Младший школьный возраст (7-11 лет)

Как отмечала Л. И. Божович в собственных работах: "Поступление дитя в школу значит для детей переход к новому виду жизни, новой ведущей деятельности; это решительно сказывается на формировании всей личности дитя". Учебная деятельность - деятельность конкретно направленная на усвоение науки и культуры.

После 2-3 недель начинается критический момент, если дитя не подготовили, наступает разочарование в школе. Лишь после возникновения энтузиазма собственного труда формируется энтузиазм к содержанию учебной деятельности, потребность в приобретении знаний.

Став школьником, ребенок получает новейшие права и обязанности и в первый раз начинает заниматься общественно-важной деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место в среде окружающих, его взаимоотношение с ними. Эта новая социальная ситуация обуславливает формирование особенностей личности.

Подростковый возраст (11-15)

более существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Переходный возраст приводит к временной дестабилизации защитных сил организма, что понижает сопротивляемость к вредным воздействиям. В переходный период происходят преобразования в самых разных сферах психики. Категоричные конфигурации касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые соединены с формированием мировоззрения, с планами будущей жизни. С мотивационной сферой тесновато связано нравственное развитие ребенка, которое существенным образом поменяются конкретно в подростковом возрасте. Усвоение ребенком нравственного эталона происходит тогда, когда он совершает настоящие нравственные поступки в важных для него ситуациях. Сразу с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений ребенка.

7. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста ранешняя молодость (от 14-15 до 18 лет) - в буквальном смысле слова "третий мир", имеющийся меж детством и взрослостью. Молодость - завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже получают ряд новейших, взрослых свойств. основная социальная задача этого возраста - выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения безизбежно дифференцирует жизненные пути женщин и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется спектр общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности. Промежуточность публичного положения и статуса юношества описывает и некие особенности его психики. Юношей еще остро тревожут трудности, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.Д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение собственного места во взрослом мире.




Общение, структура, функции

Обще́ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Функции:

· коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

· информационная (обмен информацией между людьми)

· эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

· креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

Вербальное общение

Вербальное общение – процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Вербальное общение – сложный и многоплановый процесс. В ходе вербального общения важно понимать, как воспринимается речь собеседником и какое влияние оказывает на него. Вербальное общение – одно из основных средств межличностных коммуникаций. В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация.

3. Выразительные качества голоса. Это характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.

Вербальное общение чаще всего принимает форму разговора.

1) Кто? (передаёт сообщение) - Коммуникатор

2) Что? (передаётся) - Сообщение (текст)

3) Как? (осуществляется передача) - Канал

4) Кому? (направлено сообщение) - Аудитория

5) С каким эффектом? - Эффективность

Невербальное общение

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.

Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции.


Наши рекомендации