Занятие 11. Согласный И

«Игра в мяч»

1) Взрослый кидает мяч и произносит слово (список слов приве­
ден ниже). Если в слове есть звук «и», то ребенок ловит мяч, если нет,
то отбивает его.

2) Ребенок находит в словах букву «и» и закрашивает ее в зеле­
ный цвет (обозначает мягкий согласный звук).

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет __ 433

Занятие 12. Согласные Б—П > «Игра в мяч» Занятие 11. Согласный И - student2.ru

1) См. занятие 9, задание 1.

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

2) См. занятие 9, задание 2.

3) См. занятие 9, задание 3.

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

Занятие 13. Согласные В—Ф «Игра в мяч» Занятие 11. Согласный И - student2.ru

1) См. занятие 9, задание 1.

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

2) См. занятие 9, задание 2.

3) См. занятие 9, задание 3.

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

434 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 14. Согласные К—Г «Игра в мяч» Занятие 11. Согласный И - student2.ru

1) См.занятие 9, задание 1.

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

2) См. занятие 9, задание 2.

3) См. занятие 9, задание 3.

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

Занятие 15. Согласные Д—Т «Игра в мяч» Занятие 11. Согласный И - student2.ru

1) См. занятие 9, задание 1.

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

2) См. занятие 9, задание 2.

3) См. занятие 9, задание 3.

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет____ 435

Занятие 16. Согласные 3—С «Игра в мяч» Занятие 11. Согласный И - student2.ru

1) См. занятие 9, задание 1.

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

2) См. занятие 9, задание 2.

3) См. занятие 9, задание 3.

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

Занятие 17. Согласные Ж—Ш

«Игра в мяч»

На доске вместо гласных первого и второго ряда пишутся слоги с согласными «ж-ш» (в соответствии со школьной программой).

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

1) См. занятие 9, задание 1.

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

2) Взрослый кидает мяч и произносит слово (список слов приве­
ден ниже). Ребенок называет звук («ж-ш») и кидает мяч обратно.

3) См. занятие 9, задание 3.

436 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

Занятие 18. Согласный «Ч»

«Игра в мяч»

На доске вместо гласных первого и второго ряда пишутся слоги с согласным «ч» (в соответствии со школьной программой).

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

1) Ребенок произносит слоги (ча чо чё чу че чи) одновременно с
движением рук (см. занятие 1, игра «Семафор»).

2) Взрослый кидает мяч и произносит слово (список слов приве­
ден ниже). Если в слове есть звук «ч», то ребенок ловит мяч, если нет,
то отбивает его.

3) Ребенок находит букву «ч» и закрашивает ее в зеленый цвет
(обозначает мягкий согласный звук).

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

Занятие 19. Согласный «щ»

«Игра в мяч»

На доске вместо гласных первого и второго ряда пишутся слоги с согласным «щ» (в соответствии со школьной программой).

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет____ 437

1) Ребенок произносит слоги (ща щё щу ще щи) одновременно
с движением рук (см. занятие 1, игра «Семафор»).

2) Взрослый кидает мяч и говорит слово (список слов приведен
ниже). Если в слове есть звук «щ», то ребенок ловит мяч, если нет, то
отбивает его обратно.

3) Ребенок находит букву «щ» и закрашивает ее в зеленый цвет
(обозначает мягкий согласный звук).

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

Занятие 20. Согласный «Ц»

«Игра в мяч»

На доске пишутся слоги с согласным «ц» (в соответствие со школьной программой).

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

1) См. занятие 19, задание 1.

2) См. занятие 19, задание 2.

3) Найти букву «ц» и закрасить ее в синий цвет (обозначает твер­
дый согласный звук).

Занятие 11. Согласный И - student2.ru

438 Часть III. Дидактические материалы

Раздел 15. ПАМЯТЬ
___ 5—6 лет

Занятие 1

«Найди такой же-1». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает ряд из трех различных по фактуре поверхностей (предметов). Затем он выбирает из предлагаемого набора предметы или поверхности такой же фактуры и выстраивает предложенную последовательность.

Занятие 2

«Найди такой же-2». Упражнение проводится так же, как на за­нятии 1, при этом количество предметов увеличивается до 4—5 и дети работают в парах.

Занятие 3

«Найди такой же-3». Проводится так же, как на занятии 2, од­нако добавляется еще одна переменная — предметы различаются уже не только по фактуре, но и по весу.

«Скульптор-1». Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается какая-либо поза, затем она «снимается». Задача ребенка — почувствовать и запомнить ее, а потом воспроизвести.

Занятие 4

«Скульптор-2». Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается какая-либо поза, затем она «снимается». Задача ребенка — почувствовать и запомнить ее, а затем передать другому ребенку.

«Замри». Психолог показывает какую-либо позу. Затем дети бега­ют по залу и по команде принимают показанную позу.

Занятие 5

«Скульптор-2» (см. занятие 4).

«Двигательная память». Психолог задает определенную последо­вательность различных движений. Задача детей запомнить эту после­довательность и воспроизвести ее как можно точнее.

Занятие 6

«Двигательная память» (см. занятие 5).

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___ 439

«Наведи порядок-1». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает ряд различных по фактуре поверхностей (предметов). Затем психолог меняет несколько предметов в ряду. Ребенок ощупывает ряд вторично и возвращает предметы на свои места.

Занятие 7

«Наведи порядок-2». Проводится так же, как на предыдущем за­нятии, однако теперь предметы различаются не только по фактуре, но и по весу.

«Двигательная память» (см. занятие 6).

Занятие 8

«Шапка-невидимка-1». Три предмета накрыты шапкой. На 3 се­кунды шапка поднимается, за это время надо запомнить все предме­ты, а затем перечислить их.

«Наведи порядок-2» (см. занятие 7).

Занятие 9

«Шапка-невидимка-2». Проводится так же, как «Шапка-неве-димка-1», но количество предметов увеличивается до пяти.

«Наведи порядок-3». Ребенку предлагается несколько игрушек в определенном порядке. Задача — запомнить их расположение. Затем ребенок отворачивается, а психолог меняет предметы местами. Ребе­нок должен восстановить порядок.

Занятие 10

«Запомни и найди». Ребенку на несколько минут предъявляются фигуры (предметы), нарисованные на листе бумаги. Затем он 4 мину­ты играет в мяч. После этого ребенку предъявляется карточка с раз­личными фигурами (предметами). Его задача — найти среди них пред­лагаемые ранее фигуры (предметы).

«Запомни порядок». Дети встают полукругом (в линию). Задача ребенка-водящего — запомнить расположение детей. Затем ребенок отворачивается и по порядку называет имена стоящих детей.

Занятие 11

«Запомни и нарисуй». Ребенку предлагаются фигуры, нарисо­ванные на листе бумаги в определенной последовательности. Задача ребенка — запомнить их и нарисовать в правильной последова­тельности.

440 Часть III. Дидактические материалы

«Наведи порядок-4». Дети встают полукругом (в линию). Задача ребенка-водящего — запомнить расположение детей. Затем ребенок отворачивается, а психолог меняет детей местами. Водящий должен восстановить порядок.

Занятие 12

«Найди свою картинку». Детям раздают карточки с парными кар­тинками (4 пары), которые нужно запомнить. Затем карточки собира­ются. После этого на полу раскладываются карточки с одной картин­кой, а детям раздаются карточки с парой к ней, и каждый ребенок должен найти пару к своей картинке.

«Наведи порядок-4» (см. занятие 11).

Занятие 13

«Раскрась одним цветом одинаковые фигуры». Ребенок получает бланк с 7—10 геометрическими фигурами. Психолог предлагает ему показать круг, квадрат и треугольник и запомнить, что круги надо раскрасить желтым цветом, квадраты — красным, треугольники — зеленым.

«Найди свою картинку» (см. занятие 12).

Занятие 14

«Пары слов». Ребёнок запоминает пары слов. Затем психолог на­зывает первое слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.

«Раскрась одним цветом одинаковые фигуры» (см. занятие13).

Занятие 15

«Поручение». Психолог просит ребенка сказать другому ребенку, чтобы тот принес ему несколько игрушек (например, собаку, обезья­ну и утку).

«Вспомни пропущенное слово». Ребенку зачитывают ряд слов. За­тем слова зачитываются повторно, но с пропуском одного слова. Ре­бенок должен назвать недостающее слово.

Занятия 16—17

«Рыба, птица, зверь». Дети стоят в кругу. Психолог считает: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица и т.д.», на ком останавливается

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___ 441

счет, тот называет любую птицу (рыбу, зверя). Если ребенок ошиба­ется, он выбывает из игры.

«Повтори и продолжи». Дети сидят в кругу. Один ребенок произ­носит какое-нибудь слово, следующий за ним повторяет это слово и добавляет свое и т.д. по кругу.

Занятие 18

«Что мы делали сегодня?» Каждый ребенок должен вспомнить и рассказать, что он делал с утра и до занятия.

Занятие 19

«Пиктограммы». Ребенку читается текст. Чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисо­вать). Затем по зарисовкам ребенок воспроизводит рассказ.

Занятие 20

«Сказка из слов». Детям предлагают набор слов. Каждый ребенок должен составить рассказ, последовательно связав эти слова. Задача ребенка — запомнить и воспроизвести предъявленные слова.

________________________________ 7—8 лет

Занятие 1

«Найди такой же-1». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает ряд из трех различных по фактуре поверхностей (предметов). Затем он выбирает из предлагаемого набора предметы или поверхности такой же фактуры и выстраивает предложенную последовательность.

Занятие 2

«Найди такой же-2». Проводится так же, как на занятии 1, при этом количество предметов увеличивается до 4—5, предметы разли­чаются не только по фактуре, но и по весу, и дети работают в парах.

Занятие 3

«Скульптор-1». Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается какая-либо поза, затем она «снимается». Задача ребенка — почувствовать и запомнить ее, а потом воспроизвести.

«Замри». Психолог показывает какую-либо позу. Затем дети бега­ют по залу и по команде принимают показанную позу.

442 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 4

«Скульптор-2». Проводится как «Скульптор-1», но ребенок дол­жен «передать» позу другому.

«Двигательная память». Психолог задает определенную последо­вательность различных движений. Задача детей запомнить эту после­довательность и воспроизвести ее как можно точнее.

Занятие 5

«Двигательная память» (см. занятие 4).

«Наведи порядок-1». Ребенку предлагается ряд различных по фак­туре поверхностей (предметов). Он с закрытыми глазами ощупывает этот ряд. Затем психолог меняет несколько предметов в раду. Ребенок ощупывает этот ряд вторично и возвращает предметы на свои места.

Занятие 6

«Наведи порядок-2». Проводится так же, как на предыдущем за­нятии, однако теперь предметы различаются не только по фактуре, но и по весу.

«Двигательная память» (см. занятие 4).

Занятие 7

«Шапка-невидимка-1». Четыре-пять предметов накрыты шапкой. На 3 секунды шапка поднимается, за это время ребенок должен за­помнить все предметы, а затем перечислить их.

«Наведи порядок-3». Ребенку предлагается несколько игрушек, размешенных в определенном порядке. Задача ребенка — запомнить их расположение. Затем ребенок отворачивается, а психолог меняет предметы местами. Ребенок должен восстановить порядок.

Занятие 8

«Запомни и найди». Ребенку предлагаются фигуры (предметы), нарисованные на листе бумаги. Затем он 4 минуты играет в мяч. После этого ребенку предъявляется карточка с различными фигурами (пред­метами). Задача ребенка — найти среди них предлагаемые ранее фигу­ры (предметы).

«Запомни порядок». Дети встают полукругом (в линию). Задача ребенка-водящего — запомнить расположение детей. Затем ребенок отворачивается и по порядку называет имена стоящих детей.

Программа 2 Курс занятий с детьми 5—10 лет___ 443

Занятие 9

«Запомни и нарисуй». Ребенку предлагаются фигуры, нарисованные на листе бумаги. Задача ребенка — нарисовать эти фигуры по памяти.

«Наведи порядок-4». Дети встают полукругом (в линию). Задача ребенка-ведущего — запомнить расположение детей. Затем ребенок отворачивается, а психолог меняет детей местами. Ребенок должен восстановить порядок.

Занятие 10

«Запомни и нарисуй» (см. занятие 9).

«Наведи порядок-5». Дети замирают в разных позах; водящий внимательно их осматривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем он выходит из комнаты, а психолог производит 3—5 измене­ний в позах и одежде детей. Задача водящего — вернуть все в исходное положение.

Занятие 11

«Вспомни пару». Ребенку предлагается бланк с парами фигур. Он старается запомнить предложенные пары. Затем этот бланк заменяется на другой, где изображены только первые фигуры. Задача ребенка — вспомнить пары.

«Преобрази фигуры». Ребенку предлагается ряд фигур (круг, тре­угольник, квадрат). Надо зачеркнуть круг, подчеркнуть треугольник, а в квадрате поставить точку (по образцу). Затем ребенку предлагается бланк с некоторым количеством данных фигур. Его задача — по па­мяти преобразовать все фигуры.

Занятие 12

«Пары слов». Ребенок запоминает пары слов. После этого психо­лог называет первое слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.

«Поручение». Психолог просит ребенка сказать другому ребенку, чтобы тот принес ему несколько игрушек (например, собаку, обезья­ну и утку).

Занятие 13

«Вспомни пропущенное слово». Ребенку зачитывают ряд слов. За­тем слова зачитываются повторно, но с пропуском одного слова. Ре­бенок должен назвать недостающее слово.

444 Часть III. Дидактические материалы

«Рыба, птица, зверь». Дети стоят в кругу. Психолог считает: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица и т.д.», на ком останавливается счет, тот называет любую птицу (рыбу, зверя). Если ребенок ошиба­ется, он выбывает из игры.

Занятие 14

«Повтори и продолжи». Дети сидят в кругу. Один ребенок называ­ет какое-нибудь слово, следующий за ним повторяет это слово и до­бавляет свое и т.д. по кругу.

«Рыба, птица, зверь» (см. занятие 13).

Занятие 15

«Пиктограммы». Ребенку читается текст. Чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисо­вать). Затем по зарисовкам ребенок воспроизводит рассказ.

Занятие 16

«Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (рассказов) ре­бенок запоминает только те слова, которые обозначают погодные ус­ловия (транспорт, растения, овощи и т.д.).

Занятие 17

«Зашифруй предложение». Для запоминания даются короткие за­вершенные высказывания (3—4 фразы). Задача ребенка — «зашифро­вать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы за­помнить его.

«Что мы делали сегодня?» Каждый ребенок должен вспомнить и рассказать, что он делал с утра и до занятия.

Занятие 18

«Что мы делали на прошлом занятии?» Дети вспоминают собы­тия прошлого занятия.

«Что мы делали сегодня?» (см. занятие 17).

Занятие 19

«Как запомнить слово?» Психолог объясняет, что для того, что­бы запомнить какие-то слова, можно их классифицировать (объеди­нять в группы чем-то похожие слова). Затем детям предлагается ряд слов, и они запоминают их, пользуясь этим способом.

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___ 445

Занятие 20

«Сказка из слов». Детям предлагают набор слов. Каждый ребенок должен составить рассказ, последовательно связав эти слова. Задача ребенка — запомнить и воспроизвести предъявленные слова.

_______________________________ 9—10 лет

Для этого возраста используется усложненная программа для де­тей 7—8 лет. Усложнение заключается в сокращении времени, отво­димого на запоминание, увеличении объема запоминаемого материа­ла, использовании большего количества характеристик объекта запо­минания. Кроме того, материал модифицируется за счет увеличения удельного веса букв, слов и цифр по сравнению с фигурами, картин­ками и предметами (материал становится более абстрактным, а фи­гуры — более сложными).

Наши рекомендации