Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка

<Язык и мышление образуют единство: без мышления не может быть языка, и мышление без языка невозможно. Выделяют два основных аспекта этого единства: генетический, который выражается в том, что возникновение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот; функциональный – языки мышление в сегодняшнем, развитом состоянии, представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга.> (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1421)

<Однако это вовсе не означает, что язык и мышление тождественны друг другу. Между ними существуют и определённые различия.> (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1421 )

<Во-первых,отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Обладая относительной самостоятельностью, язык специфическим образом закрепляет в своих формах содержание мыслительных образов. Специфика языкового отражения заключается в том, что абстрагирующая работа мышления не прямо и непосредственно воспроизводится в формах языка, а закрепляется в них особым образом. Поэтому язык часто называют вторичной, косвенной формой отражения, так как мышление отражает, познает предметы и явления объективной действительности, а язык обозначает их и выражает в мысли, т.е. они различаются по своим функциям.> (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1421)

<Во-вторых,различие существует и в строении языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в речи), аллофон(звук) и другие.> (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1421)

<В-третьих,в формах мышления и языка действительные процессы получают упрощённое в известном смысле отражение, но в каждом случае это происходит по-разному. Мышление фиксирует противоречивые моменты любого движения. Развиваясь само, оно воспроизводит в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к полному охвату предметов и их определённости, к постижению сущности. А там, где начинается закрепление, вступает в свои права язык. Язык как форма отражения мира, подобно мыслительным образам, может представлять действительность более или менее полно, приблизительно верно. Закрепляя в своих формах содержание мыслительных образов, язык выделяет и подчеркивает в них то, что ранее было сделано мышлением. Однако делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик объективной реальности.> (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1421)

<В-четвертых,язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением законами логики субъектом, с его познавательными способностями. >(http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1421)

<Поэтому овладение языком, грамматическими формами, лексикой является предпосылкой для формирования мышления. Не случайно известный отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что мысль никогда не равна прямому значению слова, однако она и невозможна без слов. Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны: мышление представляет содержательную основу для языка, для речевых выражений; мышление контролирует использование языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка в коммуникации; в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знания языка и опыта его употребления; мышление определяет уровень языковой культуры; обогащёние мышления ведет к обогащению языка.> (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1421)

<С другой стороны: язык является средством формирования и формулирования мысли во внутренней речи; язык выступает по отношению к мышлению в качестве основного средства вызова мысли у партнера, её выражения во внешней речи, тем самым делая мысль доступной для других людей; язык представляет собой средство мышления для моделирования мысли; язык представляет мышлению возможность управлять мыслью, так как оформляет мысль, придает ей форму, в которой мысль легче обрабатывать, перестраивать, развивать; язык по отношению к мышлению выступает как средство воздействия на действительность, средство прямого, а чаще всего косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка; язык выступает в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления.> (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1421)

<Таким образом, соотношение языка и мышления разнообразно и существенно. Главное в этом соотношении: как для мышления необходим язык, таки для языка необходимо мышление.> (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1421)

13. Современные принципы анализа высших психических функций.

<На основании изучения работ Л.С. Выготского можно выделить два возможных варианта. Первый вариант опирается на содержащееся в работе "История развития высших психических функций" указание трех основных понятий: высшей психической функции, культурного развития поведения и овладения собственными процессами поведения. Второй вариант представлен, например, в работе "Орудие и знак в развитии ребёнка", где намечены следующие четыре аспекта концепции Л.С. Выготского: 1) разнообразие психических функций и, в частности, высших психических функций; 2) структура (строение) высших психических функций; 3) функциональный анализ; 4) история развития высших психических функций (в фило- и, главным образом, онтогенезе).> (http://www.portalus.ru/modules/psychology/)

СИСТЕМАТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА)

<Высшая психическая функция (или высшая психологическая функция).

В широком смысле она является "социальным способом поведения, примененным к самому себе".>(http://www.portalus.ru/modules/psychology/)

<Этот термин использовался и до Л.С. Выготского, равно как до него сложилось и противопоставление высших и низших функций. Такое двухэтажное строение он застал в современной ему психологии.> (http://www.portalus.ru/modules/psychology/)

<Один из важнейших тезисов концепции Л.С. Выготского гласит: "Высшие психические функции не надстраиваются, как второй этаж, над элементарными процессами, но представляют собой новые психологические системы, включающие в себя сложное сплетение элементарных функций, которые, будучи включены в новую систему, сами начинают действовать по новым законам".> (http://www.portalus.ru/modules/psychology/)

<Л.С. Выготский, видимо, долго мучился над тем, как подступиться к логическому определению высших психических функций. Простое перечисление частных явлений с использованием традиционной и во многом интуитивной терминологии его, разумеется, мало устраивало. По всей видимости, наиболее перспективным он считал использование системной терминологии: "Эти психологические системы, эти единства высшего порядка, заступающие место гомогенных, единичных, элементарных функций, мы условно называем высшими психическими функциями". Столь расплывчатую формулировку необходимо дополнить, во-первых, главной структурной особенностью высших психических функций (и высших форм поведения), которая заключается в их опосредствованности знаками, а во-вторых, функциональными характеристиками, которые являются основными и отличительными признаками высших психических функций, а "именно интеллектуализация и овладение, т.е. осознание и произвольность".> (http://www.portalus.ru/modules/psychology/)

<Л.С. Выготский писал, что понятие "развитие высших психических функций" охватывает "две основные ветви, два русла развития высших форм поведения, неразрывно связанных, но не сливающихся никогда воедино. Это, во-первых, процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления – языком, письмом, счетом, рисованием; во-вторых, процессы развития специальных высших психических функций, не отграниченных и не определённых сколько-нибудь точно и называемых в традиционной психологии произвольным вниманием, логической памятью, образованием понятий и т.д. Те и другие, взятые вместе, и образуют то, что мы условно называем процессом развития высших форм поведения ребёнка".> (http://www.portalus.ru/modules/psychology/)

<Из этой формулировки видно, что Л.С. Выготский употребляет термин "высшие психические функции" в двух значениях: а) в более широком и приблизительно равном значению высшие формы поведения (см. ниже) и б) в узком – "специальные (или собственно) высшие психические функции".> (http://www.portalus.ru/modules/psychology/)

<В работе "Орудие и знак в развитии ребёнка" Л.С. Выготский включил в ассортимент высших психических функций практическое действие, но только в высших его формах. Вообще же не всякое орудийное действие и даже использование знаков относятся им к высшей форме. Опосредствованное орудием и опосредствованное знаком действие – две первоначально разные формы опосредствующей деятельности. Отнюдь не орудие делает затем практическое действие высшей психической функцией (в широком смысле), а подключение к практическому действию речемыслительной функции.> (http://www.portalus.ru/modules/psychology/)

<Фактически Л.С. Выготский не дал строгого определения понятия высшей психической функции. За полтора месяца до кончины он говорил: "Можно было бы думать, что, разбирая вопрос о высших психических функциях, нужно начать с того, чтобы дать ясное определение высших психических функций и указать, какие критерии позволяют отделить их от элементарных функций. Но мне представляется, что точное определение не принадлежит к начальному моменту научного знания. Я думаю, что смогу ограничиться вначале лишь эмпирическим и эвристическим определениями".> (http://www.portalus.ru/modules/psychology/)

<Эту задачу попытался решить А.Р. Лурия. Его определение хорошо согласуется с представлениями Л.С. Выготского и придает последним отточенную, можно сказать, классическую, формулировку. Высшие психические функции – это "сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования". Можно добавить один существенный для концепции Л.С. Выготского штрих – не просто "опосредствованные", а "знаково-опосредствованные".>(http://www.portalus.ru/modules/psychology/)

<Очевидно, что чем больше признаков указывается в определении, тем более узким становится понятие. Определение, которое дает А.Р. Лурия, отличается как раз большим числом признаков. Если всё множество психических функций изначально дихотомически разделяется на высшие и низшие, то принятие многопризнакового определения высших психических функций автоматически приводит к расширению понятия низших психических функций. Но реально ситуация складывается иначе: вследствие узких (многопризнаковых) определений для высших и низших психических функций эти понятия не образуют дихотомии и не покрывают всего многообразия психических функций и форм поведения. Их, следовательно, надо рассматривать как крайние позиции, дистанция между которыми заполняется другими понятиями. Отсюда объективная потребность Л.С. Выготского в дополнительных терминах, но, к сожалению, он не разработал логичную систематику функций, следствием чего была и излишняя синонимия и неустойчивая полисемия.> (http://www.portalus.ru/modules/psychology/)

<Отличительная черта высших форм поведения состоит в использовании искусственных вспомогательных стимулов (психологических орудий), в частности для управления своим поведением. "Создание и употребление искусственных стимулов в качестве вспомогательных средств для овладения собственными реакциями и служит основой той новой формы определяемости поведения, которая отличает высшее поведение от элементарного". Но это только часть рассматриваемого понятия. В понятие высшей формы поведения следует включать:

а) практическое действие в его высшей форме (в двояко опосредствованной деятельности);

б) символические (семиотические, знаковые) действия – отчасти игра, речь, чтение, письмо, счёт, рисование и т.д.;

в) собственно высшие психические функции (логическая память, произвольное внимание, абстрактное мышление, творческое воображение и др.);

г) высшие социальные (интерпсихические) функции.> (http://www.portalus.ru/modules/psychology/)

Наши рекомендации