Занятие 25. Предрасположенность к наркотизации

О. П. Исакова

Вводные замечания. Впервые о поиске впечатлений заговорили в связи с попыткой обнаружить причины приобщения подростков к наркотикам. Один из первых авторов, предложивших методику из­мерения потребностей в поиске впечатлений, побуждающих челове­ка к этому виду деятельности, был американский психолог М. Цукерман. Он исходил от того, что люди различаются по оптимальному уровню стимуляции и возбуждения и эти различия влияют на выбор ими различных форм жизненной активности. В 1979 г. Цукерман описал общий паттерн поведения, связанный со склонностью к поис­ку впечатлений, и определил ее как «потребность в различных новых впечатлениях и переживаниях и стремление к физическому соци­альному риску ради этих впечатлений».

Было установлено, что потребность в поиске впечатлений положи­тельно коррелирует с определенной структурой личности (например, выраженной экстраверсией), с дисгармонией личностных черт, выбо­ром некоторых профессий, развлечений. Автор показал, что обычно подростки с высокими показателями по этому тесту стремились к экс­периментированию с наркотическими веществами, чтобы повысить уровень возбуждения и получить разнообразные ощущения.

Выбор подобных форм поведения автор объясняет тем, что у под­ростков выражена потребность в поиске ощущений. Таким образом, по каждой из четырех шкал теоретически можно получить суммар­ное значение от 0 до 20 баллов. Далее баллы отмечаются на бланке протокола (по вертикали, а по горизонтали указаны шкалы TAS, BS, ES, UA). Соединяя отмеченные значения линией, получаем индиви­дуальный профиль. Значения в «сырых» баллах по всем шкалам при­водятся в виде формулы при описании случаев.

Схема интерпретации. Поскольку норм пока нет, трактуем про­филь по «сырым» баллам; оцениваем высоту расположения получен­ного профиля по сравнению с усредненным (от 10,0-10,6 до 6,5-9,5), с учетом возраста и пола обследуемого. Например, весь профиль SSS может быть явно снижен, — подобное снижение активности, стремления к внешней стимуляции отмечено как тенденция личности ис­пытывать затруднения в удовлетворении этой потребности в конвенциональном обществе, фрустрация ее в связи с социальными запрета ми. Отклоняющееся поведение рассматривается как компенсаторное направленное на преодоление фрустрации. Было отмечено, что в многих случаях оно обусловлено действием механизма поиска впечатлений на фоне общей неразвитости у подростков сферы потреб­ностей, а также проблемами процесса социализации.

Цель занятия.Выявление уровня конституциональной предраспо­ложенности к наркотизации.

Методика. Используется методика «Склонность к поиску ощуще­ний» М. Цукермана.

Порядок работы. Методика может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом режиме. Она предназначена для лиц не моложе 13 лет, при проведении обследования необходимо учитывать специ­фические особенности группы, скажем профессиональную принад­лежность. При работе с группой исследователь раздает испытуемым бланки и текст опросника и зачитывает инструкцию, согласно кот рой респонденты должны ответить на каждый из 40 вопросов в соответствии со следующей схемой:

• А — «да, верно»,

• Б — «затрудняюсь ответить»,

• В — «неверно».

Схема обработки. Каждая из четырех шкал опросника включает по 10 вопросов (инструкцию, список вопросов и ключи см. в приложе­ниях 25.1-25.3). При каждом совпадении ответа на вопрос с ключом засчитывается 2 балла, при несовпадении — 0 (позиции А и В), в слу­чае промежуточного ответа («сомневаюсь», позиция Б) — 1 балл.

Находим «пики» и «провалы» индивидуального профиля по срав­нению с усредненным профилем (за пределами N + 2 балла по каждой шкале). Проводим содержательную интерпретацию высоких низких значений по отдельным шкалам.

Контрольные вопросы

1. Каковы возможные пути компенсации склонности к риску в социально-приемлемом ключе?

2. В каких прикладных сферах целесообразно использовать опрос- 1 ник, направленный на оценку склонности к риску?

Приложение 25.1. МЕТОДИКА ЦУКЕРМАНА. СКЛОННОСТЬ К ПОИСКУ ОЩУЩЕНИЙ

Инструкция. Перед вами утверждения, которые касаются разного рода увлечений, интересов, взглядов. Ваша задача — выбрать подходящий для вас вариант ответа. А — «да, верно», Б — «затрудняюсь ответить», В — «неверно») и отметить свой выбор на бланке протокола крестиком в со­ответствующем квадрате. Отвечая, помните:

о вопросы слишком краткие, чтобы в них содержались все необходи­мые подробности. Если вам кажется, что точно ответить невозможно, отвечайте приблизительно. Не тратьте много времени на размышле­ние, давайте первый ответ, который приходит в голову. Старайтесь от­вечать на несколько вопросов в минуту, и тогда можно будет окончить работу примерно за 10 мин;

о старайтесь избегать промежуточных, неопределенных ответов, кро­ме тех случаев, когда по-другому ответить действительно невозмож­но; не более одного неопределенного ответа на 5—6 вопросов;

о если вам кажется, что вопрос не имеет к вам отношения, постарай­тесь вообразить, что он к вам относится, ответ все равно нужно дать;

о помните, что здесь нет «хороших» и «плохих» ответов, но старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление; свободно выражайте свое мнение.

Приложение 25.2

ВОПРОСЫ

1. В ситуации неясной обстановки я предпочитаю подождать, пока она прояснится, а не разведывать ее.

2. Я хотел бы уйти далеко в море на небольшом, но надежном морском судне.

3. В работе я предпочитаю игнорировать все, что прямо не относится к делу.

4. Меня привлекает путешествие по стране на попутных машинах.

5. Мне неинтересно смотреть один и тот же фильм повторно.

6. Я остерегаюсь еды, которую раньше не пробовал.

7. Мой девиз: умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

8. Я бы предпочел жить в такие периоды истории, которые насыщены
переменами.

9. Мне неприятно видеть экстравагантные прически.

10. Мне бы хотелось прыгнуть с парашютом.

11. Мне не нравятся люди, которые лезут на рожон.

12. Я хотел бы покататься на спортивном мотоцикле.

13. Я бы стал учиться управлять дельтапланом.

14. Глупо совершать безумные поступки только для того, чтобы посмот­реть, как на это прореагируют окружающие.

15. Мне утомительно смотреть любительские фильмы и слайды.

16. Люди, которые со мной не согласны, интересны мне меньше, чем единомышленники.

17. 17.- Я люблю заплывать далеко от берега.

18. Совершенно не представляю себя альпинистом.

19. Про прочих равных я действую по линии наименьшего сопротивления.

20. Мне нравится одеваться необычно.

21. Человеку надо время от времени менять работу, чтобы избежать за­стоя.

22. У меня хватает терпения общаться с нудными и скучными людьми.

23. В незнакомом городе я предпочитаю самостоятельно находить до­рогу, а не пользоваться путеводителем.

24. Я избегаю друзей, поступки которых непредсказуемы.

25. Иногда мне хочется сделать нечто пугающее.

26. 2В. Мне хотелось бы пожить жизнью бродячих цыган, странствующих артистов.

27. Я испытываю подьем сил, если при осуществлении какого-либо дела появляются серьезные препятствия.

28. Тяжело уживаться в коллективе с занудой.

29. Мне страшно нырять с высокой скалы.

30. Мне нравится подначивать людей к неразумному проявлению вла­сти и деспотизма.

31. Жаль тратить столько времени на сон.

32. Я берусь за трудные задачи, только если меня вынуждают к этому об­стоятельства.

33. Я бы не решился попробовать препараты, вызывающие галлюцинации.

34. Даже подумать не могу о спуске на горных лыжах с высокой горы.

35. Яне люблю сочетания контрастных цветов и неправильных форм со­временной живописи.

36. Человек, действия которого предсказуемы, — зануда.

37. Я бы хотел понырять с аквалангом.

38. Мне очень нравится преодолевать трудности.

39. Правы те люди, которые выбирают непроторенные пути, чреватые воз­можной неудачей.

40. Мне нравится слушать новую и необычную музыку.

Приложение 25.3

Ключи к шкалам опросника SSS

TAS +
BS +
ES +
UA + 7.

Шкала TAS (поиск острых ощущений). Высокие значения по этой шкале позволяют выявить лиц, предрасположенных к чрезвычайным происшествиям. Как правило, у них высокие значения по шкалам 4 и 9 MMPI (Собчик, 1990).

Шкала BS (непереносимость однообразия).Монотонная работа равносильна наказанию. Гипертимность по Шмишеку. Низкий балл по шкале BS указывает на склонность к монотонной, ру­тинной работе.

ES (поиск новых впечатлений). Крайне низкие значения по шкале ES коррелируют с отрицательным полюсом шкалы Q1 16PF и указыва­ют на ригидность обследуемого, его приверженность традиционным взглядам и правилам. Такие работники независимо от возраста кон­сервативны, не любят нововведений, перемен. Это типично для ра­ботников сферы обслуживания.

UA (неадаптивное стремление к трудностям). Высокий балл по этой шкале набирают люди, которые стремятся находить и преодолевать трудности. Эти «правдоискатели» — потенциальные инициаторы конфликтов, их часто отвергают в разных коллективах. Нами полу­чена корреляция высоких баллов с показателями цветового теста от­ношений (см.: Эткинд, 1983). Отметим, что в качестве материала для Цветового теста мы использовали более богатую палитру методики «Цветовое зеркало» Г Фрилинг (см.: Кононова, 1995).

Особенно следует обращать внимание на сочетание в личном про­филе пиков по шкалам ТАЗ и UA. Как правило, такие показатели дают люди агрессивные, конфликтные, социально дезадаптированные.

Низкие значения по шкале UA дают, с одной стороны, люди робкие, сенситивные, с низкой нервно-психической устойчивостью и боль­шой вероятностью «срывов», трудно адаптирующиеся и не выдерживающие напряженных условий работы. В подобных случаях низкие значения по шкале UA коррелируют с низкими значениями по шкале H.

С другой стороны, низкие значения по шкале UA показали лица, в реальной жизни склонные уходить от ответственности, люди «уш­лые, с хитрецой», при малейшей возможности старающиеся укло-< ниться от выполнения должностных обязанностей (за ними требует­ся постоянный контроль со стороны руководства). В любом случае, что бы ни стояло за этим, обследуемые с низким баллом по шкале UA имеют тенденцию избегать трудностей, перекладывать ответствен-; ность на других людей или на обстоятельства и потому являются «проблемными» работниками.

Рекомендуемая литература

Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб., 2000. Исакова О. П. Психологические основы профилактики наркозависимости. СПб.. КАРО, 2004.

Корнилова Т В. Психология риска и принятия решений. М.. Аспектпресс, 2003.

Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С. В. Березина и К. С. Лисецкого. М.. Изд-во Института пси­хотерапии, 2001.

Наши рекомендации