Теоретическое основание
Общепринятым в психологии является положение о том, что потребности человека выступают источником его активности, побудителями побудительных сил человека.
Потребность – испытываемая человеком нужда в чем–либо. Это состояние физического и психологического дискомфорта, возникающего у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Оно взывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.
В потребностях человека выражается характер и степень его зависимости от конкретных условий существования, жизни и деятельности.
По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта.
Потребности человека обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности – объектами потребностей.
Потребности различают по видам: потенциальные и актуализированные.
Потребности у человека могут быть: здоровыми (полезными) и нездоровыми (вредными)
В зависимости от предмета выделяют потребности: материальные духовные.
По происхождению потребности различают как естественные, социальные, культурные.
В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальные, групповые, общества в целом.
У человека могут проявляться:
Ведущие, основные потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию, приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации личности.
Дополнительные (второстепенные).
Выделяют также потребности:
Доминантные, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени.
Недоминантные, косвенно влияющие на особенности реализации первых.
Различают три типа доминантных потребностей человека;
1. Ситуативные, кратковременные потребности.
2. Жизненные, определяющие жизненную стратегию, линию поведения человека.
3. Потребности деятельности – потребности текущих дел, относительно длительные.
Иерархия потребностей, по А. Маслоу, включает:
1. Физиологические потребности
2. Потребность в безопасности
3. Потребность в социальных связях, привязанности и любви.
4. Потребность в признании (компетентности) и оценке.
5. Потребность в самоактуализации.
Направленность личности – это обусловленная системой побуждения личная целеустремленность человека.
Система направленности личности включает следующие основные компоненты:
1. Систему ценностно–смысловых образований личности.
2. Притязания личности, как основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации, обстановки ожидания личностью определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.д. Притязания личности – интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности.
Направленность личности характеризуется:
- Уровнем зрелости (степень общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией.
- Широтой (диапазоном сфер устремлений личности по реализации поставленных целей).
- Интенсивностью (силой устремлений личности по реализации поставленных целей).
- Иерархией видов направленности конкретной личности.
Мотивы личности – внутренние психические побуждения к деятельности и поведению, обусловленные актуализацией тех или иных потребностей личности. Это опредмеченная потребность и конкретные формы проявления потребностей.
Люди могут по разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого различают следующие мотивы:
Эмоциональные мотивы – желания, хотения, влечения.
Рациональные мотивы – стремления, интересы, идеалы, убеждения.
Можно выделить две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:
Мотивы целей (генерализованные мотивы, содержание которых выражает предмет потребностей и направленность устремлений личности).
Мотивы выбора путей, средств, способов достижений, реализациицели: инструментальные мотивы.
По степени общественной значимости выделяют: мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), мотивы групповые и индивидуально–личностные мотивы.
Различают также мотивы достижения цели, ( противоположный -избегания неудач) , аффилиации (стремление к людям), альтруистические мотив, мотив власти.
Мотив достижения – устойчивое стремление в достижении результата в работе. Мотив достижения показывает, насколько человек стремиться к повышению уровня своих возможностей. В основе мотива достижения выделяются три компонента: стремление к мастерству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), работе (удовольствие от хорошо выполненной сложной работы).
Мотив аффилиации - это стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение, дружбу. Цель аффилиации – взаимный поиск приятия, принятие дружеской поддержки и симпатии. Существует две формы аффилиативного мотивы – надежда на аффилиацию и боязнь отвержения.
Альтруизм это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в его основе лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради других, потребность отдавать и чувство ответственности. Чаще оказывают помощь те, те, кто сам раньше ее получал, те, кто обладает эмпатией, способностью к сопереживанию.
Мотив власти можно определить как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими, склонность управлять социальным окружением.
Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл (А.Н. Леонтьев).
Практическая работа
Задание 1. Указывая на ошибки – отметьте улучшения.
Очень часто воспитатели, учителя, родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка.Выходом из этой ситуации может послужить прием не только указывать на ошибки, но и активизировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные моменты в определенном компоненте деятельности:
1. Пусть ошибок еще много, но они не такие серьезные, как те, которые ты допускал раньше.
2. Пусть трудностей еще немало, но в этом компоненте ты продвинулся далеко вперед.
3. Пусть еще не все удается, но обрати внимание: над эти ты хорошо поработал и уже видны позитивные изменения. Есть возможность развития и в других направлениях.
Укажите на недостатки, ошибки ученика, ребенка, но вместе с тем акцентируйте внимание на достижениях, изменениях в лучшую сторону. Примеры запишите.
Задание 2. Избегание неудач
Рассмотрим одну из форм поведения, направленного на избегание неудач: откладывание на потом. Откладывание работы – типичный случай избегания неудачи. Люди часто прибегают к нему, оправдываясь: «Я еще успею это сделать», «Не следует спешить», «Я обязательно начну это с понедельника». Но с понедельника не начинают, не начинают и со следующего, ссылаясь на обстоятельства, нехватку времени и т.п.
1. Поразмышляйте над тем, какими бы вы хотели себя видеть: достаточно способным, но неорганизованным (т.е. человеком, который боится поражения и постоянно откладывает дело на потом) или недостаточно способным, но настойчивым и организованным (человеком, который боится неудач).. Подумайте, определяется ли поражение только отсутствием способностей? Какие другие факторы, по вашему мнению, могут определить неудачу? Свой ответ аргументируйте
3. Запишите позитивные моменты, связанные с неудачей (что дает вам неудача, чему учит?) Приведите примеры из вашей жизни.
4. Поразмышляйте, что бы вы сказали человеку – неудачнику. Запишите, как бы вы попробовали не только утешить, но и вдохновить человека на дальнейшую деятельность.
5. Подумайте и запишите, что бы вы сказали самому себе в минуты неудачи и разочарования. Какие слова смогли бы не только восстановить потерянное душевное равновесие, но и побудить к деятельности?
6. Придумайте текст, усовершенствуйте его и запишите крупными буквами на обложке тетради или карточке, попробуйте применять эти слова в сложных жизненных ситуациях.
Задание 3.Определите ведущий мотив поведения Сони Мармеладовой, Раскольникова, Печорина, Обломова, Хлестакова, Чацкого. Приведите свои примеры из истории, из художественной литературы (кинофильмов) героев с ярко выраженными мотивами. Как Вы считаете какие мотивы преобладают в вашем поведении?
Задание 4.А.Б.Орлов выделяет семь основных центраций учителя, каждая из которых может доминировать в педагогической деятельности в целом, так и в конкретных педагогических ситуациях. Внимательно прочтите их, и подумайте, какая из них оказывает наиболее негативное влияние на учеников (студентов)? А какая, по-вашему, оказывает позитивное влияние? Аргументируйте свой ответ.
а) Эгоистическая (в основе – интересы своего «Я»
б) Бюрократическая (в основе - интересы администрации, руководителей);
в) Конфликтная (в основе - интересы коллег);
г) Авторитетная (в основе - интересы родителей учащихся);
д) Познавательная (в основе - требования средств обучения и воспитания);
е) Альтруистическая (в основе - интересы и потребности учащихся);
ж) Гуманистическая (в основе - интересы (проявления) своей сущности и сущности других людей).