Задания для самостоятельной работы. ИЗУЧАЕМ СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
ИЗУЧАЕМ СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Методические указания
для студентов педагогического вуза
Бийск
АГАО им. В.М. Шукшина
Содержание
1. Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы……………………………………………………3
2. Задания для самостоятельной работы……………………………………………………..4
3. Учебно-методическое и информационное обеспечение ………………………………..8
4. Семинарские (практические занятия) ……………………………………………………15
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Курс «Психология. Социальная психология»относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла дисциплин и является завершающим профессионального цикла базовой части (общая психология, возрастная психология, педагогическая психология), но предшествующим курсам по выбору.
Главная цель курса заключается в получении студентами представлений о фактах, закономерностях и механизмах межличностных отношений людей, включенных в социальные группы, а также психологических характеристиках самих социальных групп.
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана (общий объем – 72 часа). Структура курса (аудиторная часть) предусматривает лекции и практические занятия.
Задачи лекционных занятий: ознакомить студентов с современной социальной психологией, дать систематизированную картину проблем личности в социальной психологии, изучить группы как социально-психологический феномен.
Задачи семинарских занятий: получить представление о межличностных отношениях, взаимодействии людей в группах, научиться диагностировать особенности межличностных отношений и рефлексировать собственные психологические особенности, важные для общения.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Консультации | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
1. Самостоятельная проработка и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия и на самостоятельное изучение. | ||
2. Выполнение творческого индивидуального задания | ||
3. Составление психологического словаря | ||
3. Подготовка к итоговому тестированию | ||
Вид промежуточной аттестации: зачет | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
Содержание разделов дисциплины
Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. Предмет и методы социальной психологии | История становления социальной психологии как науки. Предмет и основные проблемы социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Методы социальной психологии |
2. Группа как социально-психологический феномен | Понятие о группе, типологии групп. Характеристика малых групп. Механизмы развития группы. Групповые нормы и санкции. Теории лидерства. Власть и ее виды. Психологический климат в группе. Групповая совместимость и сплоченность. Большие социальные группы. Этнические группы и этнопсихология. |
3. Проблемы личности в социальной психологии | Личность как субъект общения. Понятие о социализации личности. Социально-психологические качества личности. Социальные роли и статус. Референтные (эталонные) группы. Социальные убеждения и суждения. Социальные установки. |
4. Общение и межличностные отношения | Категория общения в социальной психологии. Цели, функции, мотивы общения. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. Межличностные конфликты. |
Задания для самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов (внеаудиторная работа), включает в себя
1. Самостоятельную проработку и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия и на самостоятельное изучение.
2. Систематическое ведение терминологического словаря.
3. Оформление результатов лабораторных исследований, выполненных на практических занятиях, составление на их базе отчетов.
4. Подготовку к тестированию.
5. Выполнение творческого индивидуального задания (обязательным является одно из заданий на выбор):
· Составить аннотацию статьи из научного журнала «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология и образование».
· Сделать презентацию.
· Написать работу о вкладе одного из выдающихся психологов в развитие социальной психологии.
Тематика презентаций
2. Значение социологических, антропологических и этнографических исследований в становлении социальной психологии.
3. Социально-психологическое содержание концепций «психологии народов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь, В.Вундт) и «психологии масс» (Г.Лебон, Г.Тард, С.Сигеле).
4. Развитие социальной психологии в Европе и США.
5. История развития социально-психологических идей в России.
6. Психоаналитическая концепция массового сознания.
7. Необихевиористское направление в социальной психологии.
8. Когнитивно-психологический подход к объяснению социально-психологических явлений.
9. Теория социальных ролей.
10. Теории каузальной атрибуции.
11. Прикладные исследования в социальной психологии.
12. Психология толпы.
13. Стихийные группы и массовые движения.
14. Слух как массовидное психическое явление.
15. Мода как массовидное психическое явление.
16. Паника как массовидное явление психики.
17. Психология и религия.
18. Психология межгрупповых отношений.
19. Общение как средство психологического воздействия на людей в современных условиях.
20. Межличностная аттракция как механизм формирования привязанностей людей.
21. Гендерные, возрастные, профессиональные большие группы.
22. Социально-психологические особенности возникновения и функционирования традиций в различных социальных группах.
23. Специфика межгрупповых и межконфессиональных отношений в современных условиях.
24. Этнос и культура.
25. Этнопсихологические исследования в социальной психологии.
26. Межэтнические отношения.
27. Взаимосвязь поведения и социальных установок.
28. Проблема конформности в социальной психологии.
29. Социально-психологические особенности формирования Я-концепции.
30. Социально-психологические регуляторы принятия личностью информации.
31. Социально-психологические факторы формирования картины мира.
32. Агрессия и влияющие на нее факторы.
33. Проблема агрессии в социальной психологии.
34. Конфликты между учителем и учениками и способы их разрешения.
35. Психологические аспекты политического лидерства.
36. Психология политической власти в современном обществе.
В ходе изучения дисциплины осуществляются все виды контроля знаний студентов: текущий, промежуточный, итоговый:
§ текущий – на лекциях и семинарских занятиях (в форме опроса, проверки конспектов и творческих заданий);
§ промежуточный – (промежуточные тесты);
§ итоговый – по завершению курса (итоговые тесты и зачет).
Основным результатом изучения дисциплины «Психология. Социальная психология»являетсяумение приреализации воспитательных функций в педагогической деятельности учитывать психологические закономерности организации групповой деятельности, благоприятного психологического климата, развития группы.
Оценочные средства для текущего контроля
и промежуточной аттестации
В соответствии с поставленными целью и задачами обучения студентов по данному курсу контроль и проверка ориентированы на выявление уровня профессионального и личностного развития студентов с помощью рейтингового контроля. Текущий и промежуточный контроль осуществляется с помощью разнообразных методов:
- устного контроля: выступление на практическом занятии, участие в дискуссии и т. п.;
- письменного контроля: конспектирование научных текстов, отчёт об исследовательской работе, выполнение рефератов и презентаций, ведение психологического словаря и т. д.;
- тестового: выполнение контрольных заданий в тестовой форме;
- самоконтроля: рефлексия, самооценка.
Итоговый контроль по курсу проводится в форме зачёта.
Текущий контроль
I. Устный опрос -позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.формы: доклад, сообщение, собеседование, коллоквиум
II. Письменные работы
формы: отчёты, конспекты, обобщающие таблицы, терминологические диктанты, выполнение рефератов и презентаций, ведение психологического словаря
III. Контроль с помощью технических средств и информационных системформы: тесты
Тестовая проверка знаний направлена закрепление и систематизацию учебного материала. Текущее тестирование является стимулом для регулярной подготовки к занятиям, позволяет студентам получить информацию об уровне усвоения, возможных пробелах в знаниях, помогает преподавателю выделить проблемные, трудные для усвоения области.
При тестировании используется закрытая форма заданий.
Образцы тестов
1. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений:
А) Социальная психология
Б) Общая психология
В) Педагогическая психология
2. Теория, объясняющая причины изменения поведения человека в массе, его иррационального поведения действием психологических механизмов подражания и заражения:
А) Психология народов
Б) Психология масс
В) Рефлексология