Осознание возможностей удовлетворения актуализированных потребностей, борьба мотивов (стадия предрешения)

Каждая потребность допускает различные возможности ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей – процесс формирования цели действия.

В сложных условиях поведения этот выбор нередко сопровождается столкновением противоречивых побуждений – борьбой мотивов. Борьба мотивов может быть кратковременной и очень длительной, связанной с большой затратой нервной энергии (иногда очень мучительной). Борьба мотивов – противоборство различных желаний. Прежде чем желание превратится в цель деятельности, человек оценивает, обосновывает его, взвешивает все "за" и "против". Особенно напряженно борьба мотивов происходит между желаниями личными и социально значимыми, между доводами чувства и разума. Эта напряженность усиливается, если предстоит принять ответственное решение.

Желания различаются по их уровню, т. е.по степени социальной значимости и эмоциональной силе. (Известный герой Салтыкова-Щедрина не мог определить, чего ему больше хочется – конституции или севрюжины с хреном. В этом гротеске тонко подмечена несопоставимость желаний различного уровня.)

Если из двух желаний одного уровня одно становится более сильным, то никакой борьбы мотивов не происходит.

Сомнения и колебания возникают при выборе одного из вариантов в ряду одинаково сильных желаний. Волевое усилие здесь проявляется в способности человека руководствоваться своими принципами, жизненными позициями, в преодолении эмоций ради достижения значимой цели.

Осознание возможностей удовлетворения актуализированных потребностей, борьба мотивов (стадия предрешения) - student2.ru

Рис. 87. Структура сложного волевого действия.

В деятельности различных людей не всегда имеет место противоборство мотивов. Часто люди руководствуются определенными постоянно доминирующими мотивами. Если эти мотивы социально ценны, то поведение человека социально адаптировано, т. е. приспособлено к требованиям социальной среды. Но некоторые люди руководствуются мотивами, не учитывающими требований среды, и их поведение становится социально неадаптированным.

Побудителями поведенческой активности являются потребности. Однако сами потребности и желания человека возникают, как правило, с учетом возможностей их реализации. Текущая ситуация сама по себе может формировать ситуативные мотивы – мотивы-стимулы.

Поведение человека направляется сложной системой факторов, комплексом мотивов. Так, в трудовой деятельности проявляется иерархия мотивов: выгоды, удовлетворенности, удобства, престижности, безопасности и др. От общей направленности личности будет зависеть то, на каком месте окажется тот или иной из указанных мотивов, какова сила соответствующего мотива.

Кроме ценностных критериев личности на силу мотива могут влиять ясность, яркость, эмоциональность и доступность цели, имеющиеся навыки ее достижения, условия, содействующие ее достижению. Сила мотива, в свою очередь, влияет на характер совершаемого действия: она может притупить внимание к препятствиям и ограничениям.

Стремясь достигнуть желаемой цели, люди нередко пренебрегают опасностями, идут на неоправданный риск, переоценивают вероятность желаемых событий и недооценивают вероятность нежелательных последствий. Можно выделитьдвеобщиестратегии поведения людей: устремленность к успехуилик избежанию неудачи. Все, что противоречит сформированной мотивации, вызывает чувство дискомфорта –когнитивный диссонанс. Своя позиция человеку обычно кажется более правильной и справедливой, чем позиции других людей. Чтобы реализовать свою установку, люди часто выдвигают свои защитные мотивы, иногда и не соответствующие реальным условиям. Мотив – субъективное обоснование смысла конкретного целедостижения.

Но мотив не всегда точно отражает в сознании то, что действительно побуждало человека к действию. Иногда специальное побуждение человека к осознанию мотива своего поведения приводит его к критической оценке своего поступка и изменению поведения.

Итак,исходным фактором деятельности являются потребности, установки, жизненные позиции человека, на основе которых формируются соответствующие мотивы деятельности. Возможная борьба мотивов завершается принятием решения.

2. Принятие решения – выбор из ряда возможных целей такой, которая оценивается как самая оптимальная в данных условиях для данной личности.

Принятие решения – выбор варианта поведения в ситуации неопределенности.

Выбор варианта поведения может бытьтранзитивным– обоснованным, оптимальным, учитывающим условия развития событий, инетранзитивным – неоптимальным, когда не анализируются реальные возможности, варианты развития событий.

Действия, совершающиеся без обоснованного расчета, без учета возможностей реализации планов, связаны с низким интеллектуальным уровнем субъекта, ограниченностью его оперативной и долговременной памяти, существенными дефектами в мотивационно-регуляционной сфере.

Различаютсяпять типов принятия решений:

1) импульсивные решения (процессы построения гипотез явно преобладают над процессами контроля);

2) решения с риском;

3) уравновешенные;

4) осторожные;

5) инертные (контрольные процессы резко преобладают над процессами построения гипотез, протекающими неуверенно и медленно).

Людям с высоким уровнем развития интеллекта свойственно преобладание уравновешенных типов решений и ограничение крайних типов (импульсивного и инертного). В экстремальных условиях они наиболее эффективно сочетают риск с осмотрительностью. Люди неуравновешенные предпочитают импульсивные решения, а люди инертные – осторожные, затянутые решения.

Принимая решение, человек стремится к максимальному успеху при минимальных потерях. Но люди по-разному оценивают выгоды и потери. Так, рискуя в каком-то деле повредить репутации, один человек безоговорочно отклоняет данное действие, другой колеблется, третий не придает этому риску значения.

Оперируя исходными данными в процессе принятия решения, человек загружает свою оперативную память, объем которой очень ограничен. Многие люди склонны облегчать напряжение, связанное с принятием решений, упрощая взаимосвязи между исходными данными, ограничивая необходимость сопоставления. Люди нередко игнорируют взаимосвязи между исходными данными, не прогнозируют возможное развитие событий.

Решение нередко приходится принимать в условиях неопределенности, предугадывать развитие событий. Определение вероятности того или иного события, т. е. относительной частоты его появления, служит основой принятия решения в рискованной ситуации.

Оценка вероятности события (если она не рассчитывается математическими методами) имеет субъективный характер. Обычно люди рассчитывают на типичные обстоятельства, учитывают только то событие, которое ярко запечатлено в их памяти.

Люди склонны переоценивать вероятность маловероятных событий (например, вероятность выигрыша в лотерее), а события с высокой вероятностью недооцениваются (например, неотвратимость наказания за преступление). Часто ошибочно полагают, что ожидаемые события, не наступавшие длительное время, должны наступить в ближайшее время.

Субъективные оценки очень устойчивы, а роль интуиции обычно переоценивается. Полагаясь на интуицию, люди часто принимают ошибочные решения. (Попробуем хотя бы приблизительно решить следующую задачу. Разделим мысленно земной шар на две половины. Далее, одну из половин также разделим на две части и т. п. Сколько примерно делений надо сделать, чтобы в последнем из них был получен атом? Сотни тысяч, миллионы или миллиарды? Мы интуитивно склонны согласиться с этими астрономическими цифрами. В действительности необходимо всего 80 делений.)

Принимая решение, люди стремятся найти ему соответствующее оправдание, убеждают себя в его правильности, преувеличивают достоинства избранного варианта действий и преуменьшают его недостатки.

В заключение отметим, что не существует эталонных, правильных решений на все случаи жизни. Правильность того или иного решения зависит от принципов, на основе которых оно принималось, объективной значимости учитываемых факторов, их полезности в данной ситуации, для данной личности и для общества (рис. 88).

Принятое решение обычно сопровождается субъективным ощущением некоторого облегчения (так как при этом снимается напряжение, характерное для борьбы мотивов), положительным эмоциональным переживанием, которое активизирует деятельность. Принятие решения завершается окончательным формированием цели действия.

3. Цель действия, т. е. психическая модель его будущего результата, в дальнейшем и выступаетсистемообразующим фактором организации всех средств ее достижения.

Цель определяет значимость всего того, что имеет к ней то или иное отношение, организует поле сознательной сферы субъекта. Наши цели подчиняют себе и наше восприятие, и наше мышление, и нашу память. Лишь в отношении к нашим целям то или иное воздействие приобретает информационный характер.

Осознание возможностей удовлетворения актуализированных потребностей, борьба мотивов (стадия предрешения) - student2.ru

Рис. 88. Детерминации поведенческих решений.

Целеобразование и целедостижение – основная сфера сознательной деятельности человека. Благо, как говорил еще Аристотель, достигается двумя обстоятельствами – правильным определением целей и видением средств их достижения.

Основные цели жизни определяют главное содержание жизнедеятельности человека, его личностные смыслы и ценности.

Удовлетворите все желания человека, говорил К. Д. Ушинский, но отнимите у него цель в жизни и вы увидите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Цель в жизни – сердцевина человеческого достоинства и человеческого счастья.

Основные цели человека определяются общественными факторами, теми социальными силами, которые определяют его развитие. Однако эти факторы воздействуют на личность опосредованно, через активную жизнедеятельность самой личности.

Направленность действия на значимую для данного индивида цель, достижение которой связано с возможностью неуспеха, опасными последствиями, называетсяриском. В поведении людей проявляются как боязнь риска, избежание его, так и повышенная склонность к риску.

4. Осознание задачи и выбор способов деятельности. Вслед за выдвижением цели деятельности осознаются ее задачи, детально планируются возможные пути и средства ее достижения. Деятельность человека протекает в определенных условиях и зависит от них. Соотнесение цели деятельности с данными условиями и есть осознание задач деятельности.

Условия деятельности могут быть специально заданными (например, в математической задаче), но в большинстве случаев должны быть выявлены в результате исследования исходной ситуации. Выбор способов действия также связан с более или менее значительной борьбой мотивов, ибо одни способы могут быть доступными, но противоречащими нравственным нормам, другие – социально одобренными, но лично неприемлемыми.

Итак, соотнося цель деятельности с условиями, человек вновь принимает соответствующее решение о достижении цели совокупностью конкретных действий, а затем формирует программу их реализации.

5. Формирование программы, ориентировочной основы действий. Уже при выборе цели действия обычно намечаются средства ее достижения, но после окончательного принятия решения о способах достижения цели в данных условиях формируются развернутая программа действия, внутренний план действия, его ориентировочная основа.

Ориентировочная основа действия – система представлений о критериях эффективности данного действия. Человек действует в зависимости от того, на основе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей учитывает.

Прежде чем осуществить физическое действие с материальным объектом, человек совершает эти действия в уме с идеальными образами вещей. Всякое действие выполняется в результате знания принципа действия, установления связи между целью и способами ее достижения. Это знание становится регуляционной, ориентировочной основой действия; формируя ориентировочную основу действия, человек преобразует в уме исходные условия в систему, необходимую для достижения цели.

6. Исполнение действий и его текущая корректировка.Действия исполняются определенным способом – системой операций, обобщенных действий. В трудовых процессах способы действия в известной мере предопределяются орудиями труда, правилами их применения (молоток – для внедрения одного объекта в другой, клещи – для изъятия объекта и т. п.). Но в зависимости от уровня психического развития человека, его опыта, знаний и других индивидуальных особенностей каждый человек осуществляет деятельность характерными для него способами. Способы действия людей отличаются количеством промежуточных операций, объединенностью отдельных операций, точностью и быстротой действия. У каждого человека вырабатываются стереотипы, привычные способы выполнения действий: характерный способ удерживания предметов (ручки, сигареты, ложки, ножа и т. п.), своеобразная манера их использования. Исполнительские действия – это система простых действий, реализуемая комплексом движений.

Физические действия – движения– имеют определенные механические характеристики: траекторию, скорость или темп (скорость повторяемости циклов) и силу. Во многих случаях успех деятельности зависит от времени реакций (скорости ответа на внешний сигнал). Так, от скорости реакции на сигналы опасности зависит безопасность дорожного движения, от скорости реакции вратаря – исход хоккейного матча, от скорости реакции оператора пульта управления – безаварийность работы.

Время реакции зависит от готовности реагировать на соответствующий сигнал, от типа нервной системы, возраста и пола человека, его психического состояния. Время реакции значительно повышается в конфликтной и тревожной ситуации.

Словесно-ассоциативная реакция отличается по времени от сенсомоторных. Реагировать словом труднее, чем движением, словесные реакции замедлены (на 0,3–0,5 сек).

Внешнее действие исполняется системой движений, которые контролируются на основе данных, поступающих в мозг от разных органов чувств, находятся подсенсорным контролем. Физическое действие совершается благодаря непрерывному мышечному и зрительному контролю и выполнению поправочных движений. (С закрытыми глазами действия совершаются неточно, а если надеть на глаза призматические очки, то многие действия вообще невозможно выполнить.) Коррекция действия производится на основе анализа промежуточных результатов и изменений во внешней обстановке. Так, тормозя автомобиль нажатием ноги на педаль тормоза, водитель соотносит свое движение с состоянием дороги, опасностью сложившейся ситуации, весом машины, качеством покрышек и т. д.

Цель действия определяет те ориентиры, по которым корректируются действия. Так, выполняя торможение с целью обеспечить наибольшую его безопасность, водитель будет соотносить свои действия уже с другими чувственными ориентирами. Реально получаемые результаты всех операций постоянно сопоставляются с ранее заданнойдинамической моделью действия. Неточные действия исправляются в результате анализа причин недостижения цели. При этом иногда может оказаться, что сама ориентировочная модель действия была сформирована ошибочно. В этих ситуациях проявляется уровень критичности мышления личности.

Система приемов, обусловленная целью, мотивами, условиями действия и психическими особенностями действующего лица, называетсяспособом действия. Он определяется ориентировочными, психическими и сенсорно-моторными особенностями субъекта и указывает на меру психических возможностей индивида.

В способе действия проявляются психофизиологические и характерологические особенности человека, его знания и умения, навыки и привычки, нейрофизиологической основой которых служитдинамический стереотип. Индивидуализированная стереотипность действий и дает возможность идентифицировать личность по способу действия.

Способ совершения действий нельзя сводить только к автоматизмам двигательных навыков. Особенности психомоторики сочетаются в способе с особенностями мышления, памяти, жизненным опытом, общими способностями и темпераментом индивида. Такое сложное сочетание многообразных факторов дает неповторимую индивидуализацию поведенческого акта, проявляющуюся, в частности, и в преступлении.

Рассмотрим в связи с этим совершение и расследование "преступления века" – ограбление в 1963 году в Англии почтового поезда и похищение свыше 2,5 млн. фунтов стерлингов.

...Было около трех часов утра, когда ночной почтовый поезд Глазго – Лондон, следовавший со скоростью 75 миль в час, на одном из пустынных перегонов остановился из-за красного сигнала светофора. Помощник машиниста Дэвид Уитби спрыгнул с подножки, чтобы по аварийному телефону позвонить в сигнальное помещение и узнать о причинах остановки. Телефон не работал: провод был перерезан. Когда Уитби возвращался к дизелю, его остановили трое неизвестных и пригрозили, что убьют, если он закричит.

В это время машинист Джек Миллис лежал на полу кабины дизеля – его оглушили ударом железного прута. К тому времени, когда он пришел в себя, гангстеры отцепили от состава десять вагонов и заставили Миллиса отогнать два оставшихся, среди которых находился вагон с деньгами, на четверть мили вперед, к двум кольям с белой тряпкой. Поезд остановился на мосту через шоссе. Миллиса и Уитби ссадили с дизеля, сцепили друг с другом наручниками и оставили на обочине шоссе. Вагон с деньгами был взломан, троим сопровождавшим деньги почтовым работникам приказали лечь на пол. Гангстеры выгрузили содержимое вагона -– 120 мешков с деньгами общим весом в 3,5 т – на грузовики, стоявшие наготове у моста, и скрылись.

Розыск гангстеров предпринимался в нескольких направлениях.Анализировался способ совершения преступления. Полицейские, занимавшиеся этим делом, подняли архивы, чтобы сравнить "механизм" ограбления почтового поезда с обстоятельствами совершения аналогичных преступлений. Изучались ограбления почтового вагона на вокзале в Брайтоне в апреле 1962 года, когда было похищено 15 тыс. фунтов стерлингов, покушение на кражу сейфов с 10 тыс. фунтов в ноябре того же года и ограбление ирландского экспресса в феврале 1963 года. Однако сравнение показало различия в способах совершения всех этих преступлений.

Тогда выделили те элементы способа совершения ограбления поезда, которые содержаликосвенные указания на навыки и степень различных познаний преступников и тем самым могли бы в известной степени ориентировать полицию. Такими элементами явились: знание системы сцепки вагонов и профессиональные навыки в отцеплении вагонов; знание системы сигнализации, принятой на дорогах Англии, и Средств сигнализации; получение сведений о перевозках денег и о средствах перевозки; использование грузовиков военного образца и пр. В дальнейшем, когда личности преступников были установлены, эти элементы способа ограбления сыграли решающую роль при доказывании их вины.

С XVII в. в Англии издавался справочник о заключенных Ньюгейтской тюрьмы – "Ньюгейтский календарь". В нем наряду с биографическими данными об узниках тюрьмы описывались характерные для них способы совершения преступлений. Справочник успешно использовался сыщиками. На вооружении у криминалистов до сих пор остается принцип: каков способ совершения преступления, таков и способ его раскрытия.

Исполнение действия – центральный элемент в структуре волевой регуляции -деятельности. Именно здесь необходимы такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость, упорство и в то же время гибкость в отношении ранее сформированной программы и т. п. Исполнение действия требует значительных волевых усилий: умственная и физическая усталость вызывает сильную тягу к отдыху, смене занятий, это тяготение приходится преодолевать волевым усилием. Но своевременный отказ от начатого действия, если его исполнение дает ненужный (а иногда даже вредный) результат, – также одно из проявлений воли человека.

Итак, достижение цели зависит от силы исходной мотивации, способности индивида к мобилизации своих психофизиологических возможностей, от анализа и корректировки промежуточных результатов. Обычно люди стремятся к наилучшему выполнению деятельности в соответствии с общепринятыми стандартами качества.

Одни люди во что бы то ни стало стремятся достичь успеха, проявляя большую инициативу и не боясь риска неудачи. Другие стремятся прежде всего избежать какой бы то ни было неудачи. Они предпочитают уклоняться от таких видов и способов деятельности, которые связаны с риском, необходимостью проявлять инициативу и нести ответственность. Люди такого психического склада предпочитают стратегию поведения, которая сводит к минимуму возможность нанесения ущерба своему престижу.

7. Достижение результата деятельности и его итоговая оценка. Целесообразность поведения определяется прежде всего достижением результата.

Нейрофизиологические механизмы результата как структурного элемента действия были поставлены в центр внимания академиком П. К. Анохиным. "По сути дела, рефлекс, "рефлекторный акт" и "рефлекторное действие", интересны только исследователю – физиологу или психологу. Животному же и человеку всегда интересны результаты действий"*. Биологические системы постоянно работают на основе обратной связи, постоянно сопоставляют достигнутый результат с ранее сформированной целью.

* Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968. С. 233.

Существует, однако, специфика обратной связи в регуляции деятельности человека в отличие от поведения животных. Она состоит в том, что цели деятельности человека, как правило, не связаны с непосредственным удовлетворением биологических потребностей. Достигаемый результат действия не всегда является непосредственным биологическим подкреплением, как в поведенческих актах животных (результативность агрессивного акта хищника определяется наличием пищи в его пасти). Человек же в большинстве случаев оценивает достигнутый результат. Результат деятельности оценивается не по формальному достижению цели, а по тому, насколько он удовлетворяет соответствующую потребность и отвечает мотивам деятельности. Результат деятельности может не совпадать с желанием и стремлениями человека, и тогда совершается другой поведенческий акт. Цель – лишь критерий правильности продвижения деятельности к запланированному результату. Полученный же результат рассматривается с точки зрения его соответствия тому побуждению, которое вызвало действие. Только это соответствие является критерием успешной деятельности. Правильность выполнения практического действия выявляется непосредственно в его результате, правильность выполнения познавательных действий контролируется и оценивается при помощи других контрольных действий. Необходимость обратной связи в действиях тем меньше, чем более высок уровень ориентировочной (теоретической) основы действия. Действия нравственного характера оцениваются с позиции их соответствия моральным нормам.

Деятельность, не приводящая к успеху, видоизменяется. При сохранении прежнего мотива меняются цель и программа деятельности. В настойчивом достижении необходимого результата и проявляется сущность воли.

Удовлетворение результатом закрепляет образ данного акта поведения, облегчает его повторение в будущем.

В большинстве случаев, деятельность человека осуществляется во взаимодействии с другими людьми. В этих условиях ведущее значение приобретаетпсихология межличностных отношений. Успех групповой деятельности в значительной мере зависит отпсихологической совместимости индивидов и их групповой сплоченности.

Систематически совершая социально значимые и результативные действия, индивид формирует у себя систему положительных личностных качеств – психика человека формируется в его деятельности.

Сознательная регуляция деятельности требует системы волевых психических состояний: инициативности, целеустремленности, уверенности, решительности, настойчивости и др. Эти волевые состояния проявляются в своей совокупности на протяжении всей деятельности. Однако на отдельных ее этапах определенные волевые состояния приобретают ведущее значение. Так, выбор цели связан прежде всего с состоянием целеустремленности, принятие решения– с состоянием решительности, исполнение действия – с состоянием настойчивости и т. д.

Наши рекомендации