Соотношение понятий «отношение», «установка» и «аттитюд»

Основная цель данного раздела - разведение понятий отношение от понятия установка и социальный стереотип.

Установка – готовность к действию. Первичная установка предваряет и определяет развертывание любых форм психической активности (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия).

Установка – это «устойчиво сформированная в результате переживания окружающей реальности и на основе страданий о ней, выступает как принципиальная направленность поведения, которая предполагает готовность к определенным действиям и реакциям» [46, с.477].

Отметим, что имеющееся у субъекта первоначальное отношение может с одной стороны, быть проявлением установки, а с другой само определять установку, отражаясь в предвосхищении будущей деятельности, межличностных взаимодействий и различных ситуаций общения. В установках находит отражение знак отношения человека. «Чем больше положительных установок у человека, тем более гармоничен склад его характера, и наоборот, чем больше отрицательных установок, тем менее адекватно человек реагирует на окружение. Нарушается общение, возникают проблемы и конфликты…» [46, с.477].

Наряду с установками отношения субъекта реализуются в его социальных стереотипах, под которыми понимается «устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности распространенное в данной социальной среде» [46, с.524]. Таким образом, социальные стереотипы выступают как, своего рода, сумма обобщенных, индивидуально пережитых, а иногда и навязанных социальной группой (культурой и т.п.) отношений субъекта к чему-либо, кому-либо или самому себе.

В Большой психологической энциклопедии аттитюд – это элемент системы основных установочных отношений личности. В социальной психологии аттитюд рассматривается как внутренняя эмоциональная ориентация, которая позволяет объяснить действия человека. Современное использование термина включает в себя несколько компонентов:

● познавательный (убеждение или мнение человека, которого он придерживается);

● эмоциональный (настрой или чувство относительно кого-либо, чего-либо или самого себя);

● оценочный (положительная или отрицательная оценка кого-либо, чего-либо или самого себя);

● поведенческий или когнитивный (предрасположенность к действию) [46 с.46-47].

В Большом психологическом словаре аттитюд – это предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения. Аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать, и как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления). Иногда аттитюд понимается как эмоционально насыщенное представление (мнение) о чем-либо. В качестве представления в аттитюде обычно выступает стереотип (обобщенное представление), а эмоциональной составляющей является обобщенное чувство [47].

Таким образом, в структуре аттитюда выделяют три компонента:

а) когнитивный – осознание объекта, выражаемое в убеждении или мнении, нередко основанном на социальном стереотипе;

б) аффективный – эмоциональная оценка объекта, переживание симпатии или антипатии к нему, которое также может быть продиктовано стереотипом;

в) поведенческий – конативный, отражающий диспозицию к действию.

Функциями аттитюдов выступают:

● социально-приспособительная (утилитарная, адаптивная, инструментальная): человек действует в соответствии с определенными аттитюдами, потому что в данной среде ему это выгодно, приносит пользу;

● когнитивная: аттитюды упрощают ориентацию человека в мире, позволяют легко категоризировать и оценивать происходящие события;

● экспрессивно-оценочная: проявляется во мнении и поведении, аттитюд способствует самовыражению личности;

● психологической защиты: аттитюды предохраняют личность от внутренних конфликтов, поддерживают самооценку [47, с.45-46].

Основное различие между аттитюдом и социальной установкой касается самого объекта установки, возможности ее осознания, наличия или отсутствия знакового опосредования. В.Я. Ядов предложил иерархическую диспозиционную модель, в которой аттитюд (как фиксированная социальная установка) помещается на уровне между элементарными фиксированными установками (в понимании Д.Н.Узнадзе) и двумя более высокими уровнями: базовыми социальными установками (в которых фиксируется общая направленность интересов личности) и ценностными ориентациями [46].

Сознательное отношение, вырастая из прошлого, ориентируется на перспективы будущего. Поэтому ни со стереотипом, ни с установкой его отождествлять нельзя (В.Н.Мясищев, 2003). И в самом деле, стереотип и установка могут срабатывать на уровне автоматизма, а сознательные отношения – предшествовать формированию конкретных стереотипов и устано­вок. В этом смысле стереотипы и установки можно рассматривать как процессуальный план человеческих отношений.

И, тем не менее, есть немало общего у этих двух фундаментальных понятий – отношение и аттитюд. Понятие «аттитюд» было введено в психологию У. Томасом и Ф. Знанецким, которые определили его как психологическое переживание зна­чения, смысла, ценности социального объекта. Термины «социальная установка» и «аттитюд» в отечественной психологии утвердились во многом благодаря работам В.А. Ядова, для которого теория отношений стала основой его диспозиционной концепции личности.

Аттитюды формируются в процессе накопления человеком своего индивидуального жизненного (социального) опыта. Процессы мотивации имеют гораздо меньшую роль в их возникновении, чем при формировании психологических отношений. Социальные установки, в отличие от психологических отношений, формируются применительно только к социально значимым объектам.

Если в психологических отношениях ведущим являются эмоционально-чувственный и установочно-волевой компоненты, а также значение эмоциональных переживаний при анализе содержательной стороны отношения, то в структуре аттитюда более весома роль ког­нитивного и поведенческого компонентов. Несмотря на то, что эмоциональный компонент важен для изменения всей установки, он далеко не всегда реализуется в конкретной социальной деятельности. Знание же об объекте, программа и план поведения всегда присутствуют в структуре установки.

Социальные установки нередко заимствуются и некритически усваиваются под влиянием других людей, массовой культуры, средств информации, тогда как психологическое отношение формируется как значимое, лично пережитое, глубоко эмоциональное явление, возникающее из индивидуальных состояний человека [140].

Аттитюд является видовой формой избирательного отношения, организующей селекцию при восприятии и интерпретации информации социального происхож­дения. Социальные установки выполняют важную функцию координации позна­вательной деятельности человека и повышения активности всех психических процессов. Будучи устойчивыми, структурированными компонентами сознания человека, они, наряду с интересами, потребностями и мотивами, становятся по­будительной силой, направляющей и организующей многие виды социальной активности человека.

Проявляясь в отношениях, установки выполняют следующиефункции:

● защитная функция – установки, защищающие человека от негативных чувств по отношению к самому себе, когда он проецирует негативные чувства на других людей;

● инструментальная функция – определенное отношение принимается человеком в случае, если оно помогает добиться признания, либо избежать неодобрения окружающих;

● функция познания – установки, помогающие упорядочивать окружающий мир в сравнительных терминах (типа «нравится – не нравиться») и позволяющие предсказывать некоторые события;

● оценочно-экспрессивная функция – установки, которые являются способом выразить свое отношение к тем предметам и явлениям, которые имеют для человека важное значение.

Как отмечает В.Н.Куницына и соавторы, обе категории (отношение и аттитюд) имеют равные психологические права на существование в рамках современной психологической науки. Однако отношение является родовым понятием более обобщенным, включающим в себя многочисленные видовые понятия, среди которых важное место занимают установки как определенные формы избирательного отношения, организующие селекцию, отбор, восприятие и интерпретацию получаемой информации [140, с.271].

Проведенный теоретический анализ позволяет сказать следующее. И аттитюды, и установки находят свое отражение в отношениях личности, определяя их особенности и характер взаимодействия человека с другими людьми.

В следующей части работы обратимся к анализу проблемы отношений личности, которая, на наш взгляд, наиболее полно представлена в трудах отечественных ученых.

Наши рекомендации