Динамика групповых процессов
Группы не стоят на месте. Они развиваются, проходят в своем развитии различные этапы. На каждом этапе развития группы изменяются групповые процессы: вначале процесс образования малой группы, включая психологические механизмы, которые делают группу группой; затем процессы групповой сплоченности, лидерства, принятия групповых решений, а также группового давления на отдельных индивидов. Итогом развития группы может быть ее распад или становление коллектива.
Поскольку группы существуют в самых различных сферах жизни, способы их образования могут быть различны. В зависимости от этого создается система предписаний относительно структуры группы, распределения ролей и статусов, формулируются цели групповой деятельности.
Рассмотрим этапы развития коллектива на примере студенческой учебной группы. Учебные группы имеют двойственную структуру по следующим причинам: во-первых, они организованы извне (деканатом) и являются объектом и результатом целенаправленных воздействий педагогического коллектива; во-вторых, это самостоятельно развивающиеся объединения студентов, которые подчиняются особым социально-психологическим закономерностям. Параллельные учебные группы, созданные по формальным критериям из поступивших в вуз абитуриентов, имеющих различный жизненный опыт, взгляды, ценности, различные представления об учебе и коллективной жизни, постепенно индивидуализируются, приобретая собственное «лицо».
На первом (организационном) этапе группа учащихся вуза не представляет собой коллектива в полном смысле этого слова. Это этап социально-психологической адаптации: активное приспособление к учебному процессу и вхождение в новый коллектив вуза, усвоение требований, норм, традиций жизни учебного заведения. В этот период высока роль внешних руководителей: педагогов, кураторов групп, так как именно они являются организаторами групповой структуры и динамики, носителями профессиональных ценностей, посредника-
ми в налаживании взаимодействия студентов между собой, группы с деканатом, профкомом и другими вузовскими структурами.
Второй этап развития коллектива наступает, когда выявляются действительные, а не формальные лидеры, организующие групповую деятельность и пользующиеся авторитетом у большинства членов группы. Теперь требования к учащимся выдвигают не только педагоги, но и актив. Вовлеченность студентов в разнообразные виды совместной деятельности (учебу, спорт, отдых, путешествия, труд, научные исследования), совместное решение задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских отношений, ответственной зависимости между учащимися способствуют укреплению и развитию учебного коллектива на втором этапе.
Однако на этом этапе увеличивается давление группы на индивидуальность. Если в группу одновременно вступают многие индивиды и происходит достаточно полное принятие норм и разделение всеми членами группы групповых целей, то возникает групповая сплоченность - социально-психологическая характеристика внутреннего единства малой группы, проявляющаяся в общности взглядов, целей, ценностей, социальных установок, социальных норм членов группы, а также согласованности их действий в различных социальных ситуациях [10]. Если исходные жизненные ценности и нормы поведения слишком различны, то в группе идет расслоение, с выделением неформальных противоречивых подгрупп или выделение аутсайдеров - отвергаемых членов группы. В такой группе возможны частые внутригрупповые конфликты.
На втором этапе группа еще не является собранием единомышленников. Ее развитие может следовать двумя путями: к типу «коллектив» и к типу «кооперация». Коллективом называют устойчивую во времени организационную форму взаимодействия людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы [10]. Под кооперацией понимается группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения в которой носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
Далеко не каждая учебная группа достигает третьего, высшего уровня развития - превращения в коллектив. Основной вид деятельности студенческих групп - учение, а факторы учебного сплочения слабее,
чем производственные, поэтому иногда коллектив не складывается. Наиболее часто встречаются варианты, когда некоторые учащиеся сами по себе, а в группе выделяются подгруппы из 2-5 человек с разнонаправленными интересами и целями. Однако такая особенность студенческой группы, как относительная однородность возрастного состава, изначальная схожесть интересов - к медицине, к человеку - способствует сплочению групп. Далекое расположение кафедр вуза и сложные для изучения предметы - как и любые внешние трудности в совместной деятельности - также помогают объединиться.
Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности - как ценностно-ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к определенным людям, событиям, задачам, идеям, наиболее значимым для группы в целом и толерантность по отношению к личностным особенностям и взглядам, не нарушающим совместную деятельность. Индексом сплоченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы жизни, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Для высокоразвитого коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг другу.
«Малая группа, ставшая коллективом, отличается ответственностью, коллективизмом, организованностью, открытостью, информированностью. Ответственность означает серьезное и ответственное отношение членов группы к своим обязанностям, своей деятельности и поставленным перед группой задачам. Коллективизм - это стремление членов группы все вопросы решать сообща. Сплоченность - это психологическое единство группы. Под организованностью малой группы понимают стремление и умение членов группы действовать сообща, четко распределять между собой обязанности, умело взаимодействовать друг с другом. Открытость - это доверие членов группы друг другу, их готовность к сотрудничеству с другими социальными группами. Наконец, информированность - это наличие у всех участников группы достаточно полных, достоверных сведений о том, что происходит в группе и за ее пределами и касается данной группы» [10].
В результате у учебной группы, достигшей уровня коллектива, может наблюдаться сверхаддитивный эффект - дополнительный результат работы, превосходящий простую сумму частных результатов работы ее элементов, выходящий за пределы среднестатистичес-
кой нормы, характерной для других людей или групп, за счет внутренней организованности.
Члены группы, проявляющие сотрудничество, способствуют успеху друг друга следующим образом:
• оказывают и принимают помощь и поддержку товарищей, причем речь может идти не только об учебе, но и о чисто человеческом, дружеском участии;
• обмениваются информацией и «материальными ресурсами», т. е. всем, что необходимо для выполнения заданий;
• точно и беспристрастно принимают сведения, сообщаемые товарищами, и стараются использовать их с максимальной пользой для себя (устные объяснения, обдумывание и обобщение информации, передача своих знаний и навыков другим - все это приводит к систематизации знаний, более осознанному их усвоению, формирует готовность вносить свой личный вклад в достижение общей цели. Критически слушая объяснения товарища, человек получает возможность присовокупить к своим и чужие знания);
• реагируют на академические успехи и поведение друг друга, т. е. в группе постоянно действует обратная связь. (Каждый член такой группы находится в сфере интересов своих товарищей; все его поступки находят незамедлительный отклик, а если он нуждается в помощи, она обязательно будет ему оказана.);
• учат друг друга вести дискуссии и аргументировать свою точку зрения. (Обсуждение противоречивых взглядов и мнений развивает любознательность, побуждает к овладению знаниями, их переосмысливанию, более глубокому проникновению в изучаемую проблему, формирует много других полезных качеств и навыков.);
• поддерживают друг друга в стремлении учиться как можно лучше: человек, способствующий развитию своих товарищей, и сам постепенно совершенствуется;
• используют любую возможность для того, чтобы в случае необходимости влиять на своих товарищей, и сами открыты их воздействию;
• обладают четко выраженной мотивацией, стремлением к овладению знаниями, которое усиливается благодаря коллективному труду во имя общей цели;
• содействуют созданию обстановки взаимного доверия и веря, в своих товарищей, сами стараются вести себя так, чтобы быть
• достойными их доверия, что и формирует в коллективе условия для достижения максимальных общих успехов; успешно справляются со стрессами и раздражительностью. Сосредоточенность на взаимодействии, достижении совместных успехов отвлекает от личных неудач, благотворно сказывается на эмоциональном состоянии всех членов такого коллектива.