Связь психологии труда с другими науками

Взаимосвязь психологических наук наглядно представле­на также и в модели, предложенной А.В. Петровским. В ней все отрасли психологии делятся по трем основаниям. Пер­вое основание, которое объединяет науки, направленные на изучение конкретных видов человеческой деятельности, — это конкретная деятельность. Прежде всего, это психология труда, изучающая общие характеристики деятельности и условия труда, профориентацию, профпригодность и профобучение. Сюда входит инженерная психология, изучающая систему «человек — машина», а также целый комплекс при­кладных наук по разным сферам деятельности человека: авиационной, космической, медицинской, педагогической, военной, юридической, спортивной, торговле, творчеству, научной и др. Вторым основанием является развитие, которое объединяет возрастную психологию и ее ответвления (психологию детства, подросткового возраста, юности, герон­тологию), а также психологию обучения и умственного раз­вития, специальную психологию с ее комплексом наук (олигофренопсихологию, патопсихологию, тифлопсихологию, сравнительную психологию, зоопсихологию). Третье осно­вание модели — отношения личности в обществе, которые изучаются социальной психологией с ее отдельными отрас­лями: психологией групп, наций, психологией личности.

Дифференциальная психология на различные отрасли не исключает обратных процессов их взаимодействия, интег­рации. Особенно это касается психологии труда, которая изучает человека в условиях деятельности, где объективно взаимоувязаны разные аспекты, обусловленные биосоциаль­ной природой человека, его многогранностью и обширнос­тью связей с окружающим миром.

Объединяющим началом для всех отраслей психологии яв­ляется общая психология, которая изучает общие закономер­ности психики человека и животных. Тесная связь психоло­гии труда с общей психологией заключается в применении психологических знаний к изучению трудовых процессов, про­явлению в них основных закономерностей психики человека, особенностей его мышления, внимания, памяти, восприятия, эмоций, воли и других свойств. В свою очередь, психология труда обогатила общую психологию новыми фактами об осо­бенностях человеческой психики в условиях деятельности, что способствовало развитию психологической теории деятельно­сти, которая является ведущей в системе теоретических зна­ний в отечественной психологии.

Возрастная психология обогащает психологию труда зна­ниями о возрастных особенностях человека в разные перио­ды жизни, которые учитывает психология труда при анализе и совершенствовании организации труда, профотборе и обу­чении. Сама психология труда вносит свой вклад в развитие малоразработанных разделов возрастной психологии, психо­логии взрослого человека и геронтологии (психологии старе­ния), психологии обучения, обогащая их новыми научными фактами о динамике психических изменений в процессе про­фессионального роста и факторах, влияющих на нее.

Отрасли специальной психологии, изучающие отклоне­ния психики от нормы, оказывают помощь психологии труда в сфере профотбора, трудовой экспертизы в плане органи­зации коррекции и предупреждения нарушений психики в условиях трудовой деятельности, особенно связанных с эк­стремальными условиями (научных экспедиций, экспери­ментов, военных действий, аварийных ситуаций, катастроф, опасных трудовых условий и др.). Наблюдается и обратная связь обогащения специальной психологии достижениями в сфере психологии труда, позволяющими предупредить и своевременно откорректировать возможные отклонения психики с помощью специальных приемов и требований.

Социальная психология вносит свой вклад в организацию коллективного труда людей. Ее положения применяются психологией труда при исследовании характера труда в раз­личных видах трудовых коллективов: творческих группах, аварийных и спасательных бригадах, в изолированных от среды командах. В свою очередь, особенности различных областей и условий человеческой деятельности, которые изу­чает психология труда, позволяют получить новые психо­логические факты о раскрытии возможностей человека при его взаимодействии с другими людьми.

Решение ряда задач психологии труда требует привлечение данных медицинской психологии. Например, такие проблемы как профессиональной реабилитации инвалидов и ряда больных, изучение причин несчастных случаев на производстве.

В научно-практических исследованиях на производстве психологам труда надо учитывать специфические особенности конкретной производственной среды, в которой протекает трудовая деятельности людей. При этом различают социальную и физическую производственную среду. Вопросами социальной среды занимается социология и социальная психология. Изучением физической производственной среды и ее воздействий на организм человека занимается гигиена труда. Она разрабатывает санитарно-гигиенические нормы оптимальных условий труда для предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Но неблагоприятные условия физической производственной среды влияют и на психической состояние работающих. Этим обусловлена связь психологии труда и гигиены труда.

Психология труда тесно связана с эргономикой. Эргономика представляет собой, как пишет Б.Ф. Ломов, «комплексную науку о закономерностях и характеристиках трудовой деятельности». Она включает все науки и дисциплины, которые занимаются изучением трудовой деятельности и в первую очередь психологию, физиологию и гигиену труда. Основная задача эргономика состоит в оптимизации условий и организации трудовой деятельности в целях повышения производительности труда при одновременном облегчении труда, сохранении здоровья и обеспечении всестороннего развития личности работающего человека.

Она призвана осуществить синтез исследований трудовой деятельности, разрабатываемых разными науками, каждая из которых изучает свою сторону трудовой деятельности. Эргономический подход к изучению трудовой деятельности должен быть использован для любых видов труда.

Рассмотрим еще одну связь психологии труда с НОТ(научная организация труда). НОТ – это система мероприятий, обоснованная рядом научных дисциплин и направленная на максимальный эффект работы трудовых коллективов при минимальной затрате как человеческой энергии, так и материальных средств. Задача НОТ состоит в том, чтобы организовать рациональное использование живого труда, рабочей силы и вещественных элементов производства, т.е. орудий и предметов труда. Отсюда следует, что психология труда, которая изучает психическую деятельность человека при взаимодействии его с материальными средствами и условиями производственной силы, является одной из научных основ НОТ.

Т.о. указанные выше связи определяют место психологии труда в системе наук.

Наши рекомендации