Формирование воображения дошкольника
Воображение ребенка проявляется и формируется, когда он играет, рисует, поет, конструирует, лепит, танцует. Разнообразны виды деятельности, формирующие творческую активность ребенка. Но ни с чем не сравнить роль игры в этом процессе. Являясь ведущей деятельностью дошкольника, она в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская и др.).
Интересно, что особо плодотворное влияние игры на стимуляцию творческой деятельности отмечают в своих воспоминаниях, автобиографиях многие талантливейшие представители человечества. Так, например, Н. А. Римский-Корсаков вспоминал: «Я был очень изобретателен на игры, умел целыми часами играть один. Запрягая стулья вместо лошадей и представляя кучера, я разговаривал сам с собой очень долго, как будто изображая диалог кучера с барином. Я любил, подобно многим детям, подражать тому, что видел: например, надев очки из бумаги, я разбирал и собирал часы, потому что видел занимающегося этим часового мастера. (...)
Ради игры, ради обезьянничания, совершенно в том же роде, как я складывал и разбирал часы, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты»[133].
Важную роль в развитии воображения играют взрослые, организующие и направляющие деятельность ребенка. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству.
В настоящее время как в советской, так и в зарубежной психолого-педагогической науке активизировались поиски истоков креативности (творческих проявлений), условий, способствующих развитию творческого воображения.
В ходе исследования О. М. Дьяченко и А. И. Кирилловой выявлена возможность повышения уровня развития творческого воображения дошкольника путем специально организованного обучения. В основе его лежит обучение детей такому манипулированию образами, где заданный объект порождает образ нового оригинального объекта, включаясь в него как второстепенная деталь.
В ходе исследования детей обучали использованию действия включения. Действие состоит в том, что при выполнении задания на плоскостное конструирование требуется применить детали первоначально построенной фигуры для построения другой заданной фигуры (например, для выкладывания часов и самоката требовалось использовать маятник часов в качестве колеса и части перекладины самоката) или использовать одну и ту же деталь при повторном построении той же фигуры в другом качестве (например, в одном из заданий требовалось выкладывание двух самолетов, причем для выкладывания второй фигуры нужно было использовать корпус и хвост первой в качестве крыльев). В итоге формирующего эксперимента у всех детей экспериментальной группы наблюдалось повышение свободы в манипулировании образами. Уровень творческого воображения увеличился в 1,8 раза, в то время как в процессе неспецифического обучения конструированию — в 1,2 раза. Возрос в 2,5 раза и уровень оригинальности решений (в то время как в контрольной группе он оставался почти без изменений).
Разнообразны частные приемы развития воображения. Еще Леонардо да Винчи советовал, например, разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Следование этим советам дает добрые плоды.
Немало интересных приемов, стимулирующих детское воображение, накоплено педагогической наукой, практикой дошкольного воспитания (Е. И.Тихеева, Е. А. Флерина, Н. А. Ветлугина, Л. А. Пеньевская, Н. Ф. Виноградова, М. М. Конина и др.). Среди них — составление творческих рассказов, сказок на тему, предложенную воспитателем,— нравственно-этическую, познавательную («Про хороших товарищей», «Маленький, да удаленький», «Про самое смешное», «Про самое интересное» и др.), сочинения на самостоятельно выбранную тему, рассказ по литературному образцу (в нескольких вариантах — например заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет), рассказ по пейзажной картине и др.
Интересные приемы, ценные рекомендации по развитию воображения ребенка дает известный детский итальянский писатель Д. Родари. Вот одна из них, которой могут воспользоваться воспитатели детских садов в работе со старшими дошкольниками,— «бином фантазии»: «Положительный эффект в развитии словесного творчества дает использование в качестве опорных таких слов, которые бы разделяла известная дистанция, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным («лес», «шкаф», «Красная шапочка», «вертолет» и т. п.). В таком случае воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать»[134].
Дошкольники, особенно старшие, нередко охотно включаются в совместный творческий поиск.
Особого внимания взрослых требует коллективное творчество детей в разных видах деятельности. Успех его определяется многими причинами: характером взаимоотношений детей, готовностью каждого к творческой деятельности, умением действовать коллективно, интересом к совместной деятельности, общей атмосферой общения. Педагогу важно вовремя направить детское творчество в педагогически целесообразное русло, сформировать оценочное отношение к продуктам деятельности, вооружить детей необходимыми важными критериями, научить пользоваться ими при оценке как своих результатов, так и результатов деятельности товарищей, сформировать товарищеские, доброжелательные взаимоотношения в группе сверстников, развить готовность к творческому поиску. В этих условиях результаты коллективного творчества оказываются особенно эффективными, кроме того, не нивелируется, не теряет своего индивидуального своеобразия личность и продукция каждого члена группы.
Существенно значимо создание атмосферы сотворчества в процессе педагогического общения, которая стимулирует творческие проявления детей. Социальная среда, отношение, позиция к ребенку со стороны взрослых в семье, в детском саду, школе являются, по мнению психологов, важным фактором в развитии творческого воображения ребенка.
Важным условием формирования творческого воображения детей является воспитание педагогом своей креативности. Он должен стремиться к тому, чтобы работа его носила исследовательский характер, уметь преодолеть в себе привычку действовать по шаблону, должен искать новые, наиболее оптимальные пути к развитию творческих потенциалов своих воспитанников.
Итак:
Появление зачатков воображения, связанное с зарождением знаковой функции сознания, относится к концу раннего детства. В преддошкольном периоде воображение имеет пассивный, воссоздающий непроизвольный характер, развито слабо.
Существенные изменения в развитии воображения ребенка происходят в дошкольном возрасте. Они не ограничиваются дальнейшим совершенствованием непроизвольного воображения, воссоздающего. В числе важных новообразований дошкольного детства — появление качественно новых типов воображения — произвольного и творческого.
Возникновение и дальнейшее развитие этих видов воображения связано с зарождением новых для ребенка сложных видов деятельности.
Возникая первоначально под влиянием словесных воздействий взрослых в сюжетно-ролевой игре, в дальнейшем произвольное воображение дошкольника проявляется и в других видах деятельности, осуществление которых невозможно без предварительного планирования (изобразительная, трудовая, музыкальная, бытовая, учебная).
На протяжении дошкольного возраста активно развивается творческое воображение дошкольника. Он создает образы воображения путем комбинирования и преобразования имеющихся представлений доступными ему способами. Образы воображения дошкольника отличаются яркостью, наглядностью, эмоциональной насыщенностью, подвижностью и изменчивостью.
Воображение ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности. Особо важное значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности — игра, рисование, лепка и др.
Воображение является важным средством познания детьми окружающего мира. Более того, оно в значительной степени определяет развитие личности в целом.
Важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый — его педагогическая позиция, креативность, личность его в целом. Педагог должен не только создать условия для проявления воображения детей. В процессе организации и руководства их деятельностью следует активно воздействовать на развитие данного процесса, обогащать представления дошкольников, обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения, использовать специальные упражнения, стимулирующие детское воображение, и т. д.
С целью развития детского воображения следует использовать разнообразные виды деятельности дошкольника, особенно широко — специфически дошкольные.
Успех в развитии воображения ребенка тесно связан с креативностью самого педагога, его творчеством.
Важно, чтобы содержание и форма общения взрослого с воспитанником создавали возможность для вступления в «зону ближайшего развития» ребенка, способствовали бы реализации его возможностей в творческой деятельности.
Литература
Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте// Собр. соч. М., 1982. Т. 2. С. 436—454.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. М., 1967.
Мухина В. С. Детская психология/Под ред. Л. А. Венгера. М., 1985.
Новлянская 3. Н. Почему дети фантазируют. М., 1978.
Репина Т. А. Развитие воображения//Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., 1964. С. 247—267.
Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. М., 1978.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям//Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1979. Т. 1. С. 28—266.
Вопросы для повторения
1. В чем заключаются основные разногласия во взглядах на природу детского воображения между советскими и буржуазными психологами?
2. Каковы особенности воображения дошкольника? Проиллюстрируйте это примерами.
3. Под влиянием каких условий происходит формирование творческого воображения дошкольника?
Практические задания
1. Понаблюдайте за играми детей третьего и шестого года жизни. Охарактеризуйте выявленные вами возрастные различия воображения детей дошкольного возраста.
2. Проанализируйте детские рисунки двух возрастных групп (например, средней и старшей) на темы «Самое смешное», «Сказочный город». В чем проявляется воображение в рисунках детей, какие приемы используются ими для создания образов воображения? Находят ли отражение в них возрастные и индивидуальные особенности дошкольников?
3. Используйте в работе со старшими дошкольниками по развитию словесного творчества приемы, предложенные Д. Родари («бином фантазии» и др.) в его книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» (М., 1978). Проанализируйте продукты детского словесного творчества. Как повлияли использованные приемы на развитие воображения дошкольников?