Билет 13. Основные характеристики и функции чувств
Чувства – переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познаёт и делает, к тому, что его окружает.
Чувства в отличие от обычных эмоций (непосредственных, временных переживаний) — это более сложные, устоявшиеся отношения. Чувство включает в себя целую гамму эмоций. Это наиболее длительные и устойчивые эмоциональные переживания, имеющие четко выраженный предметный характер. Человек не может испытывать чувство вообще, если оно не отнесено к кому-нибудь или чему-нибудь конкретно. Чувства подразделяют на три группы:
· моральные чувства — связаны с нравственной оценкой поступков своих и других людей (чувство долга, чести, дружбы, любви и т.д.);
· интеллектуальные чувства — связаны с удовлетворением познавательных потребностей (чувство успешности обучения и др.);
· эстетические чувства — возникают в связи с удовлетворением эстетических потребностей (чувство прекрасного, безобразного, возвышенного или низменного).
Чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую.
Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.
Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.
Билет 14. Характеристика основных эмоциональных состояний личности.
Эмоциональные состояния —характеристика психической деятельности индивида на определённом отрезке времени.. Они отражают её качественную и количественную сторону. Это фон, на котором протекает психическая активность человека. Он отображает своеобразие психических процессов и субъективное отношение индивидов к отражённым явлениям действительности. Психические состояния индивидуализируют все психические явления. Психические состояния имеют начало и конец, изменяются с течением времени, однако они целостны, относительно-постоянны и устойчивы. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.
Эмоциональное состояние, в котором преобладают стенические или астенические эмоции, могут проявляться у человека в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой.
От эмоционального состояния человека зависит его жизнь, его здоровье, его семья, работа, все его окружение, а изменение эмоционального состояния человека приводит к коренным изменениям в его жизни.
В повседневной жизни люди расслаиваются по близким эмоциональным состояниям в группы. Разные группы плохо понимают друг друга, хуже происходит общение, внутри же группы дела обстоят несколько лучше. Как правило, цельная, сформировавшаяся группа принадлежит к одному эмоциональному состоянию.
Обычно человек хорошо знает свое эмоциональное состояние и производит перенос на других людей и на всю жизнь. Чем выше эмоциональное состояние человека, тем легче ему достичь своих целей в жизни. Такой человек рационален, разумен, поэтому он более счастлив, более жив, более уверен. Чем ниже его эмоциональное состояние, тем больше поведение человека находится под управлением его сиюминутных реакций, несмотря на его образование или интеллект.
Эмоциональные состояния:
· Настроение –длительное слабо выраженнное эмоциональное состояние
· Аффект – бурная кратковременная эмоциональная вспышка, которая полностью охватывает психическую деятельность. В этом состоянии человек теряет самоконтроль.
· Страсть – самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта, это стойкая, осознанное состояние, обеспечивающее целенаправленную деятельность. Страсть не вспышка эмоционального состояния, а сильное чувство, обеспечивающее высокий уровень активности человека.
Билет 15. Воля как психический процесс. Основные волевые качества.
Воля— это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели.
Волевые качества:
Ø целеустремленность;
Ø самостоятельность;
Ø решительность;
Ø настойчивость;
Ø выдержка (самообладание);
Ø инициативность;
Ø дисциплинированность;
Ø мужество.
Билет 16. Понятие личности в психологии, её психологическая структура.
Личность – системное качество приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общения, и характеризующая степень представленности в нём общественных отношений.