Q Какие ошибки могут встречаться при выполнении этой пробы?
Потери слов вследствие сужения объема памяти или других причин, замены исходных слов близкими по звучанию или по значению (литеральными или вербальными парафазиями), а также побочными ассоциациями, нарушения порядка слов, их инертные повторы. На этапе отсроченного воспроизведения, осуществляемого после выполнения какой-либо иной деятельности, к этим симптомам могут присоединяться проявления повышенной тормозимости следов.
q О каких локализациях мозговой дисфункции могут свидетельствовать эти симптомы?
Низкий объем актуализации слухоречевых стимулов при непосредственном воспроизведении или в процессе дальнейшего заучивания; замены исходных слов близкими по звучанию или по значению; уменьшение продуктивности и/или возрастание количества ошибок после выполнения интерферирующей задачи именно в слухоречевой сфере — все эти симптомы могут указывать на дисфункцию средних отделов левой височной области мозга (у правшей). Нарушения порядка стимулов при воспроизведении или трудности оценки их количества — это симптомы, часто встречающиеся при дисфункциях правого полушария. Наконец, включение в воспроизведение побочных ассоциаций, стимулов из других проб и заданий, инертные повторы слов свидетельствуют о дисфункции лобных отделов мозга.
q Какие интерферирующие задачи можно использовать в этой методике?
В принципе — любые. Однако желательно, чтобы интерферирующая задача была гетерогенной (то есть в ее основе должно лежать не запоминание слухоречевого материала, а какая-нибудь другая деятельность) и непродолжительной по времени.
Можно, например, предложить испытуемым назвать 5 острых предметов, нарисовать куб и т.п.
q Но ведь называние пяти острых предметов — это фактически припоминание. Можно ли расценить такую интерференцию как гетерогенную?
Конечно, можно. Во-первых, как вы отметили, это не запоминание, а припоминание, то есть характер мнестической деятельности здесь меняется. Во-вторых, при назывании пяти острых предметов речь идет не о запоминании и воспроизведении актуальной информации, а об актуализации знаний из прошлого опыта.
q Вроде бы методика заучивания 5(6) слов оценивает все возможные параметры слухоречевой памяти. Зачем тогда нужны другие методики — запоминание двух групп по 3 слова, двух предложений, двух рассказов?
Вы ошибаетесь. Методика заучивания словесного ряда весьма информативна, однако не оценивает память всесторонне по двум причинам. Первая состоит в том, что в ней не используется гомогенная интерференция. Между тем в нейропсихологическом обследовании всегда важно установить, как влияют на прочность сохранения следов в памяти разные типы интерферирующих задач. Вторая причина — в этой методике элементы ряда не связаны между собой по смыслу, и поэтому она не позволяет судить о влиянии смысловой организации материала на работу памяти.
q А в методиках заучивания двух групп по 3 слова, двух предложений, двух рассказов присутствует гомогенная интерференция?
Да, методическая процедура построена так, что в эти задания включена и гомогенная, и гетерогенная интерференция. Например, в методике заучивания двух групп по 3 слова гомогенным интерферирующим заданием фактически является запоминание второй группы слов. После заучивания испытуемого предупреждают, что ему потребуется спустя некоторое время вспомнить слова еще раз. Затем испытуемому предлагается гетерогенная интерферирующая задача (например, его просят выполнить в уме отдельные счетные операции). И наконец, следует отсроченное припоминание групп слов (Лурия, 1974; Кроткова, Карасева, Найдин, 1983).
q Интерференция всегда действует одинаково, или ее влияние может быть разным?
Конечно, может варьировать. Представьте себе, что методику заучивания 5 (6) слов выполняли трое разных больных. Всем им удалось заучить слова. После выполнения интерферирующей задачи один больной воспроизвел всего три слова. Второй не смог воспроизвести ни одного, но припомнил факт заучивания. А третий забыл не только все слова, но и сам факт запоминания. Конечно, в последнем случае тормозимость следов памяти под влиянием интерференции была выражена максимально. Заметим, что в нейропсихологической диагностике существуют и способы количественной (балльной) оценки степени выраженности расстройств памяти. Примеры разных способов количественного оценивания мнестического дефицита содержатся в уже упомянутых методических рекомендациях «Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных» (Кроткова, Карасева, Найдин, 1983) и в монографии Ж.М. Глозман «Количественная оценка данных нейропсихологического обследования» (1999).
q А при какой локализации патологического процесса влияние интерференции будет максимальным?
При массивных поражениях диэнцефальных структур мозга, гиппокампа.
q Торможение следов может быть проактивным и ретроактивным. Зависит ли вид торможения от локализации поражения? Позволяют ли описанные методики увидеть эти эффекты?
Да. Ретроактивное торможение отчетливо заметно при поражении диэнцефальных отделов. Нарастание эффектов проактивного торможения достаточно характерно для поражения лобных (особенно премоторных) зон мозга. Так что применение описанных методик при различных локализациях патологического процесса способно выявить дифференцированные тормозные эффекты.