Виды человеческой деятельности, их классификация

Возникновение и развитие различных видов деятельности человека–сложный и длительный процесс. Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), организации и особенностям мотивации.

Игра – форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий. Выделяют несколько типов игр.

 
  Виды человеческой деятельности, их классификация - student2.ru

Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Основная цель учения – подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом. Учение складывается из следующих компонентов:

§ усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания);

§ овладения приемами и операциями, из которых формируются основные виды деятельности (навыки);

§ овладения способами использования информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умения).

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

Исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труд в целом не психологическая, а социальная категория. Предметом психологического изучения является не труд в целом, а только психологические компоненты трудовой деятельности.

Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

Вместе с тем труд, направленный в соответствии со своей установкой на создание определенного результата, является основным путем формирования личности. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект. В труде существенна не только его техника, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение к труду обусловливается насущной потребностью человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. В труде находят отражение все стороны проявления личности. Каждый вид труда имеет свою более или менее сложную технику, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда определенную роль играют знания и навыки. Без знаний и навыков невозможен никакой труд. Деятельность человека – это сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

10. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Функции общения. Виды общения.

Особенности речевого поведения педагога

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

На протяжении всей жизни человек вовлечен в процесс общения. В зависимости от возраста, пола, рода занятий, целей и т.д. тот или иной вид общения играет ведущую роль. Любое общение с любым человеком подчиняется своим сложным закономерностям объективного и субъективного характера. Знание этих закономерностей является непременным условием эффективности как самого общения, так и любой деятельности людей. Кроме того, существует ряд профессиональных видов деятельности, в которых процесс общения играет ведущую роль.

Проблема общения, рассматриваемая в качестве одной из основных психологических категорий, представляет собой неоднозначно интерпретируемое понятие. В научной литературе существует множество определений общения, что связано со сложностью и многогранностью данного феномена. Психологов и философов интересуют различные стороны его проявления (информационный обмен, психологическое взаимодействие и взаимовлияние, взаимопонимание и взаимоотношение). Большое внимание уделяется рассмотрению общения как информационного процесса – приема и передачи информации. Важным направлением в реализации информационного аспекта общения является рассмотрение вопросов понимания людьми друг друга, восприятие человека человеком.

В самом общем виде общение можно рассматривать как форму жизнедеятельности. Оно выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятора ее развития. Общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлексируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует ее в процессе самовоспитания.

Структура общения

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, много-уровневость проявлений и функций этого феномена, что, в свою очередь, требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры.

В своей структуре Г.М. Андреева выделяет три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная. Выявление специфики информационного про­цесса между людьми как активными субъектами (с учетом отношений между партнерами, их установок и намерений).

Интерактивная. Взаимодействие парт­неров при организации и выполнении совместной деятельности.

Перцептивная. Формирование образа другого человека, за счет соотнесения физических характеристик с психологическими свойствами и особенностями поведения.

Конечно, в реальности все три стороны общения взаимосвязаны, проявляются почти одновременно в процессе общения и выделяются для удобства научного, экспериментального исследования, но эта условность не означает, что выделение этих трех компонентов общения – лишь умозрительные построения.

Функции общения

Эмотивная.Возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

Информационная. Обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.

Контактная.Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений, и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности.

Понимания.Адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний.

Координационная. Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

Побудительная. Стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий.

Установления отношений. Осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид.

Оказания влияния. Изменение состояния, поведения, личностно-смысло- вых образований партнера.

Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общения выделяют несколько его видов.

По содержанию общение может быть материальным, когнитивным, кондиционным, мотивационным и деятельностным.

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому, это может быть информация, представляющая знания о мире; богатый, прижизненно приобретённый опыт, знания, умения и навыки.

Материальное общение, когда субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, направленное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

Мотивационное общениеимеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Когнитивное общение–обмен знаниями.

Деятельностное общение –обмен действиями, операциями, навыками и умениями. Иллюстрацией двух последних видов может служить общение, связанное с познавательной или учебной деятельностью.

По цели общение делится на биологическое и социальное.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения служат средством удовлетворения разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и т.д.

Биологическое общение– это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общениепреследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

Деловое общениеобычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Личностное общениесосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.д.).

Инструментальное общение– это общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Общение чрезвычайно разнообразно по своей форме. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, массовом и межличностном. При этом под прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (вербальное общение) и невербальных средств – жесты, мимика, пантомимика (невербальное общение), когда информация лично передаётся одним из его участников другому.

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации.

Непосредственное общениеосуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой.

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения, и обмена информацией (печать, радио, телевидение, компьютерная техника и т.д.).

Далее различают массовое и межличностное общение.

Массовое общение – это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностное общениесвязано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

В соответствии с установившейся традицией в отечественной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнёра – не завуалирована.

Манипулятивное общение– это форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Общим с императивным является и то, что при манипулятивном общении так же ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения, они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем характеризовать их как различные виды монологического общения, т.к. человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, игнорируя своего собеседника.

Альтернативой такому типу отношений между людьми является диалогическое общение. Это субъект – субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

По продолжительности выделяют кратковременное и долговременное общение. Время, в течение которого происходит общение, оказывает влияние на его характер.

Кратковременное общение– общение в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов.Кратковременное общение с незнакомым лицом развертывается в двух планах: с одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой – на познание этого лица. Познать человека в деталях за короткий срок не удается, но попытка постичь основные личностные качества постоянно существует.

Долговременное общение (в пределах одной или нескольких тем, прерывистое или непрерывное) предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление каждой из сторон и, таким образом, познание друг друга. Длительный срок общения создает предпосылку либо для зарождения и укрепления положительных деловых и дружеских взаимоотношений и, следовательно, психологической совместимости, либо для возникновения конфронтации, противопоставления, т.е. психологической несовместимости.

В зависимости от того, насколько ярко в общении проявляются отношения, различаются такие виды, как социально-ориентированное, групповое предметно-ориентированное общение и личностно-ориентированное общение.

По характеру участников выделяют межперсональное и ролевое общение.

Межперсональное общение – это общение, где участниками являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

Ролевое общение – это общение, где участники выступают как носители определённых ролей (начальник – подчиненный, учитель – ученик и т.д.). Общение и поведение человека диктуются исполняемой ролью.

Следует отметить, что границы между отдельными видами общения весьма условны. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Наши рекомендации