Цвет как средство выявления формы и организации пространства

Цвет в объемно-пространственной структуре или в окраске отдельных предметов может быть использован как средство композиции. Так, например, окраска строительных конструкций или архитектурных элементов здания выявляет характер их работы, напряженность усилий, взаимные связи.
Несущие элементы (колонны, столбы, фермы) логично окрашивать в более темные или насыщенные цвета, заполняющие панели - в относительно светлые и мало насыщенные. Тектоника объемной вещи также выявляется окраской: например, ее нижняя, наиболее нагруженная часть окрашивается в относительно "тяжелый" и "прочный" цвет, верхняя часть - легче и светлее. Неподвижные и подвижные части, конструктивные и рабочие детали также можно выделять различной окраской.
При помощи цвета решается задача зрительного уменьшения или увеличения пространства (вещи), иллюзорного исправления пропорций и всевозможных деформаций. Так, легкие и светлые "отступающие" цвета стен и перекрытий иллюзорно увеличивают пространство, а теплые и насыщенные цвета его уменьшают; цветовые пятна определенного рисунка зрительно увеличивают или уменьшают высоту, сокращают длину пространства, придают требуемые пропорции, вносят динамизм или статичность и т. д. Примеры решения множества "формально-композиционных" задач можно видеть в окраске произведений природы: животных, насекомых, птиц, растений.
В объемно-пространственной структуре цветом также можно решать множество задач композиционного порядка. Например: выделить главный элемент структуры; связать все элементы воедино; уравновесить структуру или, наоборот, разрушить равновесие; разделить пространство на зоны или участки; указать направление движения; выявить собственный ритм структуры или придать ей другой; деформировать отдельные фигуры или участки пространства; иллюзорно увеличить одно из измерений (например, высоту) или уничтожить его. В практике могут возникнуть и многие другие задачи.

Психологический аспект восприятия человеком цвета связан с культурными, мировоззренческими, эстетическими традициями среды, в которой вырос и сформировался человек, его прошлым опытом, па-мятью, ассоциативным характером мышления. Особую роль играют природные ассоциации. По словам Фрилинга и Ауэра, "все цветовые представления человека - отражение природных соотношений".
Природные ассоциации легли в основу деления цветов спектра на теплые и холодные. Деление это достаточно условно, так как соседние цвета одной группы спектра в свою очередь вступают в отношения "теплый - холодный". И, наконец, один и тот же цвет кажется более теплым или более холодным в зависимости от фона, на котором он воспринимается.
Ассоциации вместе с рядом зрительных иллюзий являются причинами того, что различные цвета по-разному участвуют в формировании пространственных представлений человека. Одинаковые по размерам предметы, имеющие разную окраску, воспринимаются различными по величине. Из двух одинаковых по величине предметов, окрашенных в светлый и темный тона, светлый предмет кажется больше темного. Из одновременно рассматриваемых равных по величине предметов наибольшим кажется предмет, окрашенный в ахроматический цвет, затем - в один хроматический и наименьшим кажется предмет, в окраске которого использовано несколько цветов. Отсюда вытекает эффект "увеличивающих" и "уменьшающих" цветов.
С иллюзией изменения величины предмета связана и зрительная оценка веса предметов. Светлый предмет кажется легче темного. Из двух предметов, окрашенных в достаточно светлые хроматические цвета, более легким кажется тот, который окрашен в холодный цвет. Из этой иллюзии вытекает деление на "тяжелые" и "легкие" цвета: темные, малонасыщенные, теплые цвета оцениваются как тяжелые, а светлые, холодные - как легкие цвета. При сравнении чистых спектральных цветов более легкими принято считать желтые цвета с постепенным утяжелением через оранжевые к красным и через зеленые и синие к фиолетовым. При разной насыщенности более тяжелыми кажутся насыщенные цвета.
Очень важный эффект выступания и отступания цветов основывается и на ассоциативных представлениях и на объективных закономерностях физиологической оптики. В связи с тем что вблизи цвет предмета различается лучше всего, а по мере удаления теряет насыщенность и синеет в силу законов воздушной перспективы, предмет насыщенного цвета воспринимается человеком как расположенный более близко, чем малонасыщенного цвета. Сказывается и различное преломление хрусталиком глаза лучей: цветовое излучение с большой длиной волны преломляется хрусталиком под меньшим углом, чем коротко-волновое излучение. Таким образом, хрусталик дифференцирует поток в зависимости от волновой характеристики и проецирует изображение в разных точках прямой, перпендикулярной к поверхности сетчатки. Чем короче волны светового потока, тем дальше расположенным от наблюдателя будут казаться предмет или плоскость, окрашенные в холодный цвет.
Эффект выступания и отступания цветов зависит и от таких факторов, как размер рассматриваемого цветного пятна, его отношение к фону по степени контраста, его насыщенность и светлота. Сравнение различных угловых размеров цветного пятна показало, что влияние углового размера скорее сказывается на восприятии холодных цветов. У теплых цветов эффект приближения четче проявляется при большей светлоте и меньшей насыщенности, у холодных - при противоположных показателях. Изменение насыщенности способно перевести цвет из одной группы в другую. Так, желтый и оранжевый цвета, доведенные до предельной насыщенности, могут восприниматься уже как отступающие по сравнению с синими малой насыщенности и сравнительно высокой светлоты, которые оценивались как выступающие. Возможность оценки образцов зеленого цвета то в качестве отступающих, то в качестве выступающих заставляет отнести зеленый цвет в особую группу пространственно нейтральных цветов.
Эффект приближения и удаления сказывается четче при достаточной степени контраста образца с фоном. В группе выступающих цветов эффект сказывался сильнее в тех случаях, когда образцы были значительно светлее фона.
Психологический аспект восприятия человеком цветового окружения включает такой фактор восприятия, как "цветовое предпочтение". Психологи считают, что цветовое предпочтение формируется на основе ассоциаций и зависит от пола, темперамента человека, психического склада его характера, социальных установок и национальных традиций.



Наши рекомендации