Тема 3. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов

46. Подготовка профессиональных психологов в Европе.

Типично различают два уровня образования: базовое вузовское (Undergraduate) и последипломное (Graduate). В последипломном образовании психологов во многих европейских странах, в США и Канаде выделяются два основных направления: исследовательское и практическое профессиональное.
В большинстве стран мира в настоящее время выделяется три основных типа профессионального психологического образования:

— непрерывное пятилетнее специализированное;

— непрерывное пятилетнее общее;

— прерывающееся специализированное образование (Newstead, 1994)

При непрерывном пятилетнем специализированном образованиистуденты с самого начала специализируются в какой-либо сфере психологии, например, в клинической, педагогической или психо­логии развития. Такая система психологического образования су­ществует, например, в Финляндии, Швеции, Бельгии (Newstead, Makinen, 1997).

При непрерывном пятилетнем общем образовании студенты на­чинают с общего психологического образования и специализиру­ются только на последних курсах или, в некоторых случаях, даже после окончания университета. Такая система существует в Порту­галии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Испании, Вен­грии, Италии, Германии, Швейцарии, России и Дании (Newstead, Makinen, 1997).

Прерывающееся психологическое образование имеет два вариан­та. В Англии типична модель «три+три», при которой студенты в течение трех лет получают общее психологическое образование. Завершив его, они могут продолжить психологическое образова­ние в течение последующих трех лет уже на второй ступени или закончить на этом изучение психологии и продолжить свое обра­зование на второй ступени по другой специальности, может быть уже в другом университете. Такая система взята за основу в ряде стран, например, е Ирландии, Франции, Греции, Португалии, на Мальте (там же, 1997).

Другой вариант прерывающегося психологического образова­ния предполагает базовое 4-летнее образование в области психо­логии с последующей 2-летней специализацией в какой-либо сфере профессиональной психологии. Это традиционная модель для США и стран, ориентированных на американскую систему образования. Такая же система принята в Шотландии.

47. Последипломное образование психологов в Европе.

В последипломном образовании психологов во многих евро­пейских странах, в США и Канаде можно выделить два основных направления: исследовательское и практическое профессиональное.

Исследовательское последипломное образование психологов - это программы обучения, направленные на получение степени докто­ра философии (PhD)*, которые включают изучение ряда дисцип­лин, связанных с научной работой, а также подготовку диссертации.

Подготовка доктора занимает приблизительно 3—5 лет. Данная степень является исследовательской. Чтобы получить ее, необходи­мо провести большую научную работу в области психологии и написать докторскую диссертацию. Подготовка психологов-иссле­дователей, ведущая к получению степени доктора философии (PhD), обычно включает:

- обязательные учебные курсы («Введение в планирование эксперимента», «Исследовательский проект в психологии», продвинутый курс по методам планирования психологических экспериментов, семинары по биопсихологии, учению, когнитивным процессам, лич­ности, развитию, социальной и организационной психологии), изу­чаемые обычно в первый год обучения;

- элективные учебные курсы вне области специализации (как правило, 4, из которых 2 курса разрешается выбрать не на факуль­тете психологии);

- исследовательскую деятельность и написание диссертации (Володарская, Лизунова, 1990, с. 66).

Специалисты-психологи со степенью доктора философии (PhD) имеют высшую профессиональную квалификацию. Поэтому им пре­доставляется большой выбор разнообразных видов деятельности: пре­подавание, консультирование, проведение исследований, написание или редактирование учебных пособий или научных трудов.

Практическое профессиональное последипломное образование психологов — это программы, направленные на обучение конкрет­ным профессиональным знаниям и умениям в какой-либо сфере практической психологической работы, которые психолог осваи­вает в течение нескольких лет в свободное от основной професси­ональной работы время. Такой дополнительной подготовки требует, например, работа в сфере клинической психологии. Специальные программы практической подготовки клинических психологов су­ществуют в США и многих европейских странах. По завершении этих курсов, продолжающихся в течение нескольких лет, психолог получает соответствующий сертификат, дающий ему право на ра­боту в качестве клинического психолога.

В США, в отличие от большинства стран мира, есть профессио­нальные школы, которые дают магистерскую или докторскую сте­пень в области практической профессиональной психологии. Обучение студентов по таким программам в большей мере ориен­тировано на психологическую практику, направлено на освоение прикладных профессиональных знаний и умений в конкретной области. Профессиональные школы осуществляют подготовку док­торов психологии (PsyD). Степень доктора психологии присужда­ется (в отличие от степени доктора философии) за весомый практический вклад в области психологии.

В США, в отличие от многих стран мира, психологи могут получить степень доктора за значительный вклад в преподавание психологии. Степень доктора образования (EdD) является профессиональной и присуждается психологу за разработку учебных программ и успешное их внедрение (Володарская, Лизунова, 1989, с. 54).

48. Подготовка профессиональных психологов в США.

Основу высшего психологического образования в США состав­ляет обучение в университетах для получения степени бакалавра (Bachelor degree). В учебные программы подготовки бакалавров вхо­дят три группы дисциплин:

- общеобразовательные дисциплины,

- специальные дисциплины (основные - major и второстепенные - minor),

- дисциплины по выбору студента (electivеs).

Общеобразовательная подготовка — существенная часть учеб­ной программы психологов-бакалавров. Она различается в разных колледжах и университетах и может включать, например, такие дис­циплины как «Философия», «Этика», «Логика», «Литература», «Ма­тематика», физические и биологические науки, религиозные и социальные дисциплины, «Научное исследование», курсы по пись­менной речи, методы количественного анализа, иностранный язык, теория и история искусств, изучение современного мира и его про­шлого. Следует иметь в виду, что это только предметные области, из числа которых студент выбирает курсы для изучения (Володарская, Лизунова, 1990, с. 60—61).

Специальное обучение в высших учебных заведениях США ис­ходит, прежде всего, из профессиональной ориентации будущих специалистов, направленной либо на подготовку к научной дея­тельности, либо к практической психологической работе. В связи с этим студентам предлагаются различные учебные курсы, соответ­ствующие общему (General Тгаск) или специальному (Сагеег Тгаск) направлениям подготовки. По психологии студентам предлагается три типа курсов:

- обязательные,

- специальные курсы по интересам,

- продвинутые интегративные курсы,

Однако для большинства студентов четырехгодичные коллед­жи и полученная степень бакалавра служат всего лишь подготов­кой для продолжения учебы в магистратуре (исследовательское направление) или профессиональной школе (направление прак­тической психологии).

Следующий уровень высшего психологического образования со­ставляет обучение в университетах для получения степени магистра (Master degree). Для этого в рамках одного университета, как пра­вило, функционируют два типа учебных программ:

- исследовательские школы, готовящие научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования;

- профессиональные школы, ведущие подготовку специалистов-практиков и занимающиеся прикладными исследованиями.

Степень магистра присуждается обычно специалисту со степенью бакалавра после одного-двух лет обучения в исследовательской шко­ле. Для получения данной степени помимо изучения целого ряда специальных дисциплин необходим также практический опыт в прикладной области или написание диссертации на основе прове­денного исследования.

Этот уровень образования дает возможность работать в качестве исследователя или практического психолога в различных областях: заниматься тестированием, исследовательской работой в лаборатории, консультированием пациентов, выполнять административную работу, преподавать в двухгодичном колледже или школе.

49. Когда и где были открыты первые факультеты психологии в нашей

стране?

Длительное время подготовка психологов в нашей стране осуществлялась на отделениях психологии в рамках философских факультетов. Первые факультеты психологии в нашей стране были открыты в 1966 г. в Московском и Ленинградском государственных университетах.

С начала 1990 гг. в связи с резко возросшей потребностью в психологах во многих высших учебных заведениях были организованы новые психологические факультеты. Наибольший опыт психологического образования имеется в старейших учебных заведениях страны — Московском, Санкт-Петербургском, Ярославском, Ростовском-на-Дону университетах. Полный курс высшего образования по психологической специальности необходим и дает квалификацию для того, чтобы начать самостоятельную психологическую деятельность.

50. Факультет психологии: понятие, структура, управление.

51. Какие психологические специальности и квалификации существуют

в настоящее время в российском высшем образовании?

В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций:

1. «020400 — Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.
2. «031000 — Педагогика и психология» с присвоением квалификации «Педагог-психолог» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе педагогических специальностей.
3. «022700 — Клиническая психология» с присвоением квалификации «Клинический психолог» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.

1. Обучение по специальности «020400 — Психология» предполагает общее психологическое образование и специальную подготовку, позволяющие специалисту работать в разных сферах психологической науки и практики, а также преподавать психологию в учебных заведениях.

Психология существует в российском высшем образовании также в качестве направления подготовки бакалавров и магистров.

521000 — бакалавр психологии (2-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО);
521000 — магистр психологии (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО).

Большой опыт организации таких образовательных программ накоплен в Российском государственном педагогическом университете, Санкт-Петербургском университете.

В России существуют также высшие учебные заведения, предлагающие различные формы заочного, вечернего или очно-заочного психологического образования. Однако таких учебных заведений немного.

52. Какие специализации существуют в настоящее время в российском

психологическом высшем образовании?

53. Многоуровневая система подготовки психологов в РФ.

Суть многоуровневой системы образования в нашей стране состоит в том, что оно представляет совокупность основных образовательных программ различного уровня, длительности и назначения.

Многоуровневая система образования повышаетгибкость общекультурной, профессиональной и научной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей рыночной экономики. Она учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и международную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО, отвечает требованиям нашего времени формирования единого образовательного пространства в рамках всего мирового сообщества.

Усилиями группы ученых во главе с Госкомитетом РФ по высшему образованию разработан, а постановлением Правительства РФ № 940 от 12 августа 1994 г. введен Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, основанный на многоуровневой системе.

Первый уровень включает двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме среднего специального учебного заведения со средней продолжительностью обучения 3—3,5 года. Лицам, успешно окончившим двухлетнее обучение по программе бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем образовании, и они могут быть зачислены в вуз для освоения вузовской программы бакалавриата. Лицам, освоившим всю программу 1-го уровня, выдается диплом о неполном высшем образовании и присваивается квалификация согласно перечню специальностей среднего профессионального образования.

Программы 2-го уровня предоставляют личности возможность уже в рамках вуза овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественнонаучную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям. Эти программы дают базовое высшее образование. Лица, освоившие программы 2-го уровня, подготовлены для продолжения образования по образовательным и профессиональным программам 3-го уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности. Срок обучения в вузе по программам 2-го уровня — не менее 2 лет для тех, кто успешно окончил двухлетнее обучение в колледже по программе 1-го уровня, и 4 лет — на основе общего среднего образования. Выпускникам вузов, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения. Лица, проучившиеся не менее 4 лет в вузе по программам 2-го уровня, получают высшее образование, и им присваивается академическая степень инженера.

Бакалавры могут продолжить учебу по программе 3-го уровня в магистратуре (1—2 года) или стать дипломированным специалистом с полным высшим образованием. Программа подготовки магистра наук носит преимущественно исследовательский характер. По ее окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра.

Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается также диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности.

Выпускники вуза, завершившие любую образовательную программу 3-го уровня, имеют право поступления в аспирантуру, причем магистерский экзамен по иностранному языку засчитывается как вступительный экзамен в аспирантуру.

54. Формы получения психологического образования в РФ.

В большинстве стран мира в настоящее время выделяется три основных типа профессионального психологического образования:
— непрерывное пятилетнее специализированное;
— непрерывное пятилетнее общее;
— прерывающееся специализированное образование

55. Содержание психологического образования в РФ.

Наука определяется, во-первых, как деятельность по производству знаний и, во-вторых, как форма систематизации знаний.

Учебный предмет определяется, во-первых, как система знаний и, во-вторых, как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний (Гинецинский, 1983, с. 18).

Таким образом, в одном пункте эти понятия пересекаются: этот пункт — систематизация знаний. Поэтому не случайно лучшие и наиболее систематизированные образцы научной литературы становятся учебными пособиями для студентов (например, книга С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии»).

Учебный предмет, по определению В. И. Гинецинского, представляет собой «дидактически систематизированное изложение основ соответствующей научной дисциплины» (Гинецинский, 1983, с. 19).

Традиционное понятие учебного предмета восходит к средневековым университетам. Оно связано с условиями развития университетской науки того времени, которая была ориентирована на преподавание и сращена с этим процессом. Научные и учебные дисциплины отождествлялись друг с другом. Содержание учебного предмета сводилось к содержанию учебника, т. е. к монографической форме изложения знания. Учебный предмет воспроизводил все существенные характеристики дисциплинарного знания, он выполнял систематизирующую и структурирующую функции. Для этого периода было характерно неразличение качественно различных уровней и типов образования. Различия между начальной, средней и высшей школой рассматривались лишь как количественные в масштабах приобретаемых знаний. Модель учебного предмета, зародившаяся в средневековых университетах, продолжает функционировать и в системе образовании Нового времени (Гинецинский, 1983, с. 20-21). Психология как наука также пережила аналогичный период развития, однако несколько позже — в период ее становления в XIX в. и в первой половине XX в. Первыми книгами по психологии были учебники и учебные пособия. Психология как наука и психология как учебный предмет не различались.

56. Учебные планы факультетов психологии в РФ.

57. Организационные формы обучения на факультетах психологии.

Безусловно, психология — это одна из самых сложных наук, которая состоит из нескольких компонентов. Именно поэтому подготовка студентов осуществляется по следующим программам:

  • Организационная психология;
  • Практическая психология.

Современный ритм жизни не всегда позволяет тратить большое количество времени на изучение дисциплин, и именно поэтому Институт экономики и культуры вводит сразу несколько форм обучения. Наличие трех форм обучения позволяет студентам выбрать наиболее удобный и подходящий способ получения высшего образования.

  • Очная (дневное отделение), срок обучения 4 года;
  • Очно-заочная (вечернее отделение), срок обучения 5 лет;
  • Очно-заочная (группа выходного дня, обучение по выходным и праздничным дням), срок обучения 5 лет.

58. Формы и виды контроля знаний на факультетах психологии.

Контроль – это совокупность действий, позволяющих выявить качественные и количественные характеристики результатов обучения, оценить, как освоен студентами материал учебной программы.

Выделяют три функции контроля:

1) диагностическая – призвана выявить и оценить интересующие нас свойства студентов, а также уровни его знаний, умений и навыков.

2) обучающая – имеет целью оптимизировать самостоятельную работу студентов, активизировать их познавательную деятельность при подготовке к текущим занятиям, а также в период написания контрольных работ, рефератов, и подготовки к зачетам и экзаменам.

3) воспитательная функция состоит в формировании у обучаемых ответственного и творческого отношения к ученым дисциплинам, а через них – любви к профессии, в развитии у каждого культа учебы.

Система контроля включает разнообразные формы: экзамены, зачеты, устный опрос, контрольные работы, отчеты по производственной практике и т.д. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места. Например, устный опрос позволяет выявить не только знания, но и владения устной речью, может помочь исправить ошибки речи. Письменные работы дают возможность определить глубину и прочность усвоения материала, но требует больших затрат времени преподавателя.

Педагогический контроль подразделяют на предварительный, текущий, рубежный и итоговый. На характеристиках этих видов я не буду останавливаться, потому что коллеги расскажут подробнее о них.

По организации и проведению контроля в техникуме приняты свои внутренние нормативные документы:

– Рекомендации по проведению текущего контроля знаний.

– Положение о промежуточном контроле знаний.

– Положение об ИГА

59. Послевузовское образование профессиональных психологов в РФ.

Специалисты с высшим образованием могут продолжить обучение в аспирантуре или сразу после окончания вуза, или после приобретения опыта работы по специальности. Аспирантура по разным направлениям существует во многих университетах. Перечень специальностей в аспирантуре аналогичен перечню специализаций в университете: общая психология, психология личности, педагогическая психология и т.д. При поступлении в аспирантуру обычно сдаются вступительные экзамены по психологии, философии и иностранному языку, а также готовится реферат по одной из психологических проблем. Время обучения в аспирантуре - 3 года (4 года при заочной форме обучения). За это время аспиранты изучают философию, иностранный язык, педагогику и психологию высшего образования, курсы психологии по специальности. Возможно изучение и некоторых других предметов, утвержденных в университете. За весь срок обучения аспиранты сдают кандидатские экзамены по философии, иностранному языку, специальности. Одна из важнейших форм профессиональной подготовки в аспирантуре - проведение под руководством научного руководителя психологического исследования, в котором соискатель ученой степени должен показать умение решать конкретную научную проблему. Подготовленная на этой основе диссертация защищается в диссертационном совете. После успешной защиты аспиранту присваивается ученая степень кандидата психологических наук по соответствующей специальности (общая психология, психология личности, педагогическая психология и т.д.).

Высшей профессиональной психологической квалификацией в России является ученая степень доктора психологических наук. Специального обучения для этого не проводится. Соискатель должен подготовить и защитить диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук по соответствующей специальности (общая психология, психология личности, педагогическая психология и т.д.). В диссертации отражается широкий научно-исследовательский

опыт по изучению какого-либо нового направления психологической науки, полученный соискателем лично (или в качестве лидера исследовательской группы). Присуждение ученой степени утверждается Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации.

Не следует путать степень доктора философии (PhD), используемую во многих странах для высшей научной квалификации психологов, с ученой степенью доктора психологических наук в России. Для получения последней требуется гораздо более высокая квалификация и более фундаментальный опыт психологического исследования. Степень доктора философии (PhD) может быть в некотором отношении сравнима с российской научной степенью кандидата психологических наук.

Помимо ученых степеней для оценки уровня квалификации профессиональных психологов в научной и педагогической сфере существует также система ученых званий. Психологам, работающим в научных или высших учебных заведениях, могут быть присвоены звания доцента и профессора. Звание доцента обычно присваивается специалистам, имеющим ученую степень кандидата психологических наук, опыт научной и педагогической деятельности в высших учебных заведениях. Звание профессора обычно присваивается специалистам, имеющим ученую степень доктора психологических наук, а также большой опыт научной, педагогической деятельности в высших учебных заведениях, а также руководства научной работой аспирантов.

В сфере практической психологии также существует система оценки уровня профессиональной квалификации. Она включает в себя 1, 2 и 3 квалификационные категории, которые присваиваются в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями. Для практических психологов организуются различные формы повышения квалификации, семинары и тренинги по отдельным направлениям психологии.

Для специалистов, уже получивших высшее образование по другой специальности, в университетах существуют различные формы повышения квалификации и

переподготовки по психологии. Это может быть полный курс получения второго высшего образования по государственным стандартам, но в сокращенный срок. Обычно это требует 3,5 года заочного обучения. За этот период студенты изучают все профессиональные дисциплины, за исключением тех, которые они уже изучили во время получения первого высшего образования (общеобразовательные, гуманитарные, социально-экономические и т.п.). Второе высшее образование является в России платным.

Для специалистов с высшим образованием в институтах и университетах организуются также краткосрочные курсы повышения квалификации. Например, учителя могут получить квалификацию "педагог-психолог", выполнив учебную программу в объеме не менее 1200 учебных часов. В этом случае они имеют право работать школьными психологами. Такого рода краткосрочные курсы существуют и по другим направлениям психологии. Однако базовое психологическое образование в течение пяти лет обучения в вузе становится все более предпочтительным в профессиональной подготовке психологов.

60. Условия профессионализации психолога.

Профессионализм— способность человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

Профессионализм предполагает:

Ø возмездность деятельности. Профессионал бесплатно не работает, это его хлеб.

Ø осуществление деятельности по принятым правилам и методикам;

Ø соблюдение признаваемых другими профессионалами требований к ее процессу и результатам.

В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности).

61. Длительность профессионализации психолога.

62. Кризисы профессионального развития.

l В последние годы все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников (далее будет применяться термин «профессиональное выгорание» как наиболее адекватный).

l Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения (по Г. Селье).

l В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

63. Основные этапы профессионального развития психолога по Н.С.Пряжникову и Е.Ю. Пряжниковой.

. Восторженно-романтический, когда до серьез­ных «разочарований» психолог еще просто не «дорос». Это по-своему прекрасный и даже необходимый для последующего развития этап — это своеобразная «база», эмоциональный «тыл», который создает осо­бую, незабываемую «атмосферу» первого знакомства с психологией. А «атмосферы» в нашей жизни, как из­вестно, многого стоят...

2. Этап самоутверждения, когда поскорее хочет­ся «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой». Тоже очень важный и необходимый этап — это основа будущей профес­сиональной гордости и чувства собственного профессионального достоинства.

3. Первые разочарования, а потом будут и после­дующие, о чем уже много писалось выше... Это наи­более ответственные этапы. Поскольку здесь реша­ется основной вопрос: научится студент-психолог преодолевать эти «кризисы разочарования» или они попросту «сломают» его. Напомним, что важнейшим условием преодоления таких кризисов является поиск новых личностных смыслов в обучении и в последую­щей работе. Заметим также, что эти смыслы могут быть найдены только самостоятельно, ведь только тогда они могут стать «личностными».

4. Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практи­ческих) с использованием уже известных технологий и методов. Заканчивается этот этап постепенным накоп­лением отрицательного опыта использования этих технологий и попытками работать как-то иначе (начало настоящего профессионального творчества и формиро­вания своего индивидуального стиля деятельности).

5. Первые серьезные попытки работать по-ново­му. Часто эти попытки также заканчиваются «разоча­рованием в себе» и стремлением все-таки довести свои идеи до совершенства. Нередко на этом этапе наступает интересное «прозрение»: студент вдруг «по­нимает» (наконец-то), что для творческой работы и импровизации в своем труде оказывается нужно хорошее знание психологической теории и методологии.

6. Обращение к теоретическим и методологичес­ким основам психологии, т.е. ко всему тому, что на этапе
обучения в вузе у многих студентов вызывает откровенную «аллергию».

7. Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методо­логической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.

Наши рекомендации