Программа тренинговых занятий

Описание упражнений, используемых в тренинге, с указанием цели каждого упражнения, его примерной длительности и рефлексивных вопросов после упражнения (см. приложение 2).

Приложение 2. План-макет тренингового занятия (образец)[8]

Цель.

Задачи:

1.

2.

3.

План занятия

0. Обсуждение предыдущего занятия и домашнего задания – ... мин.

1. Разминочная часть – ... мин.

2. Основная часть (основное упражнение или серия упражнений) - ... мин.

3. Снятие напряжения - ... мин.

------------------------------------перерыв 10 мин-----------------------------------------------

1а. Разминочная часть – ... мин.

2а. Основная часть (основное упражнение или серия упражнений) - ... мин.

3а. Снятие напряжения (завершающая часть) - ... мин.

0а. Обсуждение занятия в целом (последний круг рефлексии); домашнее задание – ... мин.

Приложение 3. Карта наблюдений за работой ведущих

I. Программа

1. Четкость целей и задач

2. Соответствие подобранных упражнений поставленной цели

3. Логичность построения программы, отсутствие внутренних противоречий

4. Соблюдения баланса серьезных упражнений и упражнений на разрядку (отдых)

5. Завершенность представленного фрагмента

II. Ведущие

1. Внешний вид

· аккуратность

· корректность (отсутствие вызывающих деталей)

· выбранный стиль (деловой, демократичный, спортивный и т.д.) и его соответствие теме тренинга

· цветовая гамма

· прическа, аксессуары, макияж, маникюр

· сочетаемость одежды ведущих

2. Невербальные проявления ведущих

· когда говорят

· когда слушают

· во время работы участников

3. Речь ведущих

· грамотность

· понятность, четкость (дикция)

· темп

· громкость

· интонированность

· слова-паразиты

4. Взаимодействие в паре

· согласованность действий

· передача инициативы

· активность каждого из ведущих

5. Активность ведущих, умение удерживать инициативу

6. Четкость подачи инструкций к упражнениям

7. Поведение ведущих во время выполнения группой упражнения

8. Проведение рефлексии – вопросы

· вопросы, касающиеся цели упражнения

· вопросы, касающиеся цели занятия

· вопросы, касающиеся цели тренинга в целом

· вопросы, касающиеся личной цели участника

· логичность и последовательность задавания вопросов

· глубина вопросов

· разнообразие вопросов

9. Проведение рефлексии – эмпатийное слушание

· использование невербальных техник

· повторения

· перефразирование и резюмирование

10. Подведение итогов

· упражнение

· блока

· занятия в целом

III. Групповая динамика

1. Активность группы в течение занятия (в т.ч. изменения активности)

2. Выделение лидера(-ов), поведение лидера(-ов)

3. Наличие группировок и взаимодействия между ними

4. Напряженность в группе в целом или между отдельными участниками

5. Конфликты

6. Фаза групповой динамики, на которой находится группа

IV. Общий итог

1. Насколько удалось реализовать заявленную цель занятия

2. Общая атмосфера тренингового занятия

3. Что у ведущих получилось хорошо (удачные моменты)

4. Что у ведущих получилось хуже или не получилось совсем (требует улучшения)

5. Общие рекомендации по результатам работы ведущих

«Карта наблюдения» заполняется индивидуально каждым наблюдателем.

Если ведущие работали в паре, то Карта заполняется следующим образом:

I. Программа – заполняется на пару в целом

II. Ведущие – заполняется на каждого ведущего индивидуально

III. Групповая динамика – заполняется на пару в целом

IV. Общий итог – заполняется на пару в целом

Все пункты «Карты наблюдения» заполняются обязательно с примерами.

Приложение 4. Кодекс этики и практики обучающих тренеров Британской ассоциации консультирования (БАК)

Статус настоящего Кодекса

1.1 Настоящий кодекс представляет собой версию Кодекса 1996 года, пересмотренную с учетом опыта членов БАК.

Структура Кодекса

Настоящий Кодекс содержит четыре раздела:

A. Кодекс этики для всех тренеров.

B. Основной кодекс практики для всех тренеров.

C. Дополнение для тренеров, обучающих консультированию.

D. Дополнение для тренеров, обучающих консультативным навыкам.

Введение

2.1 Цель настоящего Кодекса этики и практики - закрепить правила работы тренеров - членов БАК и информировать и защищать членов общества, обратившихся за обучением консультированию и консультативным навыкам, независимо от уровня и продолжительности программы обучения. Обучение связанным с консультированием навыкам включает обучение супервизии, групповой работе, навыкам межличностного общения и другие темы, использующие теорию и практику консультирования.

Разделы А и В адресованы всем тренерам. Раздел С содержит дополнение для тренеров, обучающих консультированию. Раздел D содержит дополнения для тренеров, обучающих консультативным навыкам.

2.2 Данный документ следует рассматривать в совокупности с остальными Кодексами практики и этики БАК и процедурами аккредитации в БАК.

2.3 Отношения между организацией-нанимателем обучающего тренера и проходящими обучение имеют большое значение. Настоящий Кодекс подтверждает принцип, согласно которому организации, являющиеся учредителями БАК, подчиняются существующим правилам всех кодексов БАК.

2.4 Этические нормы включают в себя такие ценности, как целостность, справедливость и уважение. Основные ценности консультирования и обучения находят выражение в антидискриминационной практике. Согласно настоящему Кодексу, члены БАК признают свою ответственность, в качестве обучающих тренеров, по отношению к обучающимся консультантам и их клиентам, по отношению к коллегам, настоящей Ассоциации и обществом в целом.

2.5 В настоящем Кодексе обучающими тренерами называются те, кто обучает консультированию и навыкам консультирования.

2.6 Тренеры должны понимать различия между обучением консультированию и консультативным навыкам. Они обязаны ознакомить обучаемых с этими различиями и сделать все возможное, чтобы они обучались по программе, соответствующей их запросу.

2.7 Методика обучения и методы оценки и аттестации должны логически согласовываться с теоретической основой программы (так, при обучении клиент-центрированному консультированию обучение, как правило, центрировано на обучающемся).

2.8 Обучение наиболее эффективно, когда работает двое или более обучающих тренеров. Тренеры и организация-заказчик должны стараться обеспечить это по мере возможности.

2.9 Численность группы должна соответствовать целям обучения и модели работы. При решении о количестве обучаемых должны учитываться цели обучения, методы аттестации и возможность уделять внимание каждому обучаемому. В случае, если непосредственная обратная связь между обучающим тренером и обучаемым является частью обучения, максимальное рекомендованное соотношение между обучающими и обучаемыми составляет 1:12.

Наши рекомендации