Связь психологии труда с другими науками
Взаимосвязь психологических наук наглядно представлена также и в модели, предложенной А.В. Петровским. В ней все отрасли психологии делятся по трем основаниям. Первое основание, которое объединяет науки, направленные на изучение конкретных видов человеческой деятельности, — это конкретная деятельность. Прежде всего, это психология труда, изучающая общие характеристики деятельности и условия труда, профориентацию, профпригодность и профобучение. Сюда входит инженерная психология, изучающая систему «человек — машина», а также целый комплекс прикладных наук по разным сферам деятельности человека: авиационной, космической, медицинской, педагогической, военной, юридической, спортивной, торговле, творчеству, научной и др. Вторым основанием является развитие, которое объединяет возрастную психологию и ее ответвления (психологию детства, подросткового возраста, юности, геронтологию), а также психологию обучения и умственного развития, специальную психологию с ее комплексом наук (олигофренопсихологию, патопсихологию, тифлопсихологию, сравнительную психологию, зоопсихологию). Третье основание модели — отношения личности в обществе, которые изучаются социальной психологией с ее отдельными отраслями: психологией групп, наций, психологией личности.
Дифференциальная психология на различные отрасли не исключает обратных процессов их взаимодействия, интеграции. Особенно это касается психологии труда, которая изучает человека в условиях деятельности, где объективно взаимоувязаны разные аспекты, обусловленные биосоциальной природой человека, его многогранностью и обширностью связей с окружающим миром.
Объединяющим началом для всех отраслей психологии является общая психология, которая изучает общие закономерности психики человека и животных. Тесная связь психологии труда с общей психологией заключается в применении психологических знаний к изучению трудовых процессов, проявлению в них основных закономерностей психики человека, особенностей его мышления, внимания, памяти, восприятия, эмоций, воли и других свойств. В свою очередь, психология труда обогатила общую психологию новыми фактами об особенностях человеческой психики в условиях деятельности, что способствовало развитию психологической теории деятельности, которая является ведущей в системе теоретических знаний в отечественной психологии.
Возрастная психология обогащает психологию труда знаниями о возрастных особенностях человека в разные периоды жизни, которые учитывает психология труда при анализе и совершенствовании организации труда, профотборе и обучении. Сама психология труда вносит свой вклад в развитие малоразработанных разделов возрастной психологии, психологии взрослого человека и геронтологии (психологии старения), психологии обучения, обогащая их новыми научными фактами о динамике психических изменений в процессе профессионального роста и факторах, влияющих на нее.
Отрасли специальной психологии, изучающие отклонения психики от нормы, оказывают помощь психологии труда в сфере профотбора, трудовой экспертизы в плане организации коррекции и предупреждения нарушений психики в условиях трудовой деятельности, особенно связанных с экстремальными условиями (научных экспедиций, экспериментов, военных действий, аварийных ситуаций, катастроф, опасных трудовых условий и др.). Наблюдается и обратная связь обогащения специальной психологии достижениями в сфере психологии труда, позволяющими предупредить и своевременно откорректировать возможные отклонения психики с помощью специальных приемов и требований.
Социальная психология вносит свой вклад в организацию коллективного труда людей. Ее положения применяются психологией труда при исследовании характера труда в различных видах трудовых коллективов: творческих группах, аварийных и спасательных бригадах, в изолированных от среды командах. В свою очередь, особенности различных областей и условий человеческой деятельности, которые изучает психология труда, позволяют получить новые психологические факты о раскрытии возможностей человека при его взаимодействии с другими людьми.
Решение ряда задач психологии труда требует привлечение данных медицинской психологии. Например, такие проблемы как профессиональной реабилитации инвалидов и ряда больных, изучение причин несчастных случаев на производстве.
В научно-практических исследованиях на производстве психологам труда надо учитывать специфические особенности конкретной производственной среды, в которой протекает трудовая деятельности людей. При этом различают социальную и физическую производственную среду. Вопросами социальной среды занимается социология и социальная психология. Изучением физической производственной среды и ее воздействий на организм человека занимается гигиена труда. Она разрабатывает санитарно-гигиенические нормы оптимальных условий труда для предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Но неблагоприятные условия физической производственной среды влияют и на психической состояние работающих. Этим обусловлена связь психологии труда и гигиены труда.
Психология труда тесно связана с эргономикой. Эргономика представляет собой, как пишет Б.Ф. Ломов, «комплексную науку о закономерностях и характеристиках трудовой деятельности». Она включает все науки и дисциплины, которые занимаются изучением трудовой деятельности и в первую очередь психологию, физиологию и гигиену труда. Основная задача эргономика состоит в оптимизации условий и организации трудовой деятельности в целях повышения производительности труда при одновременном облегчении труда, сохранении здоровья и обеспечении всестороннего развития личности работающего человека.
Она призвана осуществить синтез исследований трудовой деятельности, разрабатываемых разными науками, каждая из которых изучает свою сторону трудовой деятельности. Эргономический подход к изучению трудовой деятельности должен быть использован для любых видов труда.
Рассмотрим еще одну связь психологии труда с НОТ(научная организация труда). НОТ – это система мероприятий, обоснованная рядом научных дисциплин и направленная на максимальный эффект работы трудовых коллективов при минимальной затрате как человеческой энергии, так и материальных средств. Задача НОТ состоит в том, чтобы организовать рациональное использование живого труда, рабочей силы и вещественных элементов производства, т.е. орудий и предметов труда. Отсюда следует, что психология труда, которая изучает психическую деятельность человека при взаимодействии его с материальными средствами и условиями производственной силы, является одной из научных основ НОТ.
Т.о. указанные выше связи определяют место психологии труда в системе наук.