Влияние этнической принадлежности человека на производимое им впечатление

Что собой представляют евреи? Поляки? Китайцы? Негры? Белые англосаксы, исповедующие протестантство? Существуют ли у людей обобщенные представления о других людях, основанные на этнической принадлежности последних? Данное задание поможет, вам выяснить для себя эти вопросы. Сначала вам надо решить, какие две этнические группы вы будете исследовать (всей группой или индивидуально). Каждый студент должен будет обратиться по крайней мере к двум людям и попросить их принять участие в исследовании, посвященном формированию впечатлений. Если вы будете выполнять это задание всей группой, то обсудите со своими товарищами, какие этнические группы вы хотите изучать. Попросите тех, кто согласится участвовать в работе, представить себе образ представителя определенной этнической группы, а затем оценить его по приведенным ниже шкалам. Пусть половина испытуемых опишет представителя одной из выбранных вами этнических групп, а другая половина — представителя второй этнической группы. Объединив данные, собранные всеми студентами, можно сравнить, как испытуемые воспринимают человека в зависимости от его национальности.

Образец бланка для ответов

Человек, которого вы себе представили, по национальности Опишите, пожалуйста, этого человека с помощью следующих оценочных шкал.

Доминантный Уступчивый
Сердечный Холодный
Нечестолюбивый Честолюбивый
Глупый Умный
Чистоплотный Нечистоплотный
Не нравится окружающим Нравится окружающим
Уравновешенный Неуравновешенный
Неагрессивный Агрессивный
Нечувствительный Чувствительный
Активный Пассивный

1. Что в первую очередь приходит вам на ум, когда вы думаете об этой этнической группе?

2. Какие качества наиболее характерны для представителей этой группы?

3. Какие качества для них совершенно не характерны? (Чего вы от них не ожидаете, что бы вас в них удивило?)

Ваш возраст________________________

Ваш пол_________________________

Ваша национальность_____________

Глава 10

АГРЕССИЯ И НАСИЛИЕ

Часто говорят, что мы живем во времена насилия. Во всех частях света идут войны, а в США растет количество таких преступлений, как убийства, изнасилования и вооруженные нападения. Тревожная статистика случаев избиения жен мужьями и жестокого обращения с детьми доказывает, что насилие в семье стало столь же обычным, как насилие на улицах городов. Многие виды спорта, такие как хоккей и футбол, содержат в себе элементы насилия, что иногда сопровождается насилием среди болельщиков. Кроме того, насилие все чаще изображается в средствах массовой информации, как в развлекательных, так и в информационных программах. Уже стало привычным, что в выпусках новостей показывают и обсуждают войны, террористические акты и сенсационные преступления. Детские мультфильмы уже давно пользуются печальной известностью из-за количества и разнообразия изображаемых в них агрессивных действий, а в телепередачах и фильмах для взрослых показывают все виды насилия личности над личностью, какие только можно вообразить. Между тем растет количество научных исследований, в которых продемонстрировано, что у зрителей, наблюдающих сцены насилия, возрастает агрессивность. Руководители средств массовой информации часто, отвечая на это, говорят, что насилие пользуется спросом и что, в конце концов, они только дают публике то, чего она хочет. Но данные последних исследований и успешные результаты потребительских бойкотов, объявленных товарам рекламодателей, которые субсидируют шоу со сценами насилия, ставят под сомнения даже эти утверждения руководства средств массовой информации.

Широкие временные и пространственные границы распространения агрессии и серьезность ее последствий диктуют необходимость широкомасштабных исследований причин насильственного поведения — как психологических, так и прочих. (Как это ни парадоксально, но такие положительные виды социального поведения, как любовь и альтруизм, лишь недавно были признаны в качестве «законных» тем для исследований психологов.)

Было разработано несколько различных теорий агрессии. В некоторых из них, таких как фрейдистская и этологическая теории, утверждается, что источник агрессии находится внутри индивида: этим источником является либо инстинкт агрессии, либо конкретные физиологические факторы или личностные характеристики. Авторы других теорий уделяют основное внимание тем причинам агрессии, которые находятся во внешней среде. В модели фрустрации-агрессии особое значение придается тому, как человек реагирует на фрустрацию и определенные стимулы, связанные с агрессией. В теории социального научения указываются способы, с помощью которых в нашем обществе люди научаются насилию. Ученые, работающие в рамках этого подхода, исследуют влияние примеров агрессивного поведения, значение подкрепления агрессивного поведения и усвоения социальных норм, санкционирующих агрессию (таких, как правило для мужчин: «будь мужиной и не жалей кулаков»). Очевидно, что причин агрессивного поведения много и они сложны, но столь же очевидно, что, предлагая любые решения проблем, связанных с насилием, необходимо учитывать все эти факторы.

Наши рекомендации