Компьютерной психодиагностики

«Лень – основной двигатель прогресса», то есть весь научный и технический прогресс как простое желание жить легче.

Внедрение компьютеров. Исторический аспект:

В начале 1960-х годов компьютер еще не был способен на какие-либо самостоятельные операции и выступал лишь в роли вспомогательного инструмента.

Компьютерная психодиагностика за рубежом появилась в 60-е годы: автоматизированы все трудоемкие процедуры обработки диагностической информации. На следующем этапе: разработан значительный арсенал стандартизированных методик. Компьютер все чаще выступает в роли экспериментатора. Третий этап развития − с 1970–х годов, меняется процедура обследования – общение испытуемого с ЭВМ приобретает форму диалога. Первые собственно компьютерные тесты, то есть тесты, специально созданные для компьютера.

Отечественная психодиагностика оформляется только к середине 1980-х годов (см. тему 2). Ее развитие связано не столько с развитием информационных технологий, сколько с идеологическими вопросами развития нашего общества. Интенсивное развитие компьютерной психодиагностики в России начинается с 90-х годов прошлого тысячелетия.

Вопрос 2

Понятие компьютеризированных

И компьютерных тестов.

Все выполняемые на компьютере тесты делятся: на компьютеризованные (приспособленные для выполнения на ПК) и компьютерные (разработанные изначально для выполнения на компьютере).

Достоинства современных компьютеризированных методик:

-постоянство условий тестирования за счет неизменности реализуемой программы;

-обеспечение точности и однозначности регистрации множества возможных реакций испытуемого;

-возможность восстановить и проследить последовательность действий испытуемого;

-достаточно легкое формирование банков психодиагностических данных, установления эмпирически обоснованных тестовых норм;

-создание возможностей для автоматизированного конструирования тестов;

-обеспечение возможности расширения практики группового тестирования и тиражирования методик;

-расширение возможностей применения мощного математико-статистического аппарата анализа данных;

-облегчение сохранения конфиденциальности результатов тестирования;

-упрощается хранения диагностических данных;

-создание благоприятных условий для применения экспресс-методик;

-появление возможности актуализации «игровой» мотивации у испытуемых, повышение достоверности результатов;

-обеспечение испытуемого при необходимости быстрой интерпретирующей обратной связью по результатам тестирования;

-возможность предъявлять испытуемому динамические объекты средствами компьютерной графики (динамическая стимульная среда);

Наряду с очевидными преимуществами, которые дает использование компьютера, есть и принципиальные сложности, продиктованные самой процедурой.

Слабая сторона − это принципиальная невозможность переложения ряда методик в компьютерный режим. Для тех же, чей перевод возможен, это ведет к существенному изменению их диагностических качеств, прежде всего валидности и надежности.

В компьютерной психодиагностике мы нередко сталкиваемся с заключениями, состоящими из общих, стереотипных высказываний.

Вопрос 3

Компьютеризация как одно из

Основных направлений современной

Психодиагностики.

Круг лиц, имеющих на практике отношение к психодиагностике можно разделить на три социальные группы (исследование мотивации «за» и «против» проведено под руководством О. К. Тихомирова и Л. Н. Собчик):

1) заказчики (представители администрации);

2) психодиагносты;

3) обследуемые.

Мотивы представителей администрации, часто препятствующие компьютеризации, они связаны: насколько целесообразно экономически дорогостоящее компьютерное оборудование, особенно в небольших организациях; до настоящего времени не разработаны юридические обоснования использования компьютерной техники для диагностики персонала; у администратора определенную роль могут играть осознанные или неосознаваемые защитные мотивы, включающие нежелание тестироваться самому.

Позитивное отношение к компьютерной психодиагностике у заказчиков может быть связано с привлекательностью, легкостью, удобством форм диагностики; престижной мотивацией; кроме того, ссылаясь на данные компьютера и авторитет психолога, руководитель может замаскировать ими собственные управленческие решения.

Мотивы психодиагноста:

а) определяющие негативное отношение: нежелание менять привычный способ работы; в случае, когда компьютеру передается интерпретация типовых данных, составленная другими психологами, учитывается элемент творчества психолога-практика в составлении психологического диагноза, который может находиться на недостаточном уровне (особенно остро данная проблема стоит для опытных психодиагностов).

б) определяющие позитивное отношение: - избавление от рутинной работы; познание и освоение новой интересной деятельности освоения компьютера; возможность переложить ответственность за результаты обследования на компьютерную программу; точность и безошибочность регистрации результатов, а также точный обсчет данных; повышение уровня стандартизации диагностической процедуры.

Мотивы обследуемых:

а) позитивная мотивация: конфиденциальность автоматизированного тестирования позволяет испытуемому быть более откровенным и естественным во время эксперимента; специфические мотивы (познавательные, коммуникативные и игровые); чувство удовлетворения от того, что испытуемые попутно узнают что-то новое о работе на компьютере; более легкая работа с компьютером, чем с опросниками и бланками;

б) отрицательные мотивы: недоверие к компьютеру, страх разоблачения; чувство быстрого утомления от монитора; страх, что не справятся с управлением или не поймут инструкцию и т. д.

Вопрос 4

Наши рекомендации