Тема 3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИЙ

Классификации методов исследования. Генетические методы. Праксиметрические методы. Психометрические методы. Экспериментальные методы. Методы математической обработки. Методы исследования психологии профессий.

ТЕМА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Сущность профессионального самоопределения. Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности. Конфликты профессионального самоопределения.

Тема 5. ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИЙ

Понятие профессии. Психологическая классификация профессий. Классификация учебных профессий. Сущность профессиографии. Методы профессиографических исследований. Дифференцированное професссиографирование. Формализованная схема профессиограммы.

Тема 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Аттестация как научно-практическая проблема. Приоритеты аттестации. Процедура и методика аттестации. Системы и методы аттестации кадров. Оценка результативности деятельности (на примере деятельности руководителя учебного заведения). Определение критериев оценки деятельности. Разработка шкалы аттестации. Оценка профессионально-психологического потенциала (на примере руководителя учебного заведения). Компоненты профессионально-психологического потенциала. Методика оценки компетентности. Методика оценки профессионально важных качеств.

Тема 7. КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Типология кризисов личности. Методика изучения кризисов. Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития. Психологические особенности кризисов профессионального становления.

Тема 8.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ ЛИЧНОСТИ

Психологические детерминанты профессиональных деструкций. Уровни профессиональных деформаций. Профессиональные деформации менеджеров.

Тема 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Психологическое сопровождение на стадии оптации. Психологическое сопровождение профессионального образования. Психологическое сопровождение на стадии профессиональной адаптации. Психологическое сопровождение на стадии профессионализации. Формы профессионального роста и карьеры. Психологическое сопровождение на стадии мастерства. Психологическое сопровождение на этапе прекращения профессиональной деятельности.

Тема 10. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Развитие психологического профконсультирования. Основные направления профконсультирования. Типы профконсультации. Психотехнологии профконсультирования. Психодиагностика в профессиональном консультировании.
Этические проблемы профессионального консультирования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Методические рекомендации по дисциплине «Психология профессий» предназначены для студентов факультета психологии.

Данная разработка позволит студентам адаптироваться в системе теоретико-методологических знаний, углубить и конкретизировать информацию по проблемам дисциплины «Психология профессий».

Рекомендации содержат планы, литературу к практическим занятиям, задания для самостоятельной работы студентов.

Виды заданий на занятиях по дисциплине «Психология профессий»

1. Кратко законспектировать и проанализировать один из первоисточников по введению в специальность.

2. Составить в индивидуальных пособиях схемы ответов на каждый из вопросов плана практического занятия (это могут быть сложный план, тезисная запись ответа, цитатный план по 2-3-м источникам – учебникам разных авторов, таблица или логическая схема с последовательно, системно расположенными детерминированными составляющими, т.е. некий алгоритм полного, включающего основные понятия, примеры, сопоставление разных точек зрения ответа).

Все виды работ индивидуальны по форме.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Тема занятий Содержание занятий Объем (ауд. часы)
1. Методы исследования психологии профессий. 1. Используя таблицу классификаций профессий Е.А.Климова, фундаментальную схему профессиографии и схему психологического профиля личности, составить профессиокарты:на психолога, работающего в системе образования. 2. Знакомство, проведение и анализ экспериментальных методов в психологии профессий.  
2. Профессиональное самоопределение личности. Составьте планы личностного и профессионального развития работников, представителей профессий типа «Человек-человек», «человек-техника», «человек- знак» в возрасте от 25 лет.  
3. Психологические аспекты аттестации персонала. 1. Разработать систему аттестации персонала небольшой (70-80 чел.) коммерческой организации, объединяющей три подразделения: производство (прошив верхней женской одежды); система магазинов; управленческий аппарат. 2. Разработать систему аттестации персонала рекрутинговой компании, специализирующейся по поиску управленцев высшего звена и редких специалистов. 3.. В таблице выделите типичные достоинства и недостатки основных методов оценки персонала, используемых в практике работы. 4. Разработайте процедуру оценки управленцев низшего и среднего звена.  
4. Кризисы профессионального становления личности. Составьте программы психологической профилактики профессиональных деструкций работников, представителей профессий типа «Человек-человек», «человек-техника», «человек- знак».
5. Психологическое сопровождения профессионального становления личности. Составьте программу действий по психологическому сопровождению молодого специалиста (с учетом особенностей рабочего места и конкретной организации – государственное производственное предприятие, транспортная организация, частная коммерческая фирма).  
6. Психологическое профессиональное консультирование. Отработка навыков профконсультиорвание, апробирование техник и методик профконсультирования.

Наши рекомендации