Стресс медицинских работников
Стресс медицинских работников вызван рядом специфических особенностей их профессии.
Во-первых, это огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, которая тяжким грузом ложится на их плечи.
Во-вторых, длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций — страдания, боли, отчаяния, раздражения и т. д., которые так или иначе по механизму эмоционального заражения передаются и на медицинский персонал.
В-третьих — это неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами, что нарушает естественные биоритмы труда и отдыха и негативно влияет на адаптационные способности организма.
В-четвертых (что характерно для постсоветского пространства), заработная плата врачей и среднего медицинского персонала явно не соответствует степени их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворенности своей профессией и связанные с этим фактом личностные стрессы. Однако следует заметить, что четвертая причина стрессов (зарплата) не является определяющей, о чем свидетельствуют данные по западным медикам.
Например, в 1992 году в Англии 40% всех случаев нетрудоспособности у лиц коммуникативных профессий, в частности врачей, были связаны со стрессом. Среди обследованных медиков 1/з принимала медикаментозные средства для снятия эмоционального напряжения, а степень употребления ими алкоголя с этой целью превышала средний в популяции уровень. Обследование 620 врачей общей практики в Великобритании в 1995 году выявило у 41% из них высокий уровень тревоги и у 26% врачей — клиниче-
ски выраженную депрессию, нередко даже более значительную, чем у их пациентов. Это неожиданное открытие оказалось важным стимулом не только к тому, что для врачей в Великобритании стали проводить регулярные семинары по диагностике и преодолению профессионального стресса, но и к тому, что в Британской медицинской ассоциации в середине 90-х годов открыли круглосуточную службу психологической поддержки для медработников.
Исследования показывают, что явление стресса сопутствует повседневной, рутинной профессиональной деятельности, часто требующей от врачей достаточно интенсивного, не обязательно конфликтного, но эмоционально напряженного общения с пациентами, причем у врачей общей практики частота и интенсивность этого синдрома оказалась даже большей, чем у хирургов или травматологов1.
Симптомы «стресса медработников» не отличаются строгой специфичностью и могут варьировать в широком диапазоне — от легких реакций типа раздражительности, повышенной утомляемости и т. д. до невротических и даже психосоматических расстройств у самих врачей. При этом большое значение играют тип ВНД и черты личности, например, у меланхолика больше шансов впадать в уныние и беспокойство по поводу работы, а у холерика выше вероятность возникновения агрессивного стиля общения с пациентами.
Как отмечает специалист в области профессиональных стрессов В. А. Винокур, профессиональный стресс — это, прежде всего, следствие снижения профессиональной мотивации, а «профессиональное выгорание» и сохранение увлеченности работой — это два полюса взаимоотношений человека и профессии. Целым рядом исследований показано, что постепенно развивающаяся профессиональная деформация у медицинских работников достаточно часто приводит к тому, что при высокой степени «выгорания» нарастает тенденция к негативному, нередко даже скрыто-агрессивному отношению к пациентам, общению с ними в односторонней коммуникации путем критики, оценок, давления, от чего, естественно, страдают обе стороны.
Стресс руководителя
Согласно одному из важнейших постулатов китайской философии, все в этом мире уравновешено и сбалансировано. Так же, как две сущности инь и ян плавно перетекают друг в друга, любое наше достижение, любой успех имеют оборотную сторону, которая вносит горечь
1 Винокур В. Л. Профессиональный стресс у медицинских работников // Вестник МАПО. 2002. № 2, с. 4.
148 Глава 5. Особенность профессиональных стрессов
в сладкий вкус победы. Стресс руководителя — это одна из форм неизбежной расплаты за движение вверх по карьерной лестнице, ведущей к власти и богатству. Чем выше поднимается по ней человек, тем больший груз ответственности давит ему на плечи, тем большим количеством подчиненных ему приходится управлять, тем больше фактов и явлений он должен держать под контролем.
Известный польский ученый А. Кемпински так описывает стресс руководителя: «Типичным примером гиперстенической формы может служить так называемый "директорский невроз", появляющийся у людей, занимающих руководящие посты, которые не могут справиться со своими обязанностями и живут в постоянном напряжении. Они все время что-то оформляют, неоднократно держат сразу несколько телефонных трубок, на простые вопросы реагируют вспыльчивостью и часто дают противоречивые распоряжения. Своим поведением они раздражают окружающих, все вертятся как белки в колесе, что в результате приводит к всеобщему раздражению» [7; с. 27].
Автор далее отмечает, что цена подобного карьерного продвижения может оказаться слишком высокой. Он пишет: «Борьба с сопротивлением окружения у таких руководителей приводит к большой мобилизации вегетативной и эндокринной систем. Особенно перегружена бывает в этих случаях сердечно-сосудистая система. В результате инфаркты миокарда являются частым ответом этой неумелой борьбе с сопротивлением окружения» [7; с. 259].
Источником «профессионального» стресса у бизнесмена (как владельца небольшой фирмы, так и управляющего крупной кампанией) может стать любой фактор:
+ некомпетентные подчиненные;
+ недобросовестные партнеры;
+ жесткие конкуренты;
+ непредсказуемые политики;
+ жадные чиновники;
+ требовательные клиенты и т. д.
У высокопоставленного служащего госаппарата часть этих стрессов, связанных с бизнес-рисками, отсутствует, но они с лихвой пополняются неустойчивостью его положения в иерархической структуре, более выраженной зависимостью от своего непосредственного начальника и бескомпромиссной карьерной конкуренцией, скрытой от постороннего взгляда, но от этого не менее жесткой.
В числе главнейших стрессов руководители различного уровня назвали:
Вопросы и задания для проверки усвоения знании 149
+ «сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативных инструкций»;
+ «низкую мотивацию сотрудников и необходимость постоянного контроля за их деятельностью»;
+ «отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конфликты с ними», «постояннюую нехватку времени»;
+ «чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства» (у госчиновников и руководителей дочерних предприятий);
+ «ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами»;
+ «потерю смысла деятельности»;
+ «стресс несбывшихся надежд» и т. д.
Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей разного ранга является целый букет невротических и психосоматических
заболеваний:
1) повышенная раздражительность;
2) бессонница, гипертония или вегетососудистая дистония;
3) нарушения функций желудочно-кишечного тракта (запоры, язва
желудка, дисфункция поджелудочной железы);
4) головная боль, мышечные боли различной этиологии и т. д.
Следствием этих хронических заболеваний являются инфаркты,
инсульты и сокращение продолжительности жизни современных российских руководителей, несмотря на их, казалось бы, неограниченные возможности в получении высококачественного лечения. Такое положение связано с отсутствием навыков к рефлексии и саморегуляции у многих руководителей.
Вопросы и задания аля проверки усвоения знаний
1. Перечислите основные объективные факторы возникновения про
фессионального стресса.
2. Перечислите основные субъективные факторы возникновения про
фессионального стресса.
3. Приведите примеры объективных факторов, вызывающих профес
сиональный стресс:
Глава 5. Особенность профессиональных стрессов
Литература 151
это |
вредные характеристики производственной среды к тяжелым условиям работы можно отнести
<> примеры чрезвычайных производственных обстоятельств
4. Перечислите четыре группы межличностных факторов, которые
могут вызывать стресс.
5. К внутриличностным факторам профессионального стресса мож
но отнести:_________________________
6. Назовите основные симптомы синдрома эмоционального выгора
ния и напишите, в чем они выражаются.
7. В чем проявляется учебный стресс?
8. Опишите фазы развития экзаменационного стресса, исходя из
концепции Г. Селье.
9. Перечислите факторы, которые могут способствовать развитию
стресса у спортсменов.
10. Перечислите три формы соревновательного стресса.
& Выберите правильный вариант ответа
1. Какая причина стресса не относится к группе объективных факторов?
а) вредные характеристики производственной среды;
б) тяжелые условия работы;
в) отношения с руководством;
г) чрезвычайные обстоятельства.
2. Какая причина стресса не характерна для труда шахтеров?
а) условия замкнутого пространства;
б) угольная пыль;
в) низкая температура;
г) ожидание возможной аварии.
3. Какой фактор стресса относится к форс-мажорным обстоятельствам?
а) срыв поставок продукции;
б) длительная работа;
в) высокий темп деятельности;
г) повышенная ответственность;
д) значительные физические нагрузки.
4. Какая причина стресса относится к группе профессиональных субъектив
ных причин?
а) низкая самооценка;
б) неуверенность в себе;
в) страх неудачи;
г) нехватка знаний, умений и навыков.
5. Явление деперсонализаиии, которое сопровождает синдром эмоииональ-
ного выгорания, это:
а) чувство эмоциональной опустошенности, уменьшение количества по
ложительных эмоиий, возникаюших в связи со своей работой;
б) ииничное отношение к труду и объектам своего труда (бесчувственное,
равнодушное отношение к пациентам, клиентам, посетителям);
в) формирование чувства некомпетентности, фиксаиия на неудачах в своей
профессии.
6. Какая профессия, по результатам исследования английских психологов,
считается наиболее стрессогенной?
а) библиотекари;
б) пилоты;
в) шахтеры;
г) полицейские;
д) журналисты.
7. Какой фактор учебной сессии снижает уровень стресса?
а) повышенная статическая нагрузка;
б) изменение режима сна и бодрствования;
в) эмоциональные переживания;
г) уверенность в себе;
д) неуверенность в себе.
8. Какой фактор, вызываюший стресс у медицинских работников, назван не
верно?
а) ответственность за жизнь и здоровье пациентов;
б) длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоиий пациентов;
в) монотонный режим работы;
г) низкая заработная плата.
9. Какой из перечисленных факторов, влияюших на развитие стресса, отсут
ствует у бизнесмена — владельца компании?
а) ближнее социальное окружение (родители, друзья, коллеги);
б) некомпетентные подчиненные;
в) недобросовестные партнеры;
г) конкуренты;
д) зависимость от своего начальника.
Литература Основная
1. Вяткин Б. Л. Управление психическим стрессом в спортивных соревнова
ниях. М., 1981, с. 5-77.
2. Фаустов Л. С., Щербатых Ю. В. Обучение и здоровье. Воронеж, 2000,
с. 3-25.
3. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000, с. 5-118.
Глава 5. Особенность профессиональных стрессов
10. 11. 12. |
13. 14. |
15. 16. 17. 18. |
Дополнительная
4. Боканова О. М. Некоторые показатели сердечно-сосудистой системы у сту
дентов вечернего отделения в период экзаменационной сессии // Вопро
сы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974, с. 130.
5. Гиссен Л. Д. Время стрессов. М., 1990, с. 10-113.
6. Доскип В. А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психи
ческое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М., 1988, с. 147-160.
7. Кемпипски А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975, с. 26-28; 259.
8. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпириче
ские исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001.
Т. 22, № 1, с. 90-101.
9. Плотников В. В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в ус
ловиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983. № 5, с. 48-50.
Самоукина Н. В. Психология идюдагогика профессиональной деятельно
сти. М., 1999, с. 186-213.
Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. 2000. № 3, с.111-115.
Щулшенко И. М. Семестровые экзамены в медицинском вузе: учебная необходимость или дань традиции? // Врачебное дело (Л1кар. справа). 1998. № 1, с. 202-204.
Элкин А. Стресс для «чайников». М., 2005, с. 311-313. Вугпе В. М. Вигпои!: *ез1:т§ Ьг 1пе уаНсПСу, герНса^оп апс! туапапсе оГ саиза! зггисШге асгозз е!етеп1;агу, тг.егтесПа1;е апс! зесопс!агу 1еасЬегз // Атепсап ЕсЫсаСюпа! КезеагсЬ ]. 1994. V. 31 (3). Р. 645-673. Но!( Р., Рте М.}., ТоИе/зоп N. МесНаглп^ зггезз: Зитуа! оГ сЬе Ьагс!у // Рзу-сЫо^у т г-Ье 5сЬоо1з. 1987. V. 24 (1) Р. 51-58.
МазЬсН С. ВигпоиС: А тиШсНтепзюпа]регзрес1луе // РгоГеззюпа! Ьигпои1: Кесеп!: с1еуе!ортеп1з т 1пе 1пеогу апо1 гезеагсЬ. \УазЫп§1;оп В.С.; Тау!ог & Тгапс1з, 1993, Р. 19-32.
РгсЪепщ ТН. ТЬе е№ес1з о^ оссираНопа! з^гезз оп Ыоос! ргеззиге 1п теп апс! \уотеп // Ас1а рЬузю!. зсапс!. 5ирр1.1997.У. 161, 5ирр!.№. 640. Р. 125-128. 5сНера^а^. /)., А1'АЫ М., ШгКей Т. I. Раззеу К. В., 1оиа11о Ж К. АсМИуе ргеззог еЯес1з оГсагТете апс! з^гезз 1п та!е тесНса! з1ис!еп1:5 а1 пзк Гог Ьурег-1епз1оп // Ат. ]. НурегСепз. 2000. V. 13. Р. 475-481.
Глава 6