие, корректирующие, оценочные и другие действия. Таким образом, взаимодействие внешней и внутренней регуляции приводит к формированию регулирующих механизмов мнемических способностей.
Формирование функциональной системы мнемических способностей. ФСМС —- результат развития познавательных способностей человека. Формирование ФСМС начинается с появления и развития операционных механизмов. В процессе формирования ФСМС можно выделить несколько принципиальных моментов. Сначала сильнее выражены отдельные действия. В наших экспериментах наиболее развитые мнемические способности 10—12-летних детей характеризовались наличием программирующих и контролирующих действий. На следующем этапе формирования ФСМС субъект владеет действиями контроля, ориентировки, оценки, принятия решения и т.д., т.е. все компоненты ФСМС сформированы и выпукло представлены в процессе запоминания и воспроизведения. Высший этап ФСМС характеризуется единством функциональных и операционных механизмов, когда трудно вычленить отдельные действия в процессе запоминания и долю участия того или иного механизма в целом.
Функциональная система мнемических способностей. Запоминание и воспроизведение совершаются при различной доле участия функциональных и операционных механизмов мнемических способностей. Процесс запоминания в зависимости от степени участия тех или иных механизмов может быть: с опорой на функциональные механизмы; с опорой на функциональные механизмы и тенденцией к операционным механизмам; с опорой на те и другие механизмы; с опорой на систему функциональных и операционных механизмов.
Запоминание с опорой на функциональные механизмы наблюдается при несформированной ФСМС, а также тогда, когда развертывание мнемической деятельности затруднено. С появлением операционных механизмов, развитием ФСМС характер запоминания будет иной. Можно сказать, что характер запоминания есть функция степени развития операционных механизмов. Для развитых мнемических способностей в большей степени характерно запоминание с опорой на функциональные и операционные механизмы, т.е. смысловое, опосредованное, произвольное запоминание и воспроизведение.
На основании вышесказанного приходим к выводу, что мнемические процессы могут совершаться на различных уровнях. Необходимо отметить, что представление о многоуровневости памяти имеет свою историю (А. Р. Лурия [141]; Р. Аткинсон [20]; Б. М. Ве-личковский [51]; С.А.Изюмова [97]; и др.).
Этапы развития операционных, регулирующих механизмов и, следовательно, этапы формирования ФСМС, а также характер запоминания определенным образом связаны между собой, что находит выражение в конкретном уровне функционирования мнемических способностей. Основываясь на приведенных теоретических соображениях и экспериментах, положенных в основу диагностики и развития мнемических способностей, мы предлагаем следующую уровневую схему их развития (см. табл. 17).
Первый уровень — этап додеятельностнойпамяти. На этом этапе нет ФСМС. Запоминание совершается с опорой на функциональные механизмы, так как операционные механизмы еще не появились. Разумеется, отсутствие операционных механизмов в структуре мнемических способностей не означает, что любая обработка материала отсутствует. Перцептивная обработка запоминаемого может иметь место, но это нецеленаправленный, слаборегулируемый процесс. На первом уровне развития мнемических способностей регулирующие механизмы не сформированы. Существует внешняя регуляция со стороны мотивационной сферы личности, что находит выражение в желании запомнить, в стремлении сосредоточиться, быть внимательным. Каким образом запоминает субъект, если его мнемические способности находятся на данном этапе развития? Феноменологически запоминание на этом уровне близко к запечатлению и механическому запоминанию. Сказанное означает, что информация циркулирует, повторяется, персеверирует, но не обрабатывается, не трансформируется.
Сущность данного этапа развития мнемических способностей заключается в запоминании с опорой на функциональные механизмы.
Второй уровень развития мнемических способностей характеризуется рядом существенных отличий от предыдущего. Главная, определяющая качественно иную специфику этого уровня особенность — появление в структуре памяти операционных механизмов. Операционные механизмы мнемических способностей функционируют преимущественно на перцептивном уровне. Ими могут быть: группировка, распределение по объему, по времени, в пространстве, перекодирование, выделение опорного пункта по внешним признакам и другие способы обработки запоминаемого, а также ассоциации.
Таблица 17