Координация цвета, движения, музыки и речи
Зная все, что было сказано о свете и цвете, осознаешь свою ответственность по отношению к тем, для кого мы проводим светоцветотерапию.
Поскольку здесь мы говорим не только о красивом цвете, но и о других сенсорных воздействиях, мы делаем это имея в виду указания Штайнера на то, что у нас есть гораздо больше чувств чем те пять, о которых обычно говорят, но рассмотрение этого потребовало бы отдельной главы.
Можно однако сказать, что у нас, как это стало принято в последние годы, мультисенсорный подход в светоцветотерапии, мы задействуем большинство наших чувств.
Как мы пытаемся решать вышеизложенные проблемы благодаря мультисенсорному подходу.
Когда мы говорим о координации цвета, движения и музыки, мы говорим о соединении разных частей в единый опыт переживания.
Каждый сеанс светоцветотерапии связан с мультисенсорным подходом.
С антропософской точки зрения мы говорим о 12 чувствах: осязания, я, мысли, речи, слуха, тепла, зрения, вкуса, запаха, равновесия, движения и жизни.
Может показаться, что мы только видим и слышим, но на самом деле мы гораздо более активно включены, чем может показаться на первый взгляд.
Поэтому для нас очень важно координировать цвет с воспринимаемым движением, а движения с музыкой или словом.
Поэтому для нас это всегда процесс поиска равновесия, то что мы совместно совершаем, так как большинство наших программ представляет собой последовательность смены цвета связанную с эвритмическими движениями и музыкой.
Эти разные, различные по сути части, соединяются в единый чувственный опыт.
Последовательность цвета, движений и музыки становится живым целым, потому что их соединение позволяет мозгу оценить воспоминания предыдущих терапевтических чувственных восприятий.
Каждая программа имеет последовательность цветов, которые сначала могут быть успокаивающими, потом иметь более пробуждающее воздействие, даже учащать пульс, потом снова становиться к концу более умиротворяющими.
К этой последовательности присоединяются движения эвритмистов и музыка, так что каждая часть служит целому.
Когда цвета становятся ярче, музыка также поддерживает более активное, захватывающее эвритмическое движение, так что то, что мы видим, поддерживается тем, что мы слышим.
Так целительным образом координируются, устанавливаются, укрепляются пути понимания в нашем мозге.
Таким образом нам удалось обратиться к различным проблемам
Так как эти чувственные восприятия скоординированы и укрепляются предыдущими восприятиями, дети становятся расслабленными, спокойными, и могут открыться к новым впечатлениям.
Заботы, страхи, беспокойство, отчаяние уменьшаются, отступают – это необходимое условие для обучения.
Когда мы слышим, что ребенок зевает, мы знаем, что это эффект «отпускания»
Обычно мы повторяем программу для ребенка или группы в течение нескольких месяцев, так что она становится хорошо знакомой, сразу узнаваемой, и в конце концов что-то из содержания может достичь сознания участников.
Какой опыт мы получаем, отправляясь в темноту, что происходит, когда мы входим в свет?
Каждая наша программа имеет скрытое значение, которое некоторые могут понять сразу, кто-то по истечении какого-то времени, кто-то же никогда не сможет воспринять сознательно, но тем не менее это активно будет действовать в них, гармонизируя внутреннее состояние.
Потому что все, что воспринимается как слово, музыка, движение, цвет отражается в зрителе.
То, что называется зеркальными нейронами в нашем мозгу, пробуждается, зажигается, таким образом поддерживая, удерживая воспринимаемое в гармоничной последовательности.
Такое отражение резонирует в теле, душе, духе участников.
Таким образом можно создавать программы для очень маленьких детей, для страдающих тяжелыми заболеваниями, для имеющих суицидные мысли и склонности.
Также можно работать с пожилыми и умирающими, но этот аспект пока находился вне сферы нашей деятельности.
Каждый сеанс – это акт художественного творения для нашей команды, и мы переживаем это как очень важный аспект. Мы также обнаружили, что представители различных этнических и религиозных групп легко могли включаться в эту терапию
Вопросы, которыми мы занимались
Так как у нас есть дети, страдающие разными формами аутизма, мы обращались все снова и снова к этой проблеме.
Очень помогает то, что у нас непрозрачный экран и не происходит зрительного контакта с эвритмистом, чьи движения воспринимаются как цветные тени.
Даже те дети, которые смотрят в сторону, воспринимают тем не менее атмосферу и слышат музыку и узнают программу благодаря регулярному участию и их «внутренний резонанс» тоже стимулируется. См. также исследования зеркальных нейронов.
Дети, которые имели тяжелые переживания и травмы чувствуют успокаивающую атмосферу, где от них ничего не требуется, переживают уверенность и тепло.
Также дети с синдромом дефицита внимания успокаиваются.
Слишком робкие и слишком чувствительные дети укрепляются и постепенно решаются более полно участвовать в жизни.
Наши программы, направленные на центрирование, нахождение своего центра, своего Я, помогли во многих случаях.
Дети, имеющие серьезные проблемы с речью смогли, переживая последовательности гласных и согласных, слова, стихи, выстроить нечто в себе, что позволит им более полно участвовать в этой сфере.
Когда нас попросили создать программу для детей, страдающих эпилепсией, мы включили в программу тихую ритмичную музыку и музыку, связанную с переживанием ветра и воды и молитву святого Франциска.
Здесь мы обращали особое внимание на взаимодействие дыхания и сердцебиения. Ни у кого из детей, посещавших терапию, не было припадков во время сеансов.
Очень хорошее воздействие на участников оказала наша программа по исцелению «срединной области». Она положительно повлияла на их дыхание и пульс.
Для многих детей, чьи чувства были перегружены с самого раннего возраста (шум транспорта, постоянное воздействие радио и телевидения), благодаря восприятию нежных последовательностей цветов, мягкой живой музыки открылись пути, на которых стало возможно обучение.
Важно, чтобы одна и та же программа переживалась многократно (дважды в неделю), чтобы со временем они знали ее и могли идентифицироваться с ней.
Душа человека, ты живешь в покоящейся голове
Наша способность восприятия, сознания, мышления сконцентрирована в голове. В описываемой ниже терапии мы обращаемся и стимулируем сознание Я.
Пример терапии
(это может даваться любому, нуждающемуся в поддержке)
Двух детей тихо вводят в комнату и они садятся вместе с сопровождающими лицом к экрану.
Один ребенок пережил травму в детстве, чувствует себя неуверенно, легко огорчается, ему трудно справляться с жизнью.
Другой имеет синдром Дауна и черты аутизма, хочет оставаться на уровне маленького ребенка.
Мы пытаемся усилить и укрепить их Я теплыми цветами, нежными движениями и музыкой.
Когда они входят в комнату, цвета на экране сначала синие и зеленые, что создает спокойную, расслабляющую атмосферу. Они садятся примерно в трех метрах от экрана.
Музыка исполняется на лире, благодаря ритму пробуждается легкое дыхание.
Это поддерживается движениями эвритмиста, который появляется как цветная тень за экраном.
Пока играет музыка, цвета экрана становятся ярче, возникает теплый желтый и красный.
В конце музыки фигура снова исчезает.
После введения тень эвритмиста становится снова видима в центре экрана и сопровождает движениями следующие слова:
“ Я
Я есмь
Я живу в тепле, я живу в свете
Я живу в звучании, я живу в жизни.
Я живу в мышлении
Я живу в чувствовании
Я живу в волении
Я есмь,
Я здесь.
Каждая фраза сопровождается легким изменением цвета.
После этой центральной части исполняется эвритмически Алелуйа, сопровождаемая игрой на лире.
В конце снова мягкая ритмически дышащая музыка на лире, но с другой мелодией и без эвритмии.
Дети остаются сидеть, глядя в тишине на цветной экран еще минуту, внутренне переживая воспринятое, потом мы прощаемся с ними.
Очень часто отмечалось, что дети после терапии приходили очень тихими и собранными.
Пребывание в равновесии между яркими цветами и более темными цветами.
Жесты становятся более объективными, когда не видны личные черты
Цветные тени движутся, не фиксированы, как на фотографии.
Даже хорошее видео не сможет передать впечатление от живого переживания.
Требуется самоотдача целой команды людей, преданных терапии, поскольку каждый ее аспект должен быть скоординирован и в созвучии с целым.
Чувство середины