Педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры общения

Метод убеждения является главным средством педагогических мер. Цель этого метода - привести человека к пониманию того, что конфликт оказывает вредоносное воздействие как на личность конфликтующих, так и на морально-психологический климат окружающих, близких.

Успешность убеждения зависит от авторитетности лица, которое осуществляет убеждение и, конечно, от его педагогического мастерства. Это сложный процесс, требующий полной искренности со стороны убеждающего.

· Административные меры.

Это, прежде всего перемещения, организационные выводы, взыскания и наказания.

Мы выявляли общее и различное между предупреждением и профилактикой конфликтов.

Поэтому, если говорим о профилактике, вспоминаем теорию «пяти балансов», сознательное или неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам.

Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, когда оно сбалансировано.

Существует пять основных балансов, сознательное или неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам.

· Одним из них является поддержание в ходе взаимодействия баланса социальных ролей.. Если партнер принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Поэтому в ситуации социального взаимодействия важно понять, какую роль играет партнер, и какой роли он ожидает от нас.

· Предупреждению конфликтов способствует поддержание при взаимодействии людей и социальных групп баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости. Однако абсолютная свобода каждого из нас в коллективе (рабочем, учебном) не возможна. Мы все взаимозависимы. В ходе общения необходимо чувствовать, какая степень зависимости от нас партнера не является для него дискомфортной, и поддерживатькомфортный баланс взаимозависимости.

· В процессе совместной деятельности люди оказывают друг другу личные «услуги». Анализ конфликтов между людьми показывает, что мы осознанно или подсознательно фиксируем услуги, которые оказали мы, и те, которые оказали нам. Нарушение баланса взаимных услуг во взаимодействии людей чревато напряженностью в их взаимоотношениях и возможным конфликтом.

· Кроме баланса взаимных услуг люди, взаимодействуя друг с другом, в той или иной степени стремятся поддержать баланс ущерба. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта.

· Пятый баланс, сохранение которого способствует профилактике конфликтов, состоит в сбалансированности самооценки и внешней оценки.

III. Регулирование конфликта и Разрешение конфликта:

· Добиться признания наличия конфликта (разрушительные силы латентного конфликта могут быть велики)

· Ограничить число участников конфликта - Не допустить вовлечения других в конфликт

· Разъяснительная работа с конфликтующей личностью

· Беседа с лидером группы на предмет поиска путей разрешения конфликта

· Использовать следующие Технологии урегулирования конфликта:

1. Информационные:

Искаженная информация – искажение происходящего (и он – не такой, и я – не такая)

а искажение образа, предмета, мотивов конфликта – является сильным катализатором конфликта.

· Исключение из информационного поля ложной, искаженной информации.

· Устранение слухов (сплетен).

2. Коммуникативные

· . Обеспечение эффективного общения

Известные нам способы и приемы организации эффективного общения, рационального поведения в конфликте и конструктивного взаимодействия (ваши эссе)

· Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками

Переговоры – ПОИР

3. Социально-психологические

· Работа с неформальными лидерами и микрогруппами.

· Снижение социальной напряженности.

· Улучшение психологического климата в коллективе.

Признаки положительного психологического климата:

Ощущение защищенности и стабильности

Общий оптимизм

Приятное общение

Поддержка

Симпатии между людьми

Готовность идти на компромисс и так далее.

4. Организационные:

· Решение кадровых вопросов.

· Использование методов поощрения и наказания.

· Изменение условий взаимодействия членов коллектива.

Во многом аналогичны административным мерам.

IV. Постконфликтный синдром

Разрешение конфликта

Когда мы говорим о разрешении конфликта, то, что имеем в виду?

Конфликт – противоречия. Не ссора, не спор, не скандал. Противоречие, - в основе которого лежит рассогласованность мотивов: потребностей, интересов, целей. То есть, это сущностное разногласие. Что значит в этом случае – разрешение конфликта? Очевидно, это отстаивание своих интересов, защита своих потребностей. Мы знаем не одну возможную стратегию поведения в конфликте. Выше…: соперничество, компромисс, …

И все это для защиты своих мотивов.

И даже уступка, и уход от конфликта – тоже в целях защиты своих интересов. Например, сохранить важные для вас отношения с вашим оппонентом.

Если не рассматривать частные стратегии, используемые большинством в конфликте, а говорить об общих подходах, то мы назовем следующие: силовые и ненасильственные.

В современных обществах существуют - выраженные в большей или меньшей мере – культурные стереотипы: «в жизни нужно быть сильным», «быть на уровне, на высоте…», «уметь добиться своего», «доказать себе и другим, что…».

Переговоры- это метод решения конфликтов представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для сторон конфликта.

· Каждый метода разрешения конфликта может быть так охарактеризован

Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия.

Всегда ли цель – согласие?

Задание! Определения:Переговоры как метод разрешения конфликта

Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления.

Переговоры наиболее привлекательный способ разрешения конфликта

Но

Общение – конечно, это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники создав образ врага, занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе.

Между тем коммуникация может помочь разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания.

Применение переговоров для разрешения конфликта возможно при определенных условиях:

1) существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте; то есть имеют значимые общие интересы;

Мы знаем, что есть конфликты, в которых отдельная сторона не испытывает острой потребности в разрешения конфликта

Мы знаем, есть типы конфликтных личностей, которые себя очень комфортно чувствуют в конфликте

Какие?

2) отсутствия значительного различия в силе субъектов конфликта;

Субъекты и участники социального конфликта могут иметь различные ранги, статусы и обладать определенной силой, то есть разными средствами и ресурсами, которые могут быть задействованы в конфликте.

Например, учитель - ученик

3) соответствия стадии развития конфликта возможностям переговоров;

схема?

4) участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.

Этапы развития конфликта Возможности переговоров
напряженность, несогласие переговоры проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились
соперничество, враждебность переговоры рациональны
агрессивность переговоры с участием третьей стороны

Этапы переговоров

Наши рекомендации