Психологические аспекты наказания и исправления осужденных
Проблема справедливой, адекватной кары за совершенное преступление, ее эффективности для преодоления преступности — одна из древнейших проблем человечества.
Справедливое воздаяние за содеянное — мера социальной реакции за выход индивида из социально допустимых границ поведения. Цивилизованное общество отвергает бытовавший в прошлом талион («зло за зло»).
Все негативные характерологические качества индивида, обусловившие преступное деяние, должны быть проанализированы и учтены судом.
Для квалифицированного определения наказания необходим психологический анализ типологических особенностей поведения преступника и прежде всего те его психические качества, которые определяют социально значимые особенности его поведения.
К таким социально значимым негативным качествам подсудимого относится, прежде всего, аморальность — система взглядов и поведенческих стереотипов индивида, основанная на непринятии им норм нравственности, нигилистическом отношении к социальным требованиям.
Назначая наказание, суды призваны учитывать характер и тяжесть преступления, личность виновного, обстоятельства, предусмотренные законом в качестве смягчающих или отягчающих ответственность.
Обстоятельством, смягчающим юридическую ответственность, является чистосердечное, искреннее раскаяние — публичное признание своей виновности, самоосуждение преступного поведения, глубокое сожаление о случившемся, готовность нести заслуженное наказание.
Раскаяние — критический момент пробуждения совести человека, основа его дальнейшего исправления, восстановления морального самоконтроля личности. Раскаяние, готовность искупить свою вину позволяют человеку построить новую жизненную перспективу, возвратиться к достойной жизни.
Исправительная (пенитенциарная) психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Исходя из этого пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления осужденных.
Ресоциализация личности осужденных связана прежде всего с их ценностной переориентацией, с формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, с отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения.
На вопрос: что такое исправление — словари не дают ответа. На наш взгляд, исправить преступника — это значит видоизменить те его психические качества, которые детерминировали его преступное поведение. В основе исправления провинившейся личности лежит искупление — самоснятие вины преступником посредством ее признания, чистосердечного самоосуждения, раскаяния, понесения принятого им наказания и совершением реабилитирующих его социально положительных деяний, вызывающих прощение виновного. Искупление — психологическое условие возвращения человека к людям. Предпосылкой искупления являются раскаяние и покаяние. Раскаяние — психический акт самооценки индивидом своего поведения, основа его исправления в будущем, проявление совести и стыда.
Целевые задачи перевоспитания состоят в формировании:
способности осуществлять нравственный самоконтроль; самоопределять свои социальные обязанности.
Исправить провинившуюся личность — это значит осуществить ее ценностную переориентацию, включить в сферу ее стыда и совести нарушаемую до этого социальную ценность.
Покаяние, понимаемое как обретение личностью обновленного нравственного качества, — основная сверхзадача исправительно-воспитательной деятельности.
Стратегическая задача ИТУ — оторвать преступника от условий его кринимализации, разрушить его преступные связи и установки.
И для того чтобы современные ИТУ стали учреждениями ресоциализации осужденных, они сами должны быть ресоциализированы.
В качестве общих направлений ресоциализирующей деятельности ИТУ можно указать следующие:
психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции;
разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;
осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений психологической защиты;
разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;
всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе социально положительных ценностных ориентации.
69. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования ( честно- суть вопроса не ясна!)
Особенностями гражданских правоотношений является то, что они проявляются как разные варианты трех правомочий:
правомочия требования (возможность требовать от обязанного
субъекта исполнения им своих обязанностей);
правомочия на собственные действия;
правомочия на защиту (возможность требовать использования
государственно-принудительных мер в случаях нарушения субъективного права).
Объектом гражданского правоотношения является предмет деятельности его участников (существующие материальные и идеальные блага и процесс их создания).
В гражданском судопроизводстве часто используются термины, имеющие социально-психологическое содержание: человек, люди, лица, граждане, личность. Говоря о таких понятиях как воля, эмоции, поведение, деятельность, субъектами гражданско-правовых отношений в первую очередь выступают люди — все члены данного общества. В международных правовых документах широко используется понятие человек — высший представитель живых организмов, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Гражданское право в качестве субъекта гражданского права пользуется термином гражданин, понимая его как лицо, находящееся в определенных отношениях с государством. Из всех вышеназванных терминов только термин гражданин может выступать в качестве юридического понятия. Употребление же понятия личность в качестве субъекта права неточно, т.к. личность — это индивид, достигший такого уровня психического и социального развития, который позволяет ему выступить в качестве субъекта общественных отношений, иметь свою социальную позицию и нести социальную ответственность за свое поведение.
Ряд гражданско-правовых норм имеет нравственно-психологическое содержание (оспаривание сделок, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя стороны с другой стороной, совершения сделки на крайне невыгодных условиях под влиянием стечения тяжелых обстоятельств). Только с учетом психологических обстоятельств может быть решен вопрос, допущена ли лицом простая или грубая неосторожность.
Свои психологические аспекты имеет проблема вины и ответственности в гражданском праве, проблема соответствия наказания содеянному. Такого психологического анализа требует невиновное противоправное поведение, значение которого не осознавалось субъектом, а последствия не предвиделись и не могли быть предвидены.
Воля, намерения, интересы, цели, честь, достоинство — эти и другие психологические понятия широко представлены в гражданском праве.
Способность быть сознательным участником гражданских правоотношений в ряде случаев становится предметом судебно-психологической экспертизы.
Состояние гражданско-правового нормотворчества, практика реализации принципа законности и справедливости оказывают решающее влияние на правосознание членов общества. Интересы правового общества требуют четкой правовой регламентации основных сфер жизнедеятельности общества, избежания конфликта правовых норм, реализации права гражданина на судебную защиту своих законных интересов, всемерного повышения культуры судопроизводства.
Возрождение гражданского общества предполагает возрождение гражданских прав, развития публичного и частного права, глубинной теоретико-правовой и психологической перестройки работников судопроизводства. Осуществлять судебную защиту прав граждан от вмешательства государственных органов — это и значит осуществлять защиту частных и публичных интересов. Никакой государственный интерес не может быть противопоставлен правам и интересам гражданина. Интерес государства — это интерес его граждан. (Конечно, если это государство правовое). Публичный интерес — это интерес социума или социальных групп. Честное ведение бизнеса, содействие экономическому развитию общества — это и есть публичный интерес.