Логотерапия Виктора Франкла

Теоретические положения.Стремление к смыслу - фунда­ментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремле­нии к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустриро-вано стремление к смыслу, возникает апатия, скука.

Представители данного подхода подчеркивают, что у Фрей­да, Адлера, Юнга человек зависит от влечений и не обладает сво­бодой. В рамках логотерапии, наоборот, одним из центральных тезисов является тезис о том, что человек обладает свободой вы­бора из реалистичных возможностей (как прожить предстоя­щий час). Каждая ситуация открывает для человека возмож­ность найти наилучшее свое функционирование, и это является для человека смыслом.

Предтеча логотерапии немецкий философ Макс Шиллер [Max Scheler, ск. в 1956] утверждал, что духовное в человеке начинается с того, что он говорит «нет». Человек перестает по­виноваться обстоятельствам, начинает чувствовать себя сво­бодным, проявлять свою волю, искать свое наилучшее функ-

ционирование в этом мире. Таким образом, он приблиэ#ается к нахождению своего смысла в жизни.

Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзи­стенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (нев­розу, который возникает вследствие фрустрации стрем^ения к смыслу), клинической симптоматике.

Следствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия (следующий шаг - самоубий­ство), наркомания, агрессия.

Экзистенциальный вакуум поддерживается:

1) подавлением собственной духовности, религиозности.Это связано с тем, что духовность и религиозность чело­века в современном мире зачастую становятся объектом эксплуатации;

2) уходом от ответственности за поиск смысла в конформизм, тоталитаризм, невротическую триаду. Эти формы доведе­ния стали уже культурно закрепленными, определенным людям они выгодны;

3) разрушение традиций и ценностей. Видимо, связано с тем, что стремление следовать ценностям и традициям в человеческом обществе также зачастую становится причина эксплуатации, закабаления человека. Причем элемент, связанный с потребностью манипулировать другими, постоянно стре­мится выхолостить сущность традиций и ценностей;

4) редукционизм в сфере психологии и образования. Люди начинают верить, что они скорее детерминированы, чем детерминируют, и затем поддерживают в себе эту веру;

5) недостаточный акцент на самотрансценденции. Боль­шинство направлений современной психологии сосредотачиваются на самоактуализации и самовыражении. Счастье же и реализация потенциальных возможностей, согласно логотерапии там, являются побочными продуктами самотрансценде0Чии ~~ способности скорее забыть себя, чем чрезмерно сосредотачиваться на себе;

6) невротизация человечества. В мире с каждым годом все больше людей испытывают ощущение внутренней пустоты.

Трудно найти людей, обретших смысл, нет таких образцов для подражания.

Цель логотералии -помочь клиентам найти смысл в жизни. Этапы и методы работы

I. Диагностирование состояния экзистенциального ва­куума и переформулирование проблемы.Клиента подводят к тому, что понимать вопросы о смысле и искать смысл - бо­лее здоровое состояние, чем не поднимать вопросы о смысле и не искать его. Экзистенциальное отчаяние - скорее дости­жение, чем признак невроза. Это признак интеллектуальной глубины, а не поверхностности.

II. Углубление экзистенциального состояния.Используют­ся следующие методические приемы:

1. Объяснение.Например, клиентам объясняют, что не­долговечность скорее придает смысл человеческому существо­ванию, чем лишает его смысла.

2. Предложение максим(изложенных в краткой форме правил, принципов поведения).

Например: «Живите так, буд­то вы живете второй раз, и действовали в своей первой жизни так же неправильно, как собираетесь действовать теперь».

3. Использование сравнений:

v Клиентам предлагают представить свою жизнь в виде дви­жущихся картин, которые снимаются на кинопленку. При этом ничего нельзя изменить задним числом.

v Клиентам предлагают представить себя скульпторами, ко­торые имеют ограниченное время для создания своих про­изведений искусства (жизней), но не знают, когда наступит крайний срок.

III. Фокусирование на поисках смысла:

1. Подведение клиентов к осознанию своей ответствен­ности за нахождение смысла:

v До клиентов доводят, что они ответственны за достижение высочайшей из возможных «активаций» ихжизни.

v Клиентам помогают понять, что жизнь никогда не теряетсмысл, ее следует рассматривать как некое предопределе­ние,помогающее человеку обрести смысл.

v Если клиенты религиозны, их подводят к тому, что они от­ветственны перед Богом за нахождение смысла.

2. Клиентам помогают выслушивать голос своего пси­хического.Клиент должен выслушивать 10 тыс. требований, скрытых в 10 тыс. ситуаций, с которыми сталкивает его жизнь, повиноваться этим требованиям. При этом психоло­ги-консультанты могут приводить примеры своих неустан­ных поисков смысла.

3. Постановка перед клиентами вопросов о смысле.Ка­ких творческих успехов они могли бы добиться в своей жизни? Психолог помогает клиентам искать ответы на подобного рода вопросы.

4. Увеличение числа источников смысла.Если преж­ний источник смысла в данный момент не доступен, что еще могло бы его заменить?

5. Выявление смысла через логодрамму.Обострение кон­фликтности ситуации через введение в поле зрения клиентов но­вых людей, новых источников информации, помогающее клиен­там обрести смысл.

6. Предложение клиентам некоторых готовых вариан­тов смысла в кажущейся им бессмысленной ситуации.

7. Использование анализа сновидений для выявления по­давленной духовности и религиозности.

Большой известностью пользуются два метода, разработан­ных в рамках логотерапии:

1. Парадоксальная интенция.Клиентам с обсессивно-ком-пульсивными и фобическими расстройствами предлагают де­лать то, чего они больше всего боятся, сопровождая это шут­ками.

2. Дерефлексия— техника для борьбы с компульсивной тенденцией к самонаблюдению. Клиентам предписывают пе­реключать внимание с наблюдения за каким-либо своим ак­том (например, глотанием) на что-то другое.

Гештальттерапия

Направление, созданное американским психотерапевтом Фридрихом Перлзом (Perls F. S., 1893-1970) под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма и психоанали­за, в частности теории Райха (Reich W.).

Теоретические основы.Для сохранения гармонии с самим собой и окружающим миром человеку нужно доверять мудро­сти своего тела: прислушиваться к потребностям своего орга­низма и не мешать их реализации.

Возникновение и удовлетворение потребностей рассматри­вается как ритм формирования и завершения гештальтов. Человек, хронически препятствующий удовлетворению по­требностей своего тела, становится невротиком. Он направ­ляет все свои усилия на реализацию Я-концепции, создавае­мой для него другими людьми, прежде всего близкими, которую он со временем начинает принимать за свое истин­ное «Я».

В гештальттерапии различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции:

1. Интроекция.Человек усваивает чувства, мнения, взгля­ды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собствен­ным опытом, не ассимилируются личностью. Этот неассими-лированный опыт - интроект - является чуждой для челове­ка частью его личности. Наиболее ранними интроектами яв­ляются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем стано­вится трудно различать интроекты и свои собственные убеж­дения.

2. Проекция- прямая противоположность интроекции. Че­ловек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не со­ответствуют его Я-концепции, и проецирует их на других лю­дей.

3. Ретрофлексия(«поворот на себя») наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удов­летворены из-за их блокирования социальной средой, и то­гда энергия, предназначенная для манипулирования во

внешней среде, направляется на самого себя. Так часто про­исходит с агрессивными чувствами. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный кон­фликт между «Я» и другими превращается во внутрилично-стный конфликт. Показателем ретрофлексии является ис­пользование в речи выражений типа «Я должен заставить себя сделать это».

4. Дефлексия -уклонение от реального контакта с дру­гими людьми. Выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности пове­дения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. д.

5. Конфлуенция (слияние)выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои чувства, мысли, желания от чужих. Они полностью идентифицируют себя с группой. Для них при описании сво­его поведения характерно использование местоимения «мы» вместо «я».

В результате действия этих механизмов личность оказы­вается фрагментированной, разделенной на отдельные час­ти. Перлз описал конфликт между «нападающим» (top-dog) и «защищающимся» (under-dog ). «Нападающий» - это ин­троект родительских поучений и ожиданий, диктующих че­ловеку, что и как он должен делать (Родитель в терминах тразактного анализа). «Защищающийся» - зависимая, не­уверенная в себе часть личности, отбивающаяся различны­ми хитростями, проволочками, типа «Сделаю завтра», «Обе­щаю...», «Да, но...», «Постараюсь...» (Ребенок в терминах тразактного анализа).

Основная цель гештальттерапиисостоит в интеграции фраг-ментированных частей личности.

Технические процедурыв гештальттерапииназываются иг­рами. Их функция заключается в том, что они способствуют конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. В процессе игр клиенты «примеряют» различные роли, пооче­редно отождествляются с различными значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интро­ектами.

Наиболее известными являются следующие игры: я*

1. Диалог с частями собственной личности- агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это мо­жет быть диалог с собственным чувством, например со стра­хом, частями или органами собственного тела, с воображае­мым значимым для клиента человеком. Напротив стула, на котором сидит клиент («горячий стул») располагается пус­той стул, на который сажают воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пыта­ясь максимально отождествить себя с различными частями своей личности.

2. Совершение кругов.Клиенту предлагается по кругу опро­сить ряд лиц по какому-либо волнующему его вопросу. Напри­мер, выяснить, как его оценивают другие, что они о нем дума­ют, выразить собственные чувства по отношению к этим дру­гим.

3. Незаконченное дело.Чаще всего в качестве незакончен­ных, незавершенных дел рассматриваются жалобы и претен­зии к окружающим, которые возникают у нас, когда какие-ли­бо наши чувства или потребности были ущемлены, но наше воспитание не позволяет нам адекватно отреагировать на нако­пившиеся эмоции. Клиенту предлагают с помощью «пустого стула» высказать свои претензии, чувства, обиды воображае­мому собеседнику.

4. Проективная игра.Когда клиент заявляет, что другой че­ловек имеет некое чувство или черту характера, его просят про­верить, не является ли это его проекцией. Ему предлагают ра­зыграть проекцию, т. е. примерить на самого себя это чувство или черту. Например, если клиент говорит: «Я испытываю к этому человеку жалость», его просят разыграть роль челове­ка, вызывающего жалость, подходя к разным людям, и всту­пая с ними во взаимодействие.

5. Выявление противоположного (реверсия).Явное поведе­ние клиента часто носит характер защиты, скрывающей проти­воположные тенденции. Клиенту предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он обычно демонстрирует.

6. Упражнение на воображение с использованием процесса проекции- игра «Старый заброшенный магазин». Клиенту пред-

латают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что позд­но ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого забро­шенного магазина, и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагают вообразить себя этим предметом и от перво­го лица описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он ос­тавлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета.

Наши рекомендации