Задания для самостоятельной работы. ИЗУЧАЕМ СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

ИЗУЧАЕМ СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Методические указания
для студентов педагогического вуза

Задания для самостоятельной работы. ИЗУЧАЕМ СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ - student2.ru Бийск

АГАО им. В.М. Шукшина

Содержание

1. Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы……………………………………………………3

2. Задания для самостоятельной работы……………………………………………………..4

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение ………………………………..8

4. Семинарские (практические занятия) ……………………………………………………15

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Курс «Психология. Социальная психология»относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла дисциплин и является завершающим профессионального цикла базовой части (общая психология, возрастная психология, педагогическая психология), но предшествующим курсам по выбору.

Главная цель курса заключается в получении студентами представлений о фактах, закономерностях и механизмах межличностных отношений людей, включенных в социальные группы, а также психологических характеристиках самих социальных групп.

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана (общий объем – 72 часа). Структура курса (аудиторная часть) предусматривает лекции и практические занятия.

Задачи лекционных занятий: ознакомить студентов с современной социальной психологией, дать систематизированную картину проблем личности в социальной психологии, изучить группы как социально-психологический феномен.

Задачи семинарских занятий: получить представление о межличностных отношениях, взаимодействии людей в группах, научиться диагностировать особенности межличностных отношений и рефлексировать собственные психологические особенности, важные для общения.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:    
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Консультации
Самостоятельная работа (всего)
1. Самостоятельная проработка и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия и на самостоятельное изучение.  
2. Выполнение творческого индивидуального задания
3. Составление психологического словаря
3. Подготовка к итоговому тестированию
Вид промежуточной аттестации: зачет  
Общая трудоемкость часы зачетные единицы  
 

Содержание разделов дисциплины



Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Предмет и методы социальной психологии   История становления социальной психологии как науки. Предмет и основные проблемы социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Методы социальной психологии
2. Группа как социально-психологический феномен   Понятие о группе, типологии групп. Характеристика малых групп. Механизмы развития группы. Групповые нормы и санкции. Теории лидерства. Власть и ее виды. Психологический климат в группе. Групповая совместимость и сплоченность. Большие социальные группы. Этнические группы и этнопсихология.
3. Проблемы личности в социальной психологии Личность как субъект общения. Понятие о социализации личности. Социально-психологические качества личности. Социальные роли и статус. Референтные (эталонные) группы. Социальные убеждения и суждения. Социальные установки.
4. Общение и межличностные отношения Категория общения в социальной психологии. Цели, функции, мотивы общения. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. Межличностные конфликты.

Задания для самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов (внеаудиторная работа), включает в себя

1. Самостоятельную проработку и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия и на самостоятельное изучение.

2. Систематическое ведение терминологического словаря.

3. Оформление результатов лабораторных исследований, выполненных на практических занятиях, составление на их базе отчетов.

4. Подготовку к тестированию.

5. Выполнение творческого индивидуального задания (обязательным является одно из заданий на выбор):

· Составить аннотацию статьи из научного журнала «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология и образование».

· Сделать презентацию.

· Написать работу о вкладе одного из выдающихся психологов в развитие социальной психологии.

Тематика презентаций

2. Значение социологических, антропологических и этнографических исследований в становлении социальной психологии.

3. Социально-психологическое содержание концепций «психологии народов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь, В.Вундт) и «психологии масс» (Г.Лебон, Г.Тард, С.Сигеле).

4. Развитие соци­альной психологии в Европе и США.

5. История развития социально-психологических идей в России.

6. Психоаналитическая концепция массового сознания.

7. Необихевиористское направление в со­циальной психологии.

8. Когнитивно-психологический подход к объяснению социально-психологических явлений.

9. Те­ория социальных ролей.

10. Теории каузальной атрибуции.

11. Прикладные исследования в социальной психологии.

12. Психология толпы.

13. Стихийные группы и массовые движения.

14. Слух как массовидное психическое явление.

15. Мода как массовидное психическое явление.

16. Паника как массовидное явление психики.

17. Психология и религия.

18. Психология межгрупповых отношений.

19. Общение как средство психологического воздействия на людей в современных условиях.

20. Межличностная аттракция как механизм формирования привязанностей людей.

21. Гендерные, возрастные, профессиональные большие группы.

22. Социально-психологические особенности возникновения и функционирования традиций в различных социальных группах.

23. Специфика межгрупповых и межконфессиональных отношений в современных условиях.

24. Этнос и культура.

25. Этнопсихологические исследования в социальной психологии.

26. Межэтнические отношения.

27. Взаимосвязь поведения и социальных установок.

28. Проблема конформности в социальной психологии.

29. Социально-психологические особенности формирования Я-концепции.

30. Социально-психологические регуляторы принятия личностью информации.

31. Социально-психологические факторы формирования картины мира.

32. Агрессия и влияющие на нее факторы.

33. Проблема агрессии в социальной психологии.

34. Конфликты между учителем и учениками и способы их разрешения.

35. Психологические аспекты политического лидерства.

36. Психология политической власти в современном обществе.

В ходе изучения дисциплины осуществляются все виды контроля знаний студентов: текущий, промежуточный, итоговый:

§ текущий – на лекциях и семинарских занятиях (в форме опроса, проверки конспектов и творческих заданий);

§ промежуточный – (промежуточные тесты);

§ итоговый – по завершению курса (итоговые тесты и зачет).

Основным результатом изучения дисциплины «Психология. Социальная психология»являетсяумение приреализации воспитательных функций в педагогической деятельности учитывать психологические закономерности организации групповой деятельности, благоприятного психологического климата, развития группы.

Оценочные средства для текущего контроля

и промежуточной аттестации

В соответствии с поставленными целью и задачами обучения студентов по данному курсу контроль и проверка ориентированы на выявление уровня профессионального и личностного развития студентов с помощью рейтингового контроля. Текущий и промежуточный контроль осуществляется с помощью разнообразных методов:

- устного контроля: выступление на практическом занятии, участие в дискуссии и т. п.;

- письменного контроля: конспектирование научных текстов, отчёт об исследовательской работе, выполнение рефератов и презентаций, ведение психологического словаря и т. д.;

- тестового: выполнение контрольных заданий в тестовой форме;

- самоконтроля: рефлексия, самооценка.

Итоговый контроль по курсу проводится в форме зачёта.

Текущий контроль

I. Устный опрос -позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.

формы: доклад, сообщение, собеседование, коллоквиум

II. Письменные работы

формы: отчёты, конспекты, обобщающие таблицы, терминологические диктанты, выполнение рефератов и презентаций, ведение психологического словаря

III. Контроль с помощью технических средств и информационных систем

формы: тесты

Тестовая проверка знаний направлена закрепление и систематизацию учебного материала. Текущее тестирование является стимулом для регулярной подготовки к занятиям, позволяет студентам получить информацию об уровне усвоения, возможных пробелах в знаниях, помогает преподавателю выделить проблемные, трудные для усвоения области.

При тестировании используется закрытая форма заданий.

Образцы тестов

1. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений:

А) Социальная психология

Б) Общая психология

В) Педагогическая психология

2. Теория, объясняющая причины изменения поведения человека в массе, его иррационального поведения действием психологических механизмов подражания и заражения:

А) Психология народов

Б) Психология масс

В) Рефлексология

Наши рекомендации