Психологическая проверка показаний на месте. Психологические аспекты проведения следственного эксперимента

Согласно ст. 194 УПК проверка показаний самостоятельное следственное действие, проводимое с целью установления новых обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, путем уточнения показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля на месте, связанном с исследуемым событием.

Проверка показаний на месте сочетает в себе элементы ряда следственных действий. Ближе всего по своей психологической характеристике оно относится к допросу и осмотру места происшествия, в основном сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий. Сам по себе повторный рассказ обвиняемого (или другого очевидца) о событии преступления на месте его совершения, естественно, никакой дополнительной доказательственной силой не обладает. Главная цель воспроизведения показаний — получить дополнительную информацию, кроме той, которая уже была получена в ходе допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению.

При проверке показания на месте у допрашиваемого путем ассоциативных связей улучшается память. На месте происшествия, находясь среди вещей и предметов, о которых во время допроса говорилось лишь по памяти, человек может вспомнить такие факты, о которых в кабинете следователя он просто забыл.

Следователь в ходе проверки показаний на месте может получить информацию значительно большую, чем при допросе, потому что он не только слушает, но видит и сравнивает..

В ходе проверки показаний на месте следователь нередко ставит перед собой задачи проверки достоверности той или иной версии, выдвинутой им самим или обвиняемыми.

В ходе проверки показаний на месте часто выявляются противоречия в собранных по делу доказательствах, которые иным способом выявить было трудно или невозможно.

Поскольку проверки показаний на месте производится только с согласия допрошенного лица, от следователя требуется проявить значительные коммуникативные качества для успешного поддержания контакта в период этого сложного следственного действия.

Чаще всего встречаются следующие основания для проведения проверки показаний на месте:

- Необходимость обнаружения места происшествия.

- Необходимость установления пути следования.

- Установление местонахождения имеющих значение для следствия предметов.

- Установление неизвестных следствию лиц.

- Установление и уточнение отдельных обстоятельств происшествия.

- Установление обстоятельств, способствующих совершению преступления.

- Установление осведомленности лица, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отдельных объектов или маршрута.

Успешная проверка показаний на месте требует от следователя организаторских способностей. Он должен одновременно руководить большой группой людей (специалисты, конвой, понятые и др.), воспринимать значительное количество информации, анализировать ее, направлять ход следственного действия, а также достаточно полно зафиксировать всю собранную информацию.

Прежде всего нужно, чтобы следователь хорошо изучил психологию центральной фигуры следственного действия — лица, чьи показания проверяются. Это поможет в налаживании необходимого психологического контакта, даст возможность избежать ненужных конфликтов и получить в ходе проверки максимум необходимых доказательств.

Следователь не должен забывать и об отрицательном влиянии, которое оказывают подчас на позицию лица, чьи показания подлежат проверке, его окружающие (сокамерники, соучастники, иные заинтересованные в исходе дела лица).

Есть люди, которые охотно рассказывают о совершенных преступлениях или проступках следователю наедине и вместе с тем испытывают большие трудности рассказывая об этом же самом группе людей. Очевидно, предполагая это, надо заранее провести с допрашиваемым определенную работу — разъяснить порядок проверки показаний на месте, рассказать, кто участвует в следственном действии, какие функции все будут выполнять.

Особенно много внимания требует проведение проверки с несовершеннолетними. Конечно, большую помощь следователю может оказать участвующий в проверке педагог, с которым есть смысл побеседовать до проверки об особенностях психики подростка, чтобы внимание подростка было сконцентрировано на рассказе и демонстрации того, что составляет существо проверки показаний на месте. Следует заранее подробно рассказать ему о порядке проведения этого следственного действия, о его участниках, о задачах, которые стоят перед подростком.

В ходе самой проверки необходимо сократить до минимума отвлекающие моменты (например, наличие посторонних лиц, возможно, знакомых или родственников, ненужная для данного действия аппаратура и т. д.).

Ряд проблем психологического плана следует иметь в виду и в отношении других участников рассматриваемого следственного действия. Подбирать участников надо заблаговременно, а не за полчаса до начала проверки

Если речь идет о подозреваемом или обвиняемом, участники проверки должны быть предупреждены о недопустимости проявления вовне чувств презрения, негодования, жалости и т. д., поскольку одно неосторожно брошенное слово может моментально разрушить атмосферу доверия к следователю и .сделать невозможным дальнейшее проведение следственного действия.

Определенные трудности возникают тогда, когда проводится проверка показаний на месте при большом разрыве во времени с событием преступления. Изменяется растительность: вчерашние кустики стали высокими деревьями. Старое здание магазина разрушено, построено новое — в ста метрах от старого и т. д. В этом случае очень важно, не торопясь, принять всевозможные меры для того, чтобы оживить у допрашиваемого ассоциативные связи, помочь ему вспомнить те или иные обстоятельства, детали и т. д., которые дадут возможность правильно оценить результаты проверки.

Психологические особенности следственного эксперимента (в отличие от осмотра места происшествия) обусловлены в первую очередь характером опытных действий, с помощью которых следователь (в необходимых случаях с участием специалистов) исследует динамические процессы, происходящие с человеком, его двигательные реакции, координацию движений и другие способности. Для наиболее полного и всестороннего их исследования от лиц, проводящих эксперимент, требуются умение реконструировать обстановку, в которой имели место проверяемые факты, моделировать те или иные действия, высокая познавательная активность, гибкое творческое мышление, способности.

Другим слагаемым результативности эксперимента является желание его участников совершить те или иные проверяемые действия, показать динамику происходившего. Поэтому лица, готовящие следственный эксперимент, в случае, когда непременным условием его проведения является участие свидетелей, потерпевших и особенно подозреваемого (обвиняемого), должны сформировать у них соответствующую мотивацию на выполнение различных действий, разумеется, не связанных с опасностью для самих участников и окружающих их лиц и не противоречащих морально-этическим нормам. С этой точки зрения наиболее благоприятным моментом для проведения следственного эксперимента чаще всего бывает период, когда свидетели, обвиняемые и т.д. дают правдивые показания, будучи в той или иной мере заинтересованными в том, чтобы оказать помощь следователю, как можно точнее разобраться в обстоятельствах, подлежащих доказыванию.

Законодатель указывает, что следователь (суд) вправе в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, произвести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств исследуемого события. В ходе следственного эксперимента проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события, механизм образования следов (ст. 181, 288 УПК).

некоторые психологические аспекты, которые необходимо учитывать при проведении следственного эксперимента:

а) следственный эксперимент, с помощью которого проверяется возможность восприятия и сохранения в памяти субъектом каких-либо фактов. С помощью опытных действий проверяются перцептивные способности различных участников уголовного судопроизводства, когда их показания о том, что они восприняли какие-то важные для дела обстоятельства, вызывают сомнение.

Во время следственного эксперимента в тех же самых (а при невозможности - в максимально приближенных) условиях повторяются аналогичные ранее совершенным действия, например, воспроизводятся различные звуковые сигналы, создаются соответствующие условия освещения и т.д. Благодаря этому проверяется чувствительность тех или иных анализаторов, устанавливается порог их чувствительности, определяются перцептивные способности человека в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей, возраста, профессии и т.д.

Поскольку с процессами восприятия тесно связаны возможности человека сохранять в памяти различные образы, разный объем информации, могут быть исследованы его индивидуальные мнемические способности, например способность длительное время сохранять в памяти значительно больший по сравнению со среднестатистическими данными объем информации, эйдетические (наглядные) образы, содержащие массу подробностей, деталей, которые многими вообще не воспринимаются и не запоминаются1;

б) следственный эксперимент на предмет исследования возможности совершения субъектом определенных действий. Подобный эксперимент проводится, когда необходимо выявить (подтвердить) определенные навыки субъекта, способность осуществлять проверяемые действия, операции. Совершение в этих случаях опытных действий, о которых говорится в законе, служит подтверждением того, что они были (могли быть) выполнены данным лицом.

Если действия носили импульсивный характер и на их динамику в значительной мере оказывали влияние сильные эмоции, в частности аффект, то их невозможно полностью воспроизвести. Во время эксперимента нельзя (и фактически, и но этическим соображениям) создавать тот эмоционально напряженный фон, который сопутствовал бы действиям и во многом определял их динамику, как это, например, бывает при совершении преступных действий насильственного характера. В подобных случаях субъекту предлагается только продемонстрировать последовательность своих действий, связанных с перемещениями на месте происшествия, выполнением отдельных движений, показывающих направление, количество нанесенных ударов потерпевшему и т.д.

При расследовании хищений, различных нарушений правил эксплуатации техники и некоторых других преступлений нередко возникает необходимость проверить определенные навыки, умения, степень обученности субъекта каким-то специальным приемам. Несмотря на то что все эти опытные действия носят дублирующий характер, они не всегда точно могут повторить в эксперименте свои характеристики. Например, чтобы определить, какое время потребовалось на совершение тех или иных действий, во время эксперимента с интервалами выполняется серия подобных опытных действий с последующим выведением усредненных показателей. Требование о многократности, вариативности опытов (особенно с участием дублеров) обязательно при проведении подобного рода экспериментов.

Если у субъекта наблюдаются психофизиологические нарушения, состояние повышенной психической напряженности, проведение опытов с его участием откладывается;

в) следственный эксперимент на выявление объективной возможности наступления какого-либо события, явления. Поскольку в жизни какие-то объективно существующие события, явления, как правило, не зависят от проявлений психики человека, при проведении следственного эксперимента от следователя требуется создание максимально приближенных условий, соответствующих имевшим место в момент происшествия. Например, подобного рода эксперименты проводятся при расследовании происшествий, связанных с нарушением правил техники безопасности. В какой-то мере они напоминают стендовые испытания. Разумеется, в проведении подобного рода опытов должны участвовать соответствующие технические специалисты, при этом принимаются дополнительные меры безопасности;

г) следственный эксперимент на проверку последовательности происшедшего события, механизма образования следов и других связанных с этим обстоятельств.

Такой эксперимент чаще всего носит комплексный характер и как бы завершает процесс расследования. Весьма распространены подобные эксперименты при расследовании автотранспортных происшествий. В подобных случаях от следователя помимо хороших организаторских способностей требуются аналитические качества ума, умение быстро использовать получаемую в ходе проводимых опытов информацию, позволяющую посмотреть на уже известное событие под другим углом зрения, увидеть какие-то иные скрытые в происшедшем закономерности. Самостоятельной задачей, решаемой в ходе эксперимента, может стать изучение механизма образования различных следов.

Наши рекомендации