Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и Сверх-я
Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях.
Я – разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствие с требованиями реальной действительности.
Сверх-Я – «цензурная» инстанция, тоже основанная на принципе реальности, но представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.
Причины внутриличностных конфликтов кроятся в расхождении интересов Онои Сверх-Я.
2). В теории внутриличностных конфликтов К.Г. Юнг исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки.
В опубликованной в 1921 году книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко 8 типов личностей по четырем функциям личности: мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции (Каждая из функций психики может проявляться в двух направлениях – экстраверсияи интроверсия).
Именно – экстраверсия или интроверсия - определяет личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во внутриличностном конфликте.
· Так, экстраверт изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним.
· Интроверт же изначально погружен в себя. Для него самое главное – мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами.
Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более, чем интроверт. То есть, у экстраверта – шире поле для конфликта с реальным миром; быть в мире с самим собой проще (за счет механизмов защиты).
3). Согласно взглядам Альфреда Адлера (основатель теории «воли к власти», которая побуждает к действию), формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Согласно теории личности Адлера, «комплекс неполноценности», возникающий в детстве под влиянием неблагоприятных социальных факторов, впоследствии выступает основанием для формирования внутриличностного конфликта.
4). Суть теории Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания.
0 – 1 год: доверие / недоверие
12 – 19: я-идентичность / смешение ролей
20 - 25: близость / изоляция
5). У К. Хорни внутриличностный конфликт рассматривается с двух позиций
- как столкновение стремления к удовлетворению желаний с одной стороны, и к безопасности – с другой;
- как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.
6). В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. По К.Роджерсу в основе конфликта лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и реальнойсамооценкой на неосознаваемом уровне (то есть, ощущение себя – реального).
5).А.Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации (то есть стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей).
6). Основатель логотерапии В.Франкл описывает сущность внутриличностного конфликта как потерю смысла жизни.(Логотерапия — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования. Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Франкл фактически противопоставил волю к смыслу жизни адлерианской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия. Стремление к смыслу жизни — фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука – отсюда конфликт.
Основные виды ВК
Мотивационный конфликт - возникает между бессознательными устремлениями:
между стремлением к обладанию и потребностью в безопасности, между двумя положительными выборами, между противоположными мотивами.
Нравственный конфликт – между желанием и долгом
Нравственный конфликт часто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.
Конфликт нереализованного желания – Основан на комплексе неполноценности.Удовлетворение желаний блокируется в силу мнимых и реальных недостатков. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью или физическими данными, интеллектуальными способностями.
Иногда его трактуют как конфликт между “хочу быть таким, как они” и невозможностью это желание реализовать.
Ролевой конфликт.
Он выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). Примером межролевого внутриличностного конфликта может быть ситуация, когда вам... Примером внутриролевого конфликта может служить ситуация, когда верующему человеку для защиты отечества нужно взять в руки оружие и идти на войну убивать.
Адаптивный конфликт – между реальными возможностями и способностями человека в любой сфере жизнедеятельности и теми требованиями, которые предъявляются к нему окружающая действительность. Например, специальность психолога требует, чтобы ваш клиент испытывал к вам изначально полное доверие (располагающая внешность, голос…)
Конфликт неадекватной самооценки – существенные расхождения между уровнем притязаний личности и оценкой ею своих возможностей, которые ведут к формированию высокой тревожности, к эмоциональным срывам.
Среди К. н. с. выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека
Невротический конфликт – возникает как следствие длительного сохранения и развития у личности внутреннего конфликта – когда эмоциональные переживания, связанные с ВК, занимают центральное место в системе отношений личности, а ситуации, которые вызвали эти переживания, становятся сверхзначимыми.
Названные типы конфликтов не исчерпывают полностью их классификацию. В зависимости от других оснований можно дать и иную типологию внутриличностных конфликтов. Об этом свидетельствует сама история развития конфликтологических концепций, в которых выделяются различные типы внутриличностных конфликтов. Отметим основные из них:
1.Конфликт между моралью и нравственностью, между должным и сущим, между моральным идеалом и действительностью (И. Кант, Ф. Достоевский).
2. Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологический и биосоциальный характер (3.Фрейд).
3. Конфликт, обусловленный необходимостью выбора между силами равной величины, действующими на личность (Курт Леви́н).
4. Конфликт между “Я-концепдией” и идеальным “Я” (Карл Роджерс).
5. Конфликт между стремлением к самоактуализации и реальным результатом (Абрахам Маслоу).
6. Конфликт между стремлением к смыслу жизни и экзистенциальным вакуумом, т.е. “ноогенный” конфликт, или “экзистенциальная фрустрация” (В, Франкл - австрийский психиатр, психолог и невролог, узник нацистского концентрационного лагеря) "внутренней пустотой "экзистенциальным вакуумом".
Экзистенциальный вакуум можно считать "переживанием бездны", «внутренней пустотой».
Во-первых, человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать. Во-вторых, в противоположность прошлым временам никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать. И часто он не знает даже, что он, по существу, хочет делать. Вместо этого он хочет делать то, что делают другие, или делает то, чего хотят от него другие. То есть – это переживание факта отсутствия содержания и цели в жизни.
7. Конфликт между элементами внутренней структуры личности. между ее мотивами (Алексей Алексеевич Леонтьев).
Переживание ВК имеет свои особенности:
- выражается в психоэмоциональном напряжении
- содержит в себе осознание личностью трудности возникшей ситуации
- является процессом, который включает в себя выбор, сомнение, борьбу
- отражает изменения, которым подвергается ценностно-мотивационная структура личности.