Основные свойства внимания. Внимание у разных людей и у одного и того же человека, но в различное время и в разных

Внимание у разных людей и у одного и того же человека, но в различное время и в разных условиях отличается некоторыми особенностями, или свойствами, от которых зависит протекание психических процессов, а также сама деятельность человека. Исследования отечественных психологов (Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына) показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. В частности, изучались индивидуальные различия в концентрации внимания в зависимости от силы нервной системы. Обнаружилось, что испытуемым со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешали сосредоточиться, у испытуемых с сильной нервной системой они даже повышали концентрацию внимания. Ученые экспериментально доказали возможность компенсации отрицательных свойств внимания у людей со слабой нервной системой. Им могут помочь индивидуальный ритм работы и эмоциональный фактор, особенно если эти люди отличаются повышенной чувствительностью. Большое значение имеют также и тренировки в конкретном виде деятельности, которые постепенно повышают работоспособность соответствующего комплекса нервных клеток головного мозга, – систематические трудовые усилия формируют привычное внимание, отличающееся определенной силой и устойчивостью.

Характеризуя внимание, обычно различают такие его свойства: концентрация, интенсивность, распределение, объем, устойчивость, колебание и переключение. Важнейшие свойства внимания представлены в таблице.

Свойства внимания

Основные свойства внимания. Внимание у разных людей и у одного и того же человека, но в различное время и в разных - student2.ru

Рассмотрим основные свойства внимания. Как видно из таблицы, силу внимания характеризуют его концентрация и интенсивность.

Концентрация - это сосредоточение внимания на конкретном объекте (например, на чтении интересной книги). Высокая степень его концентрации способствует углубленному изучению объекта.

В различных видах деятельности внимание обычно протекает с разной степенью интенсивности. Хорошо известно, что интенсивность внимания у одного и того же человека в различное время бывает разной (сравните, напр., внимание к учебному предмету до и после экзамена). Различия в степени интенсивности внимания в значительной степени зависят от значимости объекта, интереса к нему и т.п.

Широту внимания характеризуют его объем и распределение.

Объем внимания определяется числом объектов, которые одновременно могут быть в его поле. Благодаря этому свойству обеспечивается быстрое и глубокое понимание целого. Так, ученик, чтобы понять смысл картины, должен всю ее увидеть. Объем внимания возрастает, если воспринимаемые предметы сгруппировать или расположить в определенной системе.

Распределение внимания выражается в способности человека одновременно удерживать в его сфере несколько объектов, видов деятельности или действий. На этой особенности основано умение слушать и в то же время записывать материал.

Динамичность внимания характеризует его устойчивость, переключение и колебание.

Устойчивость внимания определяет, насколько прочно сохраняется его общая направленность в течение длительного времени. Устойчивость предполагает смену объектов и характера действий при сохранении общей целенаправленности в работе. Например, при написании сочинения внимание последовательно направлено на чтение, изложение основного содержания, использование цитат и пр. при сохранении общей направленности всех этих действий на выполнение работы (задания).

Колебание внимания -- это его периодическое ослабление с последующим усилением. Этим и объясняется тот факт, что при повторном просматривании даже хорошо известного материала всегда обнаруживается что-то новое. Поэтому при подготовке урока никогда не рекомендуется ограничиваться однократным прочтением учебника.

Переключение внимания – это переход с одного объекта на другой в связи с изменением задач деятельности. Так, в процессе урока детям постоянно приходится переключать внимание с одного вопроса на другой. Быстрота переключения во многом зависит от степени сосредоточенности, а также от таких факторов, как интерес к уроку, важность его для ученика и т.д.

Педагогу приходится постоянно сталкиваться с индивидуальными особенностями внимания. Из школьной практики хорошо известно, что одни легко концентрируют внимание, но затрудняются распределять и переключать его, другие же наоборот. Учителю надо ознакомиться со всеми этими особенностями внимания школьников. Учитывая индивидуальные особенности внимания, зная, какие его свойства у них сильнее или слабее развиты, учитель сможет лучше управлять им.

Литература

1.Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.

2.Внимание школьника. М., 1987. С. 30-37, 69-80.

3.Выготский Л.С. Собр. соч. : В 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 205-236.

4.Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. С. 33-39, 87-94.

5.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

6.Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. С. 4-41.

7.Немов Р.С. Психология : В 2 кн. Кн. I. M., 1994.

8.Нейрофизиологические механизмы внимания. М., 1979.

9.Развитие творческой активности школьников. М., 199?. С. 79-104.

10.Хрестоматия по вниманию. М., 1976.

План-задание для самостоятельной работы

1. Проведите самозачет, определив следующие понятия: виды внимания: непроизвольное, послепроизвольное, произвольное; внимание и его свойства: объем, устойчивость; доминанта, переключение, распределение, рассеянность.

2. Сопоставьте определение внимания как направленности и сосредоточенности сознания, предложенное Н.Ф. Добрыниным и принятое в учебниках, с гипотезой П.Я. Гальперина о том, что «внимание представляет собой контроль в форме идеального, сокращенного, автоматизированного действия». Оформите это задание в виде таблицы. В чем вы видите сходства и различия этих определений? Определите роль и место внимания в психической деятельности человека.

3. Подготовьте выступление на семинаре по теме «Внимание школьника на уроке и пути его активизации». Используйте рекомендованную литературу [2, С. 30-37; 69-80; 5; 9, С. 79-104].

4. Составьте по памяти таблицу (или схему) видов внимания. Постарайтесь лаконично и в логической последовательности раскрыть в ней важнейшие характеристики каждого вида, условия возникновения, психофизиологические механизмы.

5. Проведите наблюдение за особенностями проявления внимания учащимися и приемами организации его учителем на одном из уроков по профилю вашей подготовки. Ниже приводится примерная программа и форма записей наблюдения:

а) поведение учеников и приемы организации внимания учителем в начале урока;

б) соотношение и особенности проявления разных видов внимания при опросе, повторении, изложении нового материала, в ходе упражнений, решения задач и т.п.;

в) зависимость внимания школьников от особенностей содержания учебного материала;

г) приемы, применяемые учителем для поддержания внимания на различных этапах и в различных ситуациях урока;

д) особенности проявления внимания различных учеников и предположительные причины этих различий;

е) проявление во внимании учеников на уроке их интереса к предмету, отношения к учителю, общего эмоционального настроя класса, условий работы, внешних помех (если они были) и пр.

Форма записи

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность наблюдаемого ученика и класса в целом Психологическая характеристика внимания

Установите, какие качества внимания необходимо совершенствовать.

6. Определите особенности отдельных свойств внимания с помощью следующих заданий.

1) Для выявления особенностей распределения внимания проведите с группой учащихся следующий эксперимент. Прочитайте вслух небольшой рассказ, состоящий из трех-четырех фраз. Чтение сопровождайте негромким постукиванием карандаша по столу. Испытуемые должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

2) При изучении переключения внимания проведите опыт. Покажите учащимся таблицу с числами черного и красного цвета от 1 до 12, написанными по порядку. Испытуемый должен назвать и показать числа:

а) черного цвета от 1 до 12;

б) красного цвета от 12 до 1;

в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного в убывающем (например, 1 – черная, 12 – красная, 2 – черная, 11 – красная и т.д.).

Время опыта фиксируется с помощью секундомера. Отметьте также характер выполнения заданий. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при перемене от одной деятельности к другой.

3) Особенность сосредоточения внимания устанавливается в опытах-играх (задания рекомендуются при работе с младшими школьниками). Перед учащимися поставьте цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение одной-двух минут показывают предметы (например, карандаш, ручки, бусы, ластик и др.). Затем их закрывают и предлагают подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Опыт хорошо провести в виде игры-соревнования.

4) Установить уровень устойчивости внимания учащихся можно при проверке выполнения работ. Для эксперимента используйте письменные работы по математике, русскому языку и другим предметам, содержащим неисправленные ошибки. Ученики за определенное время должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Подсчитайте число правильно найденных ошибок и число неверно подчеркнутых ошибок. Разность между числами разделите на число действительных ошибок, которые содержало задание.

Если полученное от деления частное близко к 1, то уровень устойчивости внимания ученика достаточно велико, если оно ниже 0,5, то внимание очень неустойчиво и требуется развитие этого качества.

По результатам проведенных исследований сделайте выводы об особенностях внимания исследуемых учащихся и наметьте пути индивидуальной работы с ними по активизации их внимания.

Глава 14. Ощущения

Наши рекомендации