Классификация рабочих состояний

функцио­нальные состояния - следствие проф деятель­ности ч-ка, любая деят-тьхар-ся тремя основными эл-ми: осознанностью цели, наличием средств деятельности и получаемым результатом.

Таблица 1 Связь психических состояний с условиями труда (по М.К. Тутушкиной)

Психические состояния Составляющие условий труда
Осознание цели Достаточность средств Очевидность результата
Функциональный комфорт + + +
Психическое утомление + +
Психическая напряженность + +
Отсутствие мотивации + +
Стресс +
Монотония +
Тревожность +
Индифферентное состояние

Психическое утомление

Стресс

Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у ч-ка в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни и трудовой деят-ти, так и при особых обстоят-х, связано с экстремальными, особыми условиями труда. В труд деят-ти (см. табл)-это ситуация, когда цель - есть, принята, но нет средств для ее достижения, для решения поставленной з-чи. результат (итог его работы) практически не зависит от ч-ка. Возникает чувство беспомощности работника в сложившихся условиях дея­тельности.

Понятие стресса (от англ. stress - давление, напряжение) ввел ка­надский физиолог Ганс Селье в 1936 г. Стресс - это комплексный процесс, вкл. физиологические и психологические комп-ты. С помощью реакции стресса организм мобилизует себя на защиту, на приспособление к новой ситуации. Вводятся в дей­ствие неспециф-е защитные механизмы, обеспеч-е сопро­т-е воздействию неблагоприятным ч-ку ситуациям и адап­тацию к ним.

Информационный стресс- в ситуации информационной перегрузки, ч-к не справляется с поставленной з-чей, не успевает принимать решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.

Эмоциональный стресс- в ситуациях угрозы, опас­ности, обиды и т.д. формы проявления - различны. м\б активная форма («стресс льва» - характеризует наиболее эффек­тивную, конструктивную линию поведения), либо пассивная реакция (так называемый «стресс кролика»).

фазы стресса:

1. Реакция тревоги– хар-ет процесс моб-циизащит­ныхсв-в орг-ма, повышение защ-х св-в по отношению к травмирующему воздействию. Орг-м функц-ет с большой нагрузкой. К концу первой фазы у большинства людей повышается ра­ботоспособность.

2. Фаза сопротивляемости(или иначе - резистивная фаза) –хар-сясбалансированным расходом адаптационных ресур­сов орг-ма.

3. Фаза истощенияадаптационных ресурсов организма.

Исследования доказано, что стресс в труд.деят-ти, в порождает различ­ные, а порой даже противоположные результаты. Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная ве­гетативная и соматическая реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. М.А.Котик отметил, что «сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией чело­веческого организма, но и механизмом, способствующем успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасности».

Проявления активации в сложной или опасной ситуации весьма индивидуальны. Люди с более сла­бой нервной сис-ой и большим уровнем тревожности реагируют вы­сокой активацией уже на сравнительно простые задачи порождает уже дистресс; Эти же з-чи у людей более сильного типа вызывают относ-но неболь­шой стресс.

Классификация рабочих состояний. Монотония.

Праксические (от лат. praxis- труд) или рабочиесост-я – это сос-я, возник-е у ч-ка как след-е особенностей условий труда.

• Относит-но устойчивые и длительные по времени сост-я -определяют отношение ч-ка к данному конкр-мупроизв-ву и конкр-му виду труда. (удов-ти – неудов-ти работой, заинтересо­ванностью работой - безразличием) в большинстве случаев отражают общий псих-й настрой коллектива.

• Временные, ситуативные, быстро проходящие сост-я. Возника­ют из-за неполадок и неурядиц в про­изводственном процессе или во взаимоотношениях в коллективе.

• Сост-я, возникающие периодически в ходе трудовой деят-ти (состояние врабатывания, повышения работоспособности, конечного порыва и т.д.).

Таблица 1 Связь психических состояний с условиями труда (по М.К. Тутушкиной)

Психические состояния Составляющие условий труда
Осознание цели Достаточность средств Очевидность результата
Функциональный комфорт + + +
Психическое утомление + +
Психическая напряженность + +
Отсутствие мотивации + +
Стресс +
Монотония +
Тревожность +
Индифферентное состояние

Психическое утомление

Состояние монотонии возникает (см. табл), когда ч-ку представлены только средства деятельности(ис­ходного материала, оборудования, технологии, алгоритма работы). Однако чрезмерное упрощение операций, (либо, наоборот, чрезмерная сложность процесса) приводит к тому, что работник отделен от цели и не видит, и не знает результатов своих трудовых затрат, степень их вклада в дости­жение общей (также неизвестной ему) цели. Как итог - отсутствие удо­влетворения от воплощенных усилий. Монотония вызывается действительным или кажущимся однообразием выполняемых на рабо­те движений и действий.

Под влиянием монотонности действий чел-к становится вялым, безучастным к работе. Отриц-но действует и на орг-м ч-ка, приводя к преждеврем-му утомлению. На физиоло-м уровне это проявляется в сниже­нии частоты сердцебиения, частоты дыхания, скорости реакции.

Ч-к с более высокимур-м интеллекта, пережи­вает состояние монотонии в меньшей степени. Т.к обладая более широким кругозором и спо­собностью к анализу, лучше понимает необх-ть этих действий для достижения общей цели. След-но может лучше активи­зировать своюработоспособность, усматривая в однообразном - мно­гообразие.(прису­ща высококвалифицированным специалистам). Малоквалифицирован­ный работник не может уловить изменений кажущегося для него «однообразия» и становится жертвой безстимульного безразличия, проявляющегося в самых жестоких формах монотонии и напси­х-м, и на физиол-м уровне.

две группы путей борь­бы с монотониейна производстве

1. «Объективный» путь:

• Объединение чрезмерно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию действия.

• Периодическая смена операций, выполняемых каждым исполнителем, т.е. совмещение операций.

• Периодическое изменение ритма работы.

• Введение дополнительных перерывов.

• Введение посторонних раздражителей - стимулов (дополнительная ин­формация в русле основного технологического процесса, но требующая немедленных реакций, но не идущих в ущерб основной деятельности, введение функциональной музыки и т.д.).

2. «Психологический» путь:

• Осознать необходимость выполнения однообразной работы. (В таком случае пов-ся роль мотивов и стимулов в работе). Чем более ясно и отчетливо ч-к видит на каждом этапе работы ее результаты, тем более он заинтересовывается своей работой и тем менее пережи­вает состояние монотонии.

• Стремиться отыскать интересноев однообразной работе.

• Стремиться к повышению «автоматизации» рабочих действий и на­выков работы, чтобы иметь возможность отвлекаться без ущерба для основной деятельности (например, решать в это время нектдр з-чу или думать о чем-то другом, приятном). Необх-мо иметь в виду, что этот путь допустим лишь при очень простой, однообразной работе.

• Стремиться к созданию внешних условий, ослабляющих впечатление от однообразной работы.

Наши рекомендации