Глава8. Net-мышление и сетевой текст
Для обозначения новой науки Герман Хакен предложил термин «синергетика» (от греч. synergos — вместе действующий)6.
Виртуальные объекты обеспечивают действительность и мощь мышления, их эффективность обнаруживается в поведении, они проявляются в дальнейших явлениях и событиях, но не существуют de jure и de facto. Можно предположить, что подобные виртуальные объекты как раз и представляют собой устойчивые алгоритмы синерге-тической самоорганизации.
Об Интернете, который способствовал становлению NET- мышления: Больше всего аналитиков поражает полная стихийность и самодетерминированность Интернета.
Сложность этой системы определяется самостоятельностью образующих ее элементов — пользователей, каждый из которых обладает свободной волей и стремлением к самореализации и вместе с тем участвует в общем взаимодействии, так или иначе согласовывая свою активность с циклами, фазами и актуальными ресурсами всей системы и отдельных ее подструктур.
Главным условием функционирования и самореализации такой системы является отсутствие внешнего управления, единой «направляющей руки». Продукт этой системы — она сама.
Самоцелью Сети оказывается порождение адекватных интерпсихических (социальных) и интрапсихических (личностных) механизмов адаптации и развития на основе всей циркулирующей информации и всей творческой энергии, которая имеется в системе.
Интернет предполагает новую парадигму мышления. Прежде всего потому, что, подобно коллективному сознанию, «всемирной паутине» свойственна системность, находящаяся в непрерывном становлении и порождении.
Понятие психологической зрелости:
1. В терминах психоанализа зрелая личность отличается высокой внутрипсихической дифференцированостыо, осознано-стью влечений, способна отличать одно состояние от другого и отделять свои отношения и чувства от внешних объектов.
2. С точки зрения экзистенциализма зрелость — это способность к ответственному выбору, свобода от зависимости, самодостаточность и самодетерминация.
3. В рамках гештальт-психологии зрелость — это ощущение целостности и аутентичности личности.
А в целом зрелость — это оптимальное состояние психики, в котором человек не испытывает нужды в поддержке извне, от окружающего мира, а находит достаточные источники энергии и уверенности в самом себе.
Четыре патогенных формы нарушения контакта с миром (по Перлзу):
Слияниесостоит в том, что человек не в состоянии дифференцировать себя и других, не определяет, где кончается его «Я» и где начинается «Я» другого человека, и характеризуется переживанием синтонности, эмоциональной связи, непосредственного ощущения единства. Можно сказать, что слияние есть наибольшая степень нерасчлененности.
Интроекция— это тенденция принимать установки и убеждения других людей без критики. «Интроекты», то есть убеждения, мысли или чувства, которые не были проработаны и потому не стали личностными, вступают в противоречие с глубинными представлениями.
Проекция— это обратное и дополнительное к интроекции стремление приписывать другим людям и внешним обстоятельствам то, что происходит внутри «Я». При проекции граница со средой сдвинута таким образом, что некоторые аспекты «Я» выглядят принадлежащими внешнему миру.
Ретрофлексиябуквально означает «поворот на себя». Ретрофлексирующий человек склонен искать причины всего происходящего в себе самом и вместо того, чтобы воздействовать на среду, воздействует на самого себя. В результате у человека формируется отстраненное отношение к себе как внешнему объекту, постороннему лицу. Четко разделяется «Я» как субъект действия и «Я» как объект рефлексии и оценки. Тем не менее ретрофлексия характеризует достаточно высокую степень внтурипсихической дифференциации, при которой становится возможным разделение позиции «Я» как субъекта действия и как наблюдателя-судьи.
Отсюда проистекает идея множественности «Я», которая в гештальт-терапии оформляется в методологию достижения целостности личности путем интеграции взаимоисключающих ипостасей «Я», внутренних противоречий и амбивалентных чувств.
В частности, сама возможность анонимного, безопасного самовыражения позволяет человеку быть любым, отринуть все ограничения и обязательства, которые накладывает на него социальная жизнь, включая страх быть наказанным, чего-то лишиться, что-то не оправдать и т.п. Благодаря этому каждый может при желании смоделировать и опробовать новую роль, реализовать те черты личности, которые не находят выражения в реальной жизни.
Более того, у одного и того же человека может быть множество ников, отражающих различные аспекты его личности, каждый из которых может рассматриваться как субличность.
Психологи выделяют три основных категории базисных убеждений, питающих чувство безопасности:
1. Убежденность в благосклонности мира и дружелюбии людей (ожидание позитивного отношения к себе, а не враждебного).
2. Вера в контролируемость и предсказуемость мира (предположение, что, поступая «правильно», можно минимизировать собственную уязвимость).
3. Чувство собственной уникальности и значимости (в норме человек обладает достаточно высоким самоуважением, что позволяет ему рассчитывать на благосклонность и справедливость судьбы, верить, что он не заслуживает того, чтобы несчастье случилось именно с ним)30.
Стремление личности выступать самодостаточной детерми-нантой собственных мыслей, выборов и поступков определяется как идиоцентризмили самоориентация в противоположность ол-лоцентризму,то есть коллективистской ориентации. Идиоцентризм как психологическое свойство личности соотносится с индивидуализмом как свойством культуры, а оллоцентризм — с коллективизмом.
. Современный философ В.В. Тарасенко предлагает специальное понятие — «фрактальный нарратив», которым можно описать «способ создания повествований, концептов, познавательных, культурных практик» в Интернете. Имено так бельгийский математик Бенуа Мандельброт назвал свою книгу о «нерегулярных, но самоподобных структурах» (1977). В его определении фракталом(от лат. fractus — состоящий из фрагментов) «называется структура, состоящая из частей, которые в чем-то подобны целому»49.
Как интегральная единица общения фрактал представляет собой такой комплекс информации, который, с одной стороны, является простым сообщением о чем-то, а с другой — несет в себе недостающее звено цельной картины и потому одновременно обладает и непосредственной предметностью и типологической обобщенностью. Для его освоения требуется «додумывание», привлечение дополнительных сведений, личный опыт, сверка с реальностью, словом, собственная интеллектуальная активность, как при раскодировании, так и при достраивании.
рационалист Виссарион Белинский, прагматист Эрнест Хемингуэй, гедонист Ярослав Гашек, экзистенциалист Жан-Поль Сартр были властителями дум, а в их творчестве манипулятивности не было вовсе.