Взаимоотношений родителей
С ПОДРОСТКАМИ И ЮНОШАМИ:
1. Если оба родителя и подросток готовы прийти на консуль
тацию, если родители говорят о трудностях отношений, пони
мания взрослеющего ребенка, при этом в прошлом были теп
лые отношения, можно сразу начинать совместную семейную
психотерапию (техника семейной скульптуры, техника эмпати-
ческого слушания, техника прояснения коммуникаций, психо
драматические игры).
2. Если в ходе беседы выясняется, что подросток и родители
готовы работать с психологом, но локус проблем лежит в труд
ностях общения с друзьями, учителями, то сначала нужна ин
дивидуальная беседа и диагностика подростка, а затем его ра
бота в группе или глубинно-ориентированная индивидуальная
терапия. Родители привлекаются в параллельную группу либо
консультируются без ребенка.
3. Если на первичном приеме родитель жалуется на то, что
не понимает ребенка, ребенок ему в чем-то не нравится, про
сит пригласить ребенка под каким-либо предлогом, это означа
ет, что утрачено доверие. Необходимы раздельные встречи с
родителем и подростком, переориентация последнего, а затем
семейная психотерапия.
4. Если родители жалуются на потерю контакта, отчуждение,
боятся этого, просят пригласить ребенка, необходима индиви
дуальная работа с родителями, а затем семейная терапия.
5. При полной потере контакта и доверия, нежелании под
ростка идти к психологу, негативном отношении к взрослым
нужна работа с родителями.
6. Если члены семьи пришли к психологу вместе, между ни
ми существует близость, нужно выяснить у подростка, как луч
ше работать с семьей.
Семейная терапия не проводится при отсутствии эмоциональных контактов между членами семьи, эмоциональном отвержении ребенка в искомых семьях, а также в случаях, когда имеют место нарушения личностного развития родителей.
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ АКЦЕНТУАЦИЯХ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ1
Семейная психотерапия при акцентуациях характера является ведущим методом коррекционной работы с подростками. Это связано с тем, что семья является основным источником психогенных расстройств у подростков в силу их большой зависимости. Блокирование потребности подростка в эмоциональной поддержке родителей часто приводит к тревоге, нервно-психическому напряжению. Отсутствие контроля за его социальным поведением чревато не только нарушениями поведения, но и негативно сказывается на развитии подростка. Блокирование потребности в общении с наиболее близкими людьми служит источником психической травматизации. Если родители не содействуют подростку в овладении социальными нормами, он оказывается в ситуации дезинтеграции и дезориентации. Все эти факторы приводят к характерологическим нарушениям, которые, в свою очередь, являются предрасполагающими факторами для развития психогенных расстройств (неврозов, психозов, аффективных реакций, патологических нарушений поведения), психических заболеваний (шизофрении, психозов маниакально-депрессивных и шизоаффективных). Это тем более опасно, что в подростковом возрасте идет интенсивное формирование характера и все его свойства обостряются, тем более если налицо акцентуация.
Акцентуации характера у подростков связаны с определенными типами семейного воспитания и взаимоотношениями подростков в семье. В первой главе мы описали эти типы и предложили методы их диагностики. Совершенно очевидно, что тот или иной тип воспитания, в свою очередь, связан с характерологическими особенностями самих родителей. Можно выделить наиболее неблагоприятные сочетания типов семейного воспитания и акцентуаций характера у подростков: гипопротекция и неустойчивый, конформный, гипертимный тип акцентуации; доминирующая гиперпротекция и психастенический, сенситивный, астено-невротический, гипертимный; потворствующая гиперпротекция и лабильная, истероидная, гипертимная, шизоидная акцентуация; эмоциональное отвержение — при сенситивной, лабильной и астено-невротической.
'Использованы рекомендации Санкт-Петербургского психоневрологического НИИ им. В.М.Бехтерева.
Л Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкий считают, что нарушения \семейных представлений приводят к усилению отклонений у подростков («близорукость»), ухудшению их нервно-психиче-вкого здоровья («патологизирующие роли родителей»), разви-шот гиперпротекцию («расширение родительских чувств» или «предпочтение детских качеств»), эмоциональное отвержение (^проекция нежелательных качеств»).
1 Нарушение механизмов интеграции в семье, выраженное в неразвитости родительских чувств, предпочтении мужских или жчнских качеств в ребенке, приводит соответственно к гипо-прртекции или эмоциональному отвержению.
Нарушение системы взаимного влияния членов семьи — воспитательная неуверенность родителей или страх утраты ребенка V— чревато гиперпротекцией в воспитании.
Нарушения взаимоотношений в семье, ошибки в восприятии членами семьи друг друга влияют на развитие у подростков ситуативных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний на фоне акцентуаций характера, патохарактерологи-ческих формирований, определяют динамику психопатий. В свою очередь, аномалии поведения подростков приводят к ломке жизненных стереотипов у родителей, их невротизации, эмоциональной неустойчивости.
Чтобы разорвать этот порочный круг, нужна работа со всей семьей — как с родителями, так и с подростками.
Для семейной психотерапии подбирается группа подростков 5—7 человек и 10—14 родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В группе не должно быть больше 1—2 эпилептоидных, истероидных и психопатичных подростков.
Этапы семейной терапии при акцентуациях характера у подростков следующие:
I этап — диагностический (включает личный анамнез и анам
нез семьи глазами подростка, личный анамнез и анамнез семьи
глазами родителей, психологическую диагностику);
II этап — ликвидации семейного конфликта (заключается в
установлении эмоционального контакта, эмоциональном отре-
агировании, ликвидации напряженных отношений в семье, в
односторонних встречах);
III этап — реконструктивный (включает групповое обсужде
ние семейных проблем, поиск приемлемых форм общения в
группах подростков и родителей или семейной группе);
IV этап— поддерживающий (включает консультирование пси
холога с целью поддержания новых форм взаимодействия, до
стичь которых удалось в ходе семейной психотерапии). /
Показанием к семейной терапии являются все виды наруше/
ний поведения (за исключением сексуальных перверзий) и аноь
малий характера, этиология которых связана с различными ти
пами семейной дезорганизации и неправильного воспитания]
Для установления контакта с подростками психологу следует
придерживаться позиции партнерства, серьезного отношена
доброжелательности, отсутствия директивное™, опоры на ]
ферентных лиц и осведомленности об интересах и склонностях
подростков. У родителей необходимо снимать излишние опасе
ния, тревоги и напряженность.
При выявленных акцентуациях желательно учесть, что пертимы — неустойчивые; конформисты, зпилептоиды и (лабильные лучше реагируют на тон «старшего товарища и врача»; тон «строгого родителя и педагога» подходит конформным и неустойчивым подросткам. Лабильные хорошо реагируют на сочувствие, позицию «опекающего друга». Сенситивные и шизоидные подростки трудны в контакте и принимают только позицию «стороннего наблюдателя, готового прийти на помощь». Истероидньш нужен и потворствующий родитель, поощряющий действительно положительные действия. С эпилептоидом надо говорить прямо и открыто и препятствовать его стремлению доминировать над всеми в группе. Циклоидные в позитивной фазе нуждаются в строгом отношении, а в негативной — «опекающем друге». Нужна определенная тактика и в отношении родителей. С типом «потворствующая гиперпротекция» можно конструктивно обсуждать проблемы после их выслушивания. При типе «доминирующая гиперпротекция» надо действовать через лидера семьи. При «жестоком обращении» нужен намек психолога на знание им истины, которая скрывается родителями. В других случаях терапия неэффективна.
В этом типе семейной терапии рекомендуется использовать различные методики.
- пантомима (неосуществленные мечты, опасения, надежны, неприятности).
Вербальные методы:
- анонимное обсуждение историй подростков;
— построение модели своего будущего с принятием или от-
ржением прежних форм поведения;
- обсуждение тем («Знакомство», «Свободное время», «По-
ги из дома», «Увлечения», «Что меня устраивает в семье, а
нет»);
- метод конструктивного спора;
— метод вербальный дискуссии.
Последний метод можно использовать лишь после эмоцио-ьного отреагирования сторон.
^Коррекционная работа, проводимая психологом с семьей в различных формах, семейное консультирование, коррекцион-ные родительские группы и семейная психотерапия сфокусированы на ребенке. Миссия, которую выполняет психолог, сродни роли педагогического эколога и гуманиста. Не случайно все описанные нами формы помощи семье и ее членам основаны на личностно-ориентированном гуманистическом подходе. Чтобы работать в этом ключе, психологу надо многое знать, уметь, принять умом и сердцем и глубоко прочувствовать.
Как вы убедились, дорогие коллеги, работа школьного психо-
| |
лога с родителями не только полезна и необходима для семьи ребенка, но еще и очень интересна, разнообразна и увлекательна.
«мои |
Невербальные методы:
- психодиагностический рисунок («наша группа», друзья», «моя семья» и др.);
— психогимнастика (двигательная экспрессия, «ладошки», «передача предмета», «совместные действия»);
ГЛАВА IV
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА