Занятие 5. Оценка глубины конфликта (дидактическая игра)
Цель —Развитие у студентов навыков оценки глубины конфликтной ситуации с использованием специальных методик и формирование у них умений принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном взаимодействии.
Порядок проведения
Подготовительный этап.За 1-2 недели студентам выдают задание и установку на подготовку к игре. Суть задания состоит в следующем.
1. Студенты получают тест «Оценка глубины конфликта» для изучения его содержания.
2. Для апробации теста обучаемые самостоятельно должны проанализировать конфликтные ситуации, которые происходили с их участием или которые они наблюдали, на предмет оценки выраженности каждого из 8 факторов, представленных в тесте, и быть готовыми к докладу по этому вопросу на занятии.
В целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт, вашему вниманию предлагается данный тест. В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Задача студентов состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по 5-балльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой — 5 баллами. После оценки каждой позиции в тесте следует посчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.
Опросник оценки глубины конфликта
1. Стороны осознают причину конфликта | Стороны не осознают причину конфликта | |
2. Причина конфликта имеет эмоциональный характер | Причина конфликта имеет материальный характер | |
3. Цель конфликтующих — устремленность к социальной справедливости | Цель конфликтующих — получение привилегий | |
4. Есть общая цель, к которой стремятся все | Общей цели нет | |
5. Сферы сближения выражены | Сферы сближения не выражены | |
6. Сферы сближения касаются эмоциональных проблем | Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем | |
7. Лидеры мнений не выделяются | Замечено влияние лидеров мнений | |
8. В процессе общения оппоненты придерживаются норм поведения | В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения |
Студенты разбиваются на игровые группы по 4 человека. В каждой игровой группе 2 человека играют роль конфликтующих, 1 - роль менеджера и 1 медиатора (в ходе игры студенты меняются ролями). Далее преподаватель дает игровую установку:
♦ конфликтующим: определяется предмет конфликта и направление конфликтного взаимодействия, которое они должны разыграть (направление взаимодействия не должно быть известно другим участникам игры);
♦ менеджеру и медиатору: сообщается предмет конфликта, дается ролевая установка на оценку глубины конфликта между условными конфликтантами методом беседы с ними, наблюдения за их поведением, опираясь на тестовые позиции, и принятия решения на разрешение конфликта.
На подготовку к ролевому взаимодействию участникам дается 10 минут. На ролевое взаимодействие отводится 10-15 минут. Каждый игровой сюжет обсуждается.
Оценка результатов
Сумма баллов, равная 35-40, свидетельствует о том, что конфликтующие заняли по отношению друг к другу жесткую позицию.
Сумма баллов, равная 25-34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон.
Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт:
а) если вы руководитель, то:
• при сумме баллов 35-40 вы должны выступать в роли обвинителя и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к административным мерам;
• при сумме баллов 25-34 вы должны выступать в роли консультанта и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к психологическим мерам;
• при сумме баллов менее 24 вы должны выступать в роли воспитателя и в этом случае для разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры;
б) если вы являетесь медиатором, то:
• при сумме баллов 35-40 следует предпринять меры по разъединению конфликтующих сторон и приступить к переговорам с ними дизъюнктивным способом до снижения накала борьбы между ними;
• при сумме баллов 25-34 можно попытаться на очередной встрече в переговорном процессе перевести конфликт в конструктивную фазу;
• при сумме баллов менее 24 можно активизировать усилия по подготовке конструктивного решения.
Источник: Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. — СПб., 2005.
Занятие 6. Социальные конфликты в зеркале российских социологических опросов
По материалам www.wciom.ru, www.levada.ru, http://bd.fom.ru
1. Подберите серию результатов социологических опросов за определенный период
· отношение к какому-л. социальному, политическому, национальному, конфессиональному, военному конфликту
· отношение к какой-л. общественной группе (молодежь, бизнесмены) либо общественному деятелю
· протестные настроения, социальная напряженность
2. Проследите динамику изменения общественных настроений по проблеме за определенный период
3. Прокомментируйте результаты социологических опросов с опорой на закономерности возникновения и развития социальных конфликтов.