Тема. 7. Личность и индивидуальность
2. Цель:
- дать знания об особенностях индивидуальных свойств личности, дать определение;
- рассмотреть психологическая структуре личности;
- дать представление об акцентуации характера как крайней форме проявления характера;
- рассмотреть Я-концепцию и ее флияние на формирование личности
3. Тезисы лекции:
3.1 Понятие личности в психологии.
3.2Психологическая структура личности
3.3 Процесс социализации личности
3.4 Характер и его природа. Типы акцентуаций
3.5 Динамический подход к изучению характера
3.6 Я- концепция
4. Иллюстративный материал: таблица, схемы
3.1 Понятие личности в психологии.
Категория "личность" является объектом всестороннего изучения психологической науки. Реальность, которая определяется термином "личность", проявляется уже в этимологии этого слова. Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам, которые надевались во время сценических представлений. Так, в римском театре маска актера называлась "личиной" — лицо, обращенное к аудитории. Затем это слово стало обозначать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции, роли (личность отца, личность царя и т. д.). Следовательно, личность по своему первоначальному значению — это определенная социальная роль или функция человека.
Современная психологическая наука рассматривает личность несколько иначе. Так, в отечественной психологии этот термин обозначает:
1. человека как субъекта отношений и сознательной деятельности;
2. устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества, либо общности.
Иначе говоря, личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Понятие "личность" используется как в широком, так и узком смыслах. В широком смысле понятие "личность" представляет социально-системное качество, формирующееся только в процессе деятельности и общения. Личность как система социально обусловленных качеств появляется только с возникновением сознания и самосознания. В узком, специфическом, смысле личностью является человек, у которого имеется своя позиция, самостоятельность мышления, небанальность чувств, сила воли, внутренняя страстность. Поэтому к человеку, в котором чувствуется личность, окружающие редко относятся безразлично.
В психологии наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". По содержанию они тесно переплетены между собой. Поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотнесение с понятием "личность" позволяет более полно раскрыть последнее.
Человек — это родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду, homo sapiens.
Индивид — это единичный представитель вида homo sapiens. Каждый человек с момента рождения является индивидом.
Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей.
3.2 Психологическая структура личности
Целостное понимание личности невозможно вне изучения ее структуры.
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур.
К. К. Платонов предлагает модель структуры личности, которая состоит из четырех блоков:
1. направленность личности (убеждения, мировоззрения, идеалы, склонности, интересы, желания, мотивы и т. п.);
2. социальный опыт (привычки, знания, умения, навыки);
3. психологические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, воля, чувства, эмоции и т. д.);
4. биологические свойства (пол, возраст, тип высшей нервной деятельности, темперамент).
По С. Л. Рубинштейну, структура личности включает следующие подструктуры:
· направленность (к чему стремится человек);
· способности (что может человек);
· темперамент и характер (что он есть);
· самосознание как внутренняя регуляция поведения.
Предлагаемая модель личности по З. Фрейду представляет собой взаимодействие трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях.
"Оно" (ID), т. е. глубинный уровень бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе. Это основа деятельности личности, та психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами. "Оно" руководствуется только принципом удовольствия.
Но, понятно, что безоглядная тяга к наслаждению, удовлетворению эгоистических потребностей, не учитывающая реальных жизненных условий, привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе эволюции у человека появляется "Я" (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями "Оно" и требованиями человеческого сообщества. "Я", как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного "Оно" с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью.
Наконец, "Сверх-Я” (Super-Ego) — это внутриличностная совесть, т. е. инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества. "Сверх-Я" воплощает в себе интернализованные индивидом "родительские образы", моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле — это результат "дрессировки" индивида обществом. "Сверх-Я" описывается как своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления, желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества. В процессе эволюции "Сверх-Я" стало неотъемлемой частью, внутренним элементом личности.
Таким образом, изучение психологического облика личности включает три основных направления:
а) чего он(а) хочет (интересы, потребности, желания и т. п.);
б) что он(а) может (способности);
в) что он(а) есть (характер).
Психологическая структура личности является внутренне противоречивой. Развитие личности представляет собой переплетение биологического и социального начал в поведении человека. Человек рождается индивидом, имеет обусловленные природой особенности — генотип. Человек становится личностью лишь в качестве субъекта общественных отношений. Сущность человека как личности проявляется не в ее уникальности, а в социальном качестве.
Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
3.3 Процесс социализации личности
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях. Уже в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Этот процесс включения и называется социализацией. Она осуществляется путем усвоения человеком социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации человек становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки. Социализация осуществляется в процессе обучения и воспитания, а также в результате случайных социальных воздействий в деятельности и общении. Основными инструментами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, неформальные объединения, вуз, трудовой коллектив. К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций.
Социально-психологические механизмы социализации:
· идентификация — отождествление человека с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им нормы, отношения и формы поведения;
· подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение человеком поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т. п.);
· внушение — процесс несознательного воспроизведения человеком внутреннего опыта, мыслей, чувств и психологических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует;
· социальная фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает интенсивнее;
· конформность — податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок человека в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Выделяют следующие стадии социализации личности:
Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода) — ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.
Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). Появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как подростковый период — время перемен и изменений для человека. Уже ранний юношеский возраст характеризуется как устойчивая концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
Стадия интеграции (юношеский возраст и период молодости). Человек испытывает потребность найти свое место в обществе. Интеграция происходит благополучно, если свойства человека принимаются другими людьми, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
· сохранение своей непохожести и появление агрессивности во взаимодействии с людьми и обществом;
· изменение себя;
· конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Трудовая стадия социализации — охватывает период зрелости человека, его трудовую деятельность, когда человек воспроизводит социальный опыт.
Послетрудовая стадия социализации — охватывает пожилой возраст, когда человеком вносится существенный вклад в процесс передачи своего социального опыта последующим поколениям. Таким образом, на протяжении всей жизни человек развивается как личность.
3.4 Характер и его природа
Свойства личности, выражающие отношение к действительности, образуют сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером человека.
Слово "характер" греческого происхождения и в переводе означает "черта", "примета", "признак", "особенность".
Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающихся в его поведении и показывающих отношение человека:
1. к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
2. к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);
3. к делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);
4. в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Согласно учению И. П. Павлова, привычное поведение человека — это система прочно закрепившихся его ответных реакций на многократно повторяющиеся воздействия окружающей социальной среды. Эти биологические и даже генотипические свойства индивида, по И. П. Павлову, определяют темперамент, составляющий основу характера.
В истории психологии существуют три точки зрения на природу характера: по мнению одних, он наследственно обусловлен; другие считают, что он целиком определяется условиями жизни; третьи утверждают, что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства.
Первой точке зрения свойственна биологизация характера, второй — социологизация, сводящая роль биологического фактора до минимума. Обе точки зрения, по мнению современных психологов, ошибочны, поскольку не соответствуют действительности. Более реально отражает природу характера принятая в отечественной психологии точка зрения, согласно которой характер не является врожденным, но в его проявлениях сказываются и особенности организации нервной системы, генотипа. По мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, необходимо рассматривать определенные свойства организма как биологические или генотипические предпосылки характера.
Структура характера
Характер личности весьма многогранен. В нем можно выделить отдельные стороны или черты, которые не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются взаимно связанными, образуя цельную структуру характера.
Определить структуру или строение характера личности — значит выделить в характере основные компоненты или свойства. В структуре характера исследователи выделяют различные свойства.
Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием целостности личности. К основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.
А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев включают в структуру характера такие пары свойств, как: уравновешенность – неуравновешенность; сензитивность – агрессивность; широта – узость; глубина – поверхностность; богатство, содержательность – бедность; сила – слабость.
Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость.
Большинство исследователей выделяют в структуре сложившегося характера, прежде всего, две стороны: содержание и форму. Они неотъемлемы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека. В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.
Кроме отмеченных выше двух сторон, в отечественной психологии в структуре характера представлены такие индивидуальные особенности личности, как интеллектуальные, эмоциональные и волевые. В связи с этим исследователи выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждение, потребности и интересы, чувства, интеллект.
Характер представляет собой неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений, так называемых черт характера. Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.
Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Например, осторожность без сочетания с решительностью может сделать человека бездеятельным.
В структуре характера выделяют две группы черт:
К первой группе относят черты, выражающие направленность личности: устойчивые потребности, интересы, склонности, цели и идеалы, а также мировоззрение человека по отношению к окружающей действительности. Эти черты представляют собой индивидуально-своеобразные способы проявления отношений личности к действительности.
Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными. Если ведущей чертой является нерешительность, то человек, прежде всего, опасается, "как бы чего не вышло", и все его попытки, например, помочь ближнему, обычно заканчиваются внутренними переживаниями и самооправданиями. Если же ведущей чертой является альтруизм, то человек, не колеблясь, идет на помощь ближнему. Знание ведущих черт позволяет понять суть характера, его основные проявления.
Из всей совокупности отношений личности и окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное или общее жизненное значение тех или иных объектов для человека. Эти отношения одновременно выступают основанием для классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в системе отношений:
· к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость);
· к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность);
· к себе (скромность – самовлюбленность, самокритичность – самоуверенность, гордость – смирение);
· к вещам, собственности (щедрость – жадность, бережливость – расточительность, аккуратность – неряшливость).
Необходимо отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Несмотря на то что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера.
Акцентуация характера
Исследователи характера отмечают, что характер может быть выражен в большей или меньшей степени. Чрезмерная выраженность отдельных черт характерна и их сочетаний определяется исследователями как акцентуация характера. По мнению известного психолога К. Леонгарда, у 20 – 50% людей некоторые черты характера настолько заострены (т. е. акцентуированы), что это приводит к конфликтам и нервно-психическим нарушениям.
Ю. Б. Гиппенрейтер отмечает три значимых отличия акцентуированного характера от патологии характера. Во-первых, акцентуированный характер может проявляться в течение всей жизни человека, обостряется только в подростковом возрасте, а затем сглаживается. Во-вторых, черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а при определенных обстоятельствах. В-третьих, социальная дезадаптация личности при акцентуациях либо не наступает вообще, либо непродолжительна по времени.
Наиболее известны классификации акцентуированных типов характера по А. Е. Личко и К. Леонгарду. Немецкий ученый К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций характера. Его классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. Типы акцентуаций характера разбиваются К. Леонгардом на две группы по принципу акцентуации свойств либо характера, либо темперамента. К акцентуациям свойств характера он относит демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый типы. Остальные варианты акцентуаций (гипертимный, дистимный, циклоидный, тревожный, эмотивный, экзальтированный, интровертированный) он относит к акцентуациям темперамента.
Классификация К. Леонгарда представляет следующие типы характеров:
Гипертимный тип. Отличается чрезвычайной контактностью, преобладанием приподнятого настроения, повышенной словоохотливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики. В общении прослеживается спонтанное отклонение от первоначальной темы разговора. Люди этого типа энергичны, инициативны, с оптимизмом и жаждой деятельности. Отталкивающие черты, свойственные этому типу: легкомыслие, недостаточно серьезное отношение к своим служебным и семейным обязанностям, проявляющаяся временами раздражительность.
Дистимный тип. Характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимистическим настроением. Люди этого типа ведут замкнутый образ жизни, домоседы, склонны подчиняться, а не доминировать. Привлекательными чертами характера для партнеров по общению являются серьезность, добросовестность и обостренное чувство справедливости. Отталкивающие черты этого психотипа в общении: медлительность, пассивность, индивидуализм.
Циклоидный тип. Людям этого типа свойственны довольно частые периодические смены настроения. В период повышенного настроения они бывают общительны, а в период подавленного — замкнутыми. Во время душевного подъема ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — с дистимной.
Возбудимый тип. Характеризуется низкой контактностью, угрюмостью, занудливостью. У людей этого типа замедленные вербальные и невербальные реакции. В спокойном состоянии они добросовестны, аккуратны. В состоянии эмоционального возбуждения склонны к ругательствам, конфликтам, плохо контролируют свое поведение.
Застревающий тип. Люди умеренной общительности, склонны к нравоучениям, обидчивы, подозрительны, конфликтны, обладают повышенной чувствительностью к справедливости. Для них характерно стремление добиваться высоких результатов в любой деятельности, предъявлять повышенные требования к себе и окружающим, дисциплинированность.
Педантичный тип. Люди этого типа отличаются чрезмерным формализмом, педантичностью в любой ситуации. Положительные черты такого человека — добросовестность, аккуратность, надежность в делах.
Тревожный тип. Ему свойственны низкая общительность, неуверенность в себе, мнительность, робость, пониженный фон настроения. Люди этого типа редко конфликтуют с окружающими, стремятся в ситуациях противостояния опереться на сильную личность. Их положительные черты — исполнительность, доброжелательность, самокритичность.
Эмотивный тип. Характеризуется стремлением к общению в узком кругу друзей и близких, где их хорошо понимают. Такие люди чрезмерно чувствительны, обидчивы, слезливы. Вместе с тем они отличаются добротой, сострадательностью, эмпатией, исполнительностью.
Демонстративный тип. Люди этого типа очень общительны, стремятся к лидерству, доминированию, любят быть в центре внимания. Они самоуверенны, самолюбивы, легко приспосабливаются к новой социальной ситуации, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны и эгоистичны. Положительные черты: артистизм, обходительность, нестандартность мышления, умение побуждать других людей к какому-либо делу.
Экзальтированный тип. Люди этого типа обладают высокой контактностью, словоохотливостью, влюбчивостью, могут быть конфликтными. Это альтруисты, внимательны к друзьям и близким. Они обладают яркими искренними чувствами, зачастую художественным вкусом. Отрицательные черты людей этого типа: паникерство, подверженность отчаянию, сиюминутным настроениям.
Экстравертированный тип. Отличается от других типов открытостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому просящему, конформность. Люди этого типа обладают высокой степенью общительности, болтливы, уступчивы, исполнительны. Им трудно дается организованность в быту и на работе. Отталкивающие черты: легкомыслие, необдуманность поступков, склонность к распространению слухов, сплетен.
Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Ориентированы на свой внутренний мир, на свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой. Они склонны к одиночеству, при попытках бесцеремонно вмешаться в их личную жизнь вступают в конфликты. Сдержанны, принципиальны, склонны к самоанализу, имеют твердые убеждения. Их поступки определяются в первую очередь собственной внутренней установкой. При этом они чрезмерно упрямы в отстаивании своих нереальных взглядов.
Описанные типы акцентуаций характера проявляются, как было отмечено выше, непостоянно. При воспитании и самовоспитании акцентуации характера сглаживаются, гармонизируются, так как структура характера подвижна, динамична и меняется на протяжении жизни человека.
3.5.Способности и их природа
Способности как индивидуальные особенности личности изучают различные науки: философия, социология, медицина и другие, но ни одна из них не изучает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Для психологии более, чем для другой науки, важным является изучение способностей каждой личности. Именно через способности личность становится субъектом деятельности в обществе, через развитие способностей человек достигает своей вершины в профессиональном и личностном росте.
Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков.
В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить два направления. Первое — психофизиологическое — исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических возможностей человека (работы Э. А. Голубевой, В. М. Русланова); второе — исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности (от деятельного подхода А. Н. Леонтьева). Затем в рамках школы С. Л. Рубинштейна способности стали рассматривать как развитие способов деятельности на основе задатков.
Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, конституции человека и т. д., составляющие природную основу развития его способностей. От природы люди наделены различными задатками, они лежат в основе формирования способностей. Иначе говоря, основы способностей заложены генетически и зависят от задатков.
В психологии различают еще один вид задатков — приобретенные. О них говорят в тех случаях, когда для развития какой-либо способности нужно чему-то обучиться или приобрести опыт.
Способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.
Отечественный психолог А. В. Петровский сравнивал способности с зерном, которому еще предстоит развиваться. Брошенное в землю зерно имеет возможность лишь при определенных условиях (структура, влажность почвы, климат и т. д.) превратиться в колос. Так же и способности человека являются только возможностью для приобретения знаний и умений при благоприятной социальной ситуации. Вместе с тем эта же возможность может стать реальностью в результате обучения, воспитания и собственной активности человека.
Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные дискуссии среди ученых. Способности являются врожденными, или они формируются в течение жизни?
Сторонники идеи врожденности способностей утверждают, что они биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. По их мнению, обучение и воспитание могут лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они проявятся обязательно. В доказательство этой позиции исследователи приводят такие примеры, как повторение способностей у детей талантливых музыкантов, ученых, художников (династии Бахов, Дарвинов, Толстых).
Результаты генетических исследований в подтверждение наследования способностей были получены в экспериментах на животных с применением методов искусственной селекции. Крыс обучали находить путь в лабиринте. Отбирались "умные" крысы, которые успешнее справлялись с задачей, и "глупые". Затем происходило скрещивание внутри каждой из групп. В шестом поколении потомки "умных" крыс значительно быстрее проходили по лабиринту, чем их "родители", а показатели "глупых" крыс были еще хуже.
Результаты подобных исследований показывают возможность накопления генетической предрасположенности к успешному обучению. Но насколько успех в развитии способностей зависит только от наследственных задатков, сказать трудно.
Представители другой точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения и что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых "детях-маугли", которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности человеческого развития вне социума.
По мнению американского ученого Ушби, способности определяются прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие — только репродуктивные. В настоящее время приверженцы этой идеи в США создают специальные центры "выращивания" одаренных детей. Известен ряд случаев, когда в различных областях деятельности (науки, искусства) вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по своей численности и уровню способностей не объяснимая с точки зрения простых законов статистики. Ю. Б. Гиппенрейтер в работе "Введение в общую психологию" приводит пример из опыта работы московского учителя музыки М. П. Кравца, который любил выбирать себе особенно неспособных в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня учащихся Центральной музыкальной консерватории (уровня, как известно, самого высокого). Он считал, что неспособных детей не бывает. На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что условия среды и наследственность являются факторами развития способностей. Иначе говоря, способности человека формируются и развиваются как посредством хороших задатков (наследственности), так и при помощи обучения и воспитания (социальной среды).
3.6. Я- концепция
Я – концепция – это обощенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Я ө концеция – это «теория самого себя». Важно заметить, что Я – концепция является динамичным образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы) оказывают сильнейшее влияние на формирование я –концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Приянто выделять две формы Я-концепции – реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например, профессиональная Я-Концепция. Она тоже может быть реальной и идеальной. Реальная Я-концеция – это представление личности о себе, о том «какой я есть». Идеальная Я-концепция – это представление личности о себе в соответствии с желаниями. Они не могут совпадать. Это расхождение может быть позитивным и негативным. В первом случае способствует саморазвитию личности, во втором может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. На этом не совпадении построены некоторые методики измерения адекватности самооценки.
Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я – концепепция – это набор описательных представлений о себе. Понятие самооценки непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества.
Самооценка относится к центральнымс образованиям личности, ее ядру. Она определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанным является представление о связи самооценки с асоциальным поведения. Винмания заслуживает проблема какой характер носит самооценка правонарушителя – завышенный или заниженный. Наиболле распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является мнение о завышенной самооценке подростков – делинквентов, да и взрослых правонарушителей. Отмечается, что неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.
Имеется и другая точка зрения. По мнению сторонников этого взгляда уровень самоокенци у несовершеннолетних правонарушителей нижэе, чем у правопослушных подростков. В ряде исследований показано, что у молодых преступников Я-концепция отрицательная. В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка) возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. При этом выделяют (Х.Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции:
1. Снижение самоуважения и часто как следствие – социальная деградация, агрессивность и преступность.
2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.
3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом осознают, что совершают хорошие поступки, т.к. считают себя неспособными к ним.
В целом надо заметить, что в современной психологии имеется определенное противоречие в данных по вопросу о завышенности или заниженности самооценки подростков – правонарушителей. Когда появляется такое «тупиковое» противоречие, в науке актуализаруется потребность в разработке иной концепции, некоего третьего подхода, имеющего объяснительную силу и снимающего противоречия.
На рссматриваеиую проблему можно взглянуть с иных концептуальных позиций. Дело состоит не в завышенности или заниженности самооценки подростков-делинквентов, а в том, что самооценка у них находится в противоречии с оценкой социума. В этом плане оценка всегда ниже самооценки подростка. В этом заключается пусковой механизм делинквентности. Потребность в уважении, признании является одной из важнейших потребностей личнгости. В некоторых концепциях личности она относится к базовым. Блокирование реализации этой потребности рассматривается Г.Селье в качестве мощного фактора, дистресса. В связи с этим человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных порицаний, потому что это больше всех другиъх стрессоров делает труд изнурительным и вредным.