Формирование воображения дошкольника

Воображение ребенка проявляется и формируется, ко­гда он играет, рисует, поет, конструирует, лепит, танцует. Разнообразны виды деятельности, формирующие творче­скую активность ребенка. Но ни с чем не сравнить роль игры в этом процессе. Являясь ведущей деятельностью дошкольника, она в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психиче­ских процессов, в том числе воображения (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская и др.).

Интересно, что особо плодотворное влияние игры на стимуляцию творческой деятельности отмечают в своих воспоминаниях, автобиографиях многие талантливейшие представители человечества. Так, например, Н. А. Римский-Корсаков вспоминал: «Я был очень изобретателен на игры, умел целыми часами играть один. Запрягая стулья вместо лошадей и представляя кучера, я разговари­вал сам с собой очень долго, как будто изображая диа­лог кучера с барином. Я любил, подобно многим детям, подражать тому, что видел: например, надев очки из бу­маги, я разбирал и собирал часы, потому что видел за­нимающегося этим часового мастера. (...)

Ради игры, ради обезьянничания, совершенно в том же роде, как я складывал и разбирал часы, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты»[133].

Важную роль в развитии воображения играют взрос­лые, организующие и направляющие деятельность ре­бенка. Поскольку образы воображения возникают на ос­нове уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направ­ленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ре­бенка, побуждение его к творчеству.

В настоящее время как в советской, так и в зарубеж­ной психолого-педагогической науке активизировались поиски истоков креативности (творческих проявлений), условий, способствующих развитию творческого вообра­жения.

В ходе исследования О. М. Дьяченко и А. И. Кирилло­вой выявлена возможность повышения уровня развития творческого воображения дошкольника путем специально организованного обучения. В основе его лежит обучение детей такому манипулированию образами, где заданный объект порождает образ нового оригинального объекта, включаясь в него как второстепенная деталь.

В ходе исследования детей обучали использованию дей­ствия включения. Действие состоит в том, что при выпол­нении задания на плоскостное конструирование требует­ся применить детали первоначально построенной фигуры для построения другой заданной фигуры (например, для выкладывания часов и самоката требовалось использо­вать маятник часов в качестве колеса и части перекла­дины самоката) или использовать одну и ту же деталь при повторном построении той же фигуры в другом ка­честве (например, в одном из заданий требовалось вы­кладывание двух самолетов, причем для выкладывания второй фигуры нужно было использовать корпус и хвост первой в качестве крыльев). В итоге формирующего экс­перимента у всех детей экспериментальной группы на­блюдалось повышение свободы в манипулировании обра­зами. Уровень творческого воображения увеличился в 1,8 раза, в то время как в процессе неспецифического обуче­ния конструированию — в 1,2 раза. Возрос в 2,5 раза и уровень оригинальности решений (в то время как в конт­рольной группе он оставался почти без изменений).

Разнообразны частные приемы развития воображения. Еще Леонардо да Винчи советовал, например, разгляды­вать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Следование этим со­ветам дает добрые плоды.

Немало интересных приемов, стимулирующих детское воображение, накоплено педагогической наукой, практи­кой дошкольного воспитания (Е. И.Тихеева, Е. А. Флерина, Н. А. Ветлугина, Л. А. Пеньевская, Н. Ф. Ви­ноградова, М. М. Конина и др.). Среди них — составле­ние творческих рассказов, сказок на тему, предложенную воспитателем,— нравственно-этическую, познавательную («Про хороших товарищей», «Маленький, да удаленький», «Про самое смешное», «Про самое интересное» и др.), сочинения на самостоятельно выбранную тему, рассказ по литературному образцу (в нескольких вариантах — например заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет), рассказ по пейзажной картине и др.

Интересные приемы, ценные рекомендации по развитию воображения ребенка дает известный детский итальянский писатель Д. Родари. Вот одна из них, которой могут воспользоваться воспитатели детских садов в работе со старшими дошкольниками,— «бином фантазии»: «Поло­жительный эффект в развитии словесного творчества дает использование в качестве опорных таких слов, которые бы разделяла известная дистанция, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным («лес», «шкаф», «Красная ша­почка», «вертолет» и т. п.). В таком случае воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое, в котором оба чу­жеродных элемента могли бы сосуществовать»[134].

Дошкольники, особенно старшие, нередко охотно вклю­чаются в совместный творческий поиск.

Особого внимания взрослых требует коллективное творчество детей в разных видах деятельности. Успех его определяется многими причинами: характером взаимоот­ношений детей, готовностью каждого к творческой дея­тельности, умением действовать коллективно, интересом к совместной деятельности, общей атмосферой общения. Педагогу важно вовремя направить детское творчество в педагогически целесообразное русло, сформировать оце­ночное отношение к продуктам деятельности, вооружить детей необходимыми важными критериями, научить поль­зоваться ими при оценке как своих результатов, так и результатов деятельности товарищей, сформировать то­варищеские, доброжелательные взаимоотношения в груп­пе сверстников, развить готовность к творческому поиску. В этих условиях результаты коллективного творчества оказываются особенно эффективными, кроме того, не ниве­лируется, не теряет своего индивидуального своеобразия личность и продукция каждого члена группы.

Существенно значимо создание атмосферы сотворчест­ва в процессе педагогического общения, которая стимули­рует творческие проявления детей. Социальная среда, от­ношение, позиция к ребенку со стороны взрослых в семье, в детском саду, школе являются, по мнению психологов, важным фактором в развитии творческого воображения ребенка.

Важным условием формирования творческого вообра­жения детей является воспитание педагогом своей креа­тивности. Он должен стремиться к тому, чтобы работа его носила исследовательский характер, уметь преодолеть в себе привычку действовать по шаблону, должен искать но­вые, наиболее оптимальные пути к развитию творческих потенциалов своих воспитанников.

Итак:

Появление зачатков воображения, связанное с зарож­дением знаковой функции сознания, относится к концу раннего детства. В преддошкольном периоде воображение имеет пассивный, воссоздающий непроизвольный харак­тер, развито слабо.

Существенные изменения в развитии воображения ре­бенка происходят в дошкольном возрасте. Они не ограни­чиваются дальнейшим совершенствованием непроизволь­ного воображения, воссоздающего. В числе важных ново­образований дошкольного детства — появление качест­венно новых типов воображения — произвольного и твор­ческого.

Возникновение и дальнейшее развитие этих видов воображения связано с зарождением новых для ребенка сложных видов деятельности.

Возникая первоначально под влиянием словесных воз­действий взрослых в сюжетно-ролевой игре, в дальнейшем произвольное воображение дошкольника проявляется и в других видах деятельности, осуществление которых невоз­можно без предварительного планирования (изобрази­тельная, трудовая, музыкальная, бытовая, учебная).

На протяжении дошкольного возраста активно раз­вивается творческое воображение дошкольника. Он созда­ет образы воображения путем комбинирования и преобра­зования имеющихся представлений доступными ему спо­собами. Образы воображения дошкольника отличаются яркостью, наглядностью, эмоциональной насыщенностью, подвижностью и изменчивостью.

Воображение ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности. Особо важное значение в его раз­витии имеют специфические дошкольные виды деятель­ности — игра, рисование, лепка и др.

Воображение является важным средством познания детьми окружающего мира. Более того, оно в значительной степени определяет развитие личности в целом.

Важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый — его педагогическая позиция, креатив­ность, личность его в целом. Педагог должен не только создать условия для проявления воображения детей. В процессе организации и руководства их деятельностью следует активно воздействовать на развитие данного процесса, обогащать представления дошкольников, обучать их эффективным приемам манипулирования образами во­ображения, использовать специальные упражнения, сти­мулирующие детское воображение, и т. д.

С целью развития детского воображения следует ис­пользовать разнообразные виды деятельности дошкольни­ка, особенно широко — специфически дошкольные.

Успех в развитии воображения ребенка тесно связан с креативностью самого педагога, его творчеством.

Важно, чтобы содержание и форма общения взрослого с воспитанником создавали возможность для вступления в «зону ближайшего развития» ребенка, способствовали бы реализации его возможностей в творческой дея­тельности.

Литература

Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте// Собр. соч. М., 1982. Т. 2. С. 436—454.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. М., 1967.

Мухина В. С. Детская психология/Под ред. Л. А. Венгера. М., 1985.

Новлянская 3. Н. Почему дети фантазируют. М., 1978.

Репина Т. А. Развитие воображения//Психология детей дошкольно­го возраста/Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., 1964. С. 247—267.

Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумыва­ния историй. М., 1978.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям//Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1979. Т. 1. С. 28—266.

Вопросы для повторения

1. В чем заключаются основные разногласия во взглядах на при­роду детского воображения между советскими и буржуазными психо­логами?

2. Каковы особенности воображения дошкольника? Проиллюстри­руйте это примерами.

3. Под влиянием каких условий происходит формирование твор­ческого воображения дошкольника?

Практические задания

1. Понаблюдайте за играми детей третьего и шестого года жизни. Охарактеризуйте выявленные вами возрастные различия воображения детей дошкольного возраста.

2. Проанализируйте детские рисунки двух возрастных групп (на­пример, средней и старшей) на темы «Самое смешное», «Сказочный город». В чем проявляется воображение в рисунках детей, какие при­емы используются ими для создания образов воображения? Находят ли отражение в них возрастные и индивидуальные особенности до­школьников?

3. Используйте в работе со старшими дошкольниками по развитию словесного творчества приемы, предложенные Д. Родари («бином фан­тазии» и др.) в его книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» (М., 1978). Проанализируйте продукты дет­ского словесного творчества. Как повлияли использованные приемы на развитие воображения дошкольников?

Наши рекомендации