Психометрические характеристики
I этого,возможноеискажениерезультатовтестирования- I I основная проблема создания компьютерных версий пси- 1
(ходиагностических методик. |
Исследования, посвященные сопоставлению или выяснению эквивалентности «бланковых» методик и их компьютерных версий, появились за рубежом в начале 1980-х годов [8Мппег, Ракша, 1986; Вайгат, ВауИ*. 1984]. В первоначальных обзорах работ на эту тему был сделан вывод о том, что компьютерные версии традиционных личностных тестов, хотя и не делают более быстрым психологическое исследование в целом эквивалентны их «бланковым» источникам. Однако в более поздних работах [Сопеn е( а1., 1992; \УеЬ81ег, Cотреаи, 1996] приво-
Компьютерная психодиагностика
дятся и обсуждаются примеры, в которых компьютерные версии не являются эквивалентными их «бланковым» первоисточникам. Исследователи отмечают, что у некоторых испытуемых, неуверенно владеющих компьютером, при компьютерном тестировании уровень тревоги увеличивается, что приводит к искажению результатов тестирования, особенно если конструкт, подлежащий измерению, связан с тревогой. Эти явления заставили исследователей считать, что нельзя утверждать об эквивалентности компьютерных и «бланковых» форм тестов в общем, поскольку эквивалентность должна демонстрироваться для каждой методики в отдельности [СоЬеп, 1992; Ме1ег, 1994]. Аналогично складывается ситуация и с компьютерными версиями методик, работающих в Интернете в системе \У^ (\Уогс1 \УШе \УеЪ) [ВисЬапап, ЗпиЛ, 1999].
Ш |
^^^^^—^——»
етодика, использование которой возмож- j
к установления групповых норм и других 1
ских характеристик. I
В последние годы в связи с уменьшением «бланковых» методик за счет увеличения компьютерных (то есть методики сразу же при создании имеют компьютерную форму) вопрос об эквивалентности двух форм снимается сам по себе. Однако сказать, что в перспективе «бланковые» методики исчезнут совсем, нельзя, поскольку всегда остаются определенные контингенты испытуемых, для которых «бланковый» вариант предпочтительнее. К таким испытуемым могут относиться, например, лица, находящиеся в остром психотическом состоянии, включая ажитированные формы депрессии и тревоги, лица, обладающие выраженной ситуативной тревожностью, связанной с использованием различных технических устройств, включая персональный компьютер, а также дети младше 8-10 лет [Червинская, 2003].
Что касается компьютерных психодиагностических методик, конструирующих заключение на основе базы знаний - специальным образом организованных и формализованных знаний опытных психологов-профессионалов, то поскольку они с самого начала разрабатывались на компьютере, проблемы нарушения стимульной ситуации, вообще говоря, не существует. При обсуждении других психометрических характеристик следует иметь в виду, что для создания компьютерных психодиагностических методик выборка испытуемых (основа определения психометрических характеристик) не нужна, нужны лишь
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
опытные психологи-профессионалы, в совершенстве владеющие соответствующей «бланковой» методикой. Вопрос интерпретации результатов тестирования - это вопрос скорее искусства, знаний и опыта, чем вычисления числовых характеристик. При этом выборка испытуемых значима лишь настолько, насколько она формирует знания и опыт психологов по интерпретации соответствующих показателей «бланковой» методики.
В качестве примера можно привести компьютерную методику СЛТ [Червинская, Щелкова, 2002], предназначенную для выявления и дифференцированной оценки реактивной (ситуативной) тревоги (как актуального психического состояния) и личностной тревожности (как устойчивой типологической черты, облегчающей возникновение реакций тревоги) по Ч. Спилбергеру. Исходным вариантом послужила адаптированная Ю. Ханиным «бланковая» методика Ч. Спилбергера, по результатам тестирования которой определяются два показателя: ситуативной тревоги и личностной тревожности. Компьютерная версия может осуществлять предъявление испытуемому сорока утверждений, а пользователю-психологу-соответствующих двух показателей, характеризующих испытуемого. При создании такой версии необходимость установления психометрических характеристик очевидна. Компьютерная методика СЛТ предоставляет заключение об уровне (степени выраженности) реактивной и личностной тревожности, в большей степени определяемом опытом психолога, а также развернутое описание психологических (познавательных, эмоционально-мо-тивационных, поведенческих) характеристик, соответствующих выявленному уровню. И определение диапазонов, и описание испытуемого определяется опытом работы психолога в клинике и отражает то, как «видит» психолог испытуемого, попавшего по результатам тестирования в определенный диапазон. Поскольку «видение» или понимание психологом испытуемого - феномен достаточно субъективный, то, вообще говоря, компьютерные психодиагностические методики можно отнести к классу «субъектных» техник, по А. Анастази (1982).