Прогноз уровня стресса

Прогнозирование стрессовых реакций имеет большое научное и при­кладное, практическое значение в различных областях человеческой деятельности. В частности, оно позволяет заранее выявлять лиц, у ко­торых возможно нарушение функционального состояния во время экстремальных ситуаций, и проводить с ними соответствующую ра­боту в плане психопрофилактики стресса. Специалисты в области физиологии труда отмечают, что различные виды неблагоприятных функциональных состояний (утомление, монотония, неадекватные реакции при стрессах и т. д.) не только существенным образом сни­жают успешность и качество труда, но и заставляют человека платить «сверхвысокую психофизиологическую цену» за выполняемую работу

60 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

[2, 9, 13, 16]. Поэтому своевременный прогноз возможных отклоне­ний в нормальном функциональном состоянии у отдельных лиц и своевременная реализация коррекционных мероприятий не только помогли бы этим людям сохранить здоровье, но и за счет оптимиза­ции их функционального состояния повысить эффективность их дея­тельности.

В настоящее время существуют различные методы прогнозирова­ния реакций человека на стресс. Их основная задача состоит в учете индивидуальных психических и физиологических особенностей ис­пытуемого и экстраполяции полученных данных на аналогичные си­туации в будущем. К этим методам относятся:

1) использование идентичных стрессоров (например, изучение психо­
логических и вегетативных реакций студента на одном экзамене
дает возможность прогнозировать характер и уровень переживае­
мого им стресса на другом);

2) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных
условиях (воздействие сильных зрительных, звуковых и тактиль­
ных раздражителей);

3) мысленное моделирование стрессорных ситуаций (в частности, при
помощи метода нейролингвистического программирования);

4) прогнозы на основе психологических тестов и опросников',

5) математические модели (простой, множественной регрессии и пр.);

6) создание при помощи различных устройств модельной стрессорной
ситуации, которая по своим параметрам была бы достаточно близ­
ка к ситуации реальной.

Например, для оценки поведения студентов на экзамене проводилось сравнение психофизиологических показателей студентов в трех вариан­тах: при сдаче экзамена, во время стоматологического приема и при вы­полнении теста «Зеркальная координометрия». Сопоставление реакции студентов на ситуацию экзамена с реакциями на этот тест показало, что подобные тестовые задания могут являться своеобразными пробными мо­делями, изучение которых позволяет прогнозировать реакции того или иного испытуемого на реальную стрессовую ситуацию. На основании по­лученных результатов автором было предложено использовать последний лабораторный тест для прогнозирования реакции человека на эмоцио­нальный стресс и оценки стрессотолерантности1.

1 Анфиногенова В. А. Сравнительная оценка адекватности методов моделирования эмо­ционального стресса // Материалы X Международного симпозиума «Эколого-фи-зиологические проблемы адаптации». Мм 2001, с. 32.

2.2. Опенка уровня стресса 61

Следует отметить, что при разработках подобных методов моде­лирования реакций на экзамен имеются две проблемы, затрудня­ющие получение точных данных — это различия по содержательной и мотивационной частям экзамена и лабораторного эксперимента. Особенно важна при этом мотивационная часть. Во время экзамена студент стремится максимально проявить свои знания, так как его оценка влияет на стипендию, социальный статус, собственную само­оценку и пр. В модельном эксперименте достаточно трудно создать необходимый уровень мотивации, кроме того, процедура экзамена (его временные и содержательные характеристики — подготовка к нему, ожидание своей очереди, контакт с преподавателем, включая межличностные отношения и пр.) весьма сильно отличается от про­цедуры работы с красно-черной таблицей или на аппарате, опреде­ляющем скорость реакции или координацию движений.

Другим способом оценки стрессоустойчивости человека являет­ся мысленное моделирование эмоционально значимых ситуаций -актуализация стресса путем простых воспоминаний или с использо­ванием методик нейролингвистического программирования (НЛП). В последнем случае испытуемому предлагается вспомнить ситуацию, когда он испытывал максимальное волнение. Применение специаль­ных методов НЛП — так называемых «якорей», которые по своей сути являются кинестетическими условными раздражителями, а так­же задействование всех основных сенсорных каналов позволяют вы­зывать у человека весьма сходную с реальной картину вегетативных реакций и по ней судить о характере реагирования того или иного че­ловека на стресс. Недостатком такого метода прогнозирования явля­ется необходимость длительной индивидуальной работы с испытуе­мым и умение использовать данные способы экспериментатором, что создает ограничения для массового использования данного метода.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов приводят в своей книге ряд стрессоров, которые используются в спортивной и военной психоло­гии для проверки стрессоустойчивости человека:

+ соревновательная обстановка выполнения заданий и создание по­вышенной мотивации к победе;

+ неожиданные сильные воздействия (громкие звуки, световые вспышки, холодные прикосновения, электрокожные раздражения);

+ показ психотравмирующих картинок или кадров из фильмов;

+ выполнение действий, оказывающих реальное стрессогенное воз­действие (прыжки с парашютом, «обкатка танками», «окурива-

62 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оиенки

ние» газами в противогазах, обстрел из закрепленного на станке пулемета);

+ установка на неотвратимость болевого воздействия (наказание элек­трическим током в случае ошибки при выполнении теста) и т. д. [2].

Понятно, что далеко не все из предложенных этими авторами мето­дов можно применять в повседневной практике психолога для оценки стрессоустойчивое™. Из приемлемых методов можно отметить спе­циальное создание трудностей в выполнении мотивированной дея­тельности в виде дефицита времени или координационной сложно­сти, а также эмоциогенное инструктирование при высокой личной значимости выполняемых контрольных действий.

Последний метод ранее уже применялся автором данного пособия для оценки стрессоустойчивости студентов. Испытуемые дважды проходили испытание на тремометре.

В первый раз студенты должны были просто выполнить предложенное задание (провести щуп тремометра через «дорожку», не касаясь краев от­верстий), не получая информации о результатах теста.

Второй раз студенты получали соответствующую инструкцию: «Вы плохо выполнили первое задание, хуже остальных студентов в группе. По­старайтесь теперь максимально сосредоточиться и значительно улучшить свой результат». Во время второго опыта при каждой ошибке звучал рез­кий звуковой сигнал и мигала контрольная лампа, что создавало дополни­тельную эмоциональную нагрузку. Подобный эксперимент позволял вы­являть лиц с низким уровнем стрессоустойчивости.

В последнее время появились новые перспективы для прогнози­рования стрессовых реакций с использованием методов математи­ческого анализа вариабельности сердечного ритма. Основоположник этого направления в нашей стране Р. М. Баевский отмечает, что ис­пользуя спектральные характеристики сердечного ритма для инди­кации активности различных контуров управления, можно подойти к решению задачи оценки и прогнозирования функционального со­стояния организма при информационных нагрузках. Полученные в результате лабораторного моделирования данные в дальнейшем под­вергаются математической обработке.

В настоящее время все большую популярность приобретает метод множественной регрессии, позволяющий строить достаточно точные математические модели на основании сопоставления большого числа исходных данных [5, 10].

Данный метод позволяет установить статистическую зависимость среднего значения одной случайной величины У от нескольких дру-

2.2. Оиенка уровня стресса 63

гих величин Хь Х2, ..., Хn. Эта статистическая зависимость находит свое выражение в уравнении:

Y = а0 + а1X1 + а2Х2 + ... + аnХn,

где а, (i = 0, n) — искомые параметры.

Покажем основные принципы построения моделей реагирования студентов на эмоциональный стресс на примере прогнозирования ве­личин пульса во время экзамена [17]. Первоначально для построения модели было использовано более 70 физиологических и психологи­ческих показателей, зарегистрированных у студентов как в состоя­нии относительного покоя, так и на экзаменах.

После предварительного отбора было оставлено 10 показателей, характеризующих:

+ гемодинамику: артериальное диастолическое давление (АDD);

+ ритм сердца: НР, pNN50;

+ личностные характеристики теста Кеттела: А, F, N, М, Q4;

+ страх за свое сердце (S10),

+ тендерный признак (Sех).

С учетом этих факторов была построена компьютерная модель со­стояния частоты сердечных сокращений у студентов на экзамене. Ито­говое уравнение связывает ожидаемую частоту пульса на экзамене с психологическими и физиологическими параметрами студентов:

НRЕ = 73,31 + 1,03 х АDD + 3,77 х НF - 0,60 х рNN50 + + 1,76 х А - 1,86 х F - 2,16 х М - 1,51 х N + 1,96 х Q4 - 1,49 х S10 - 18,87 х Sех.

Стандартная ошибка равна 9,8 уд/мин.

График соотнесения предсказанных, исходя из этой модели, и на­блюдаемых реально показателей частоты сердечных сокращений, а также вклад отдельных факторов в конечный результат, отображен на рис. 18.

Согласно результатам множественного регрессионного анализа, наибольший вклад в частоту сердечных сокращений вносят такие па­раметры, как пол студентов, величина их диастолического артериаль­ного давления во время обычного учебного процесса и показатель ак­тивности функционирования их парасимпатической системы (рNN50). Менее значителен вклад в показатели пульса на экзамене таких ха­рактеристик личности, как фрустрированность (Q4), озабоченность (-F), наивность (-N) и общительность (А).

64 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оиенки

Литература 65



Полученные модели психологических и физиологических пара­метров студентов во время экзаменационного стресса можно исполь­зовать для прогноза их состояния на экзамене и проведения профи­лактических мероприятий со студентами, входящими в «группу риска» по тем или иным показателям. С такими студентами перед экзаменами желательно проводить психокоррекционную работу по оптимизации функционального состояния.

Прогноз уровня стресса - student2.ru

Показатели ЧСС

111 Предсказанные

Рис. 18.Зависимость между предсказанной и реально наблюдаемой частотой пульса у студентов в состоянии экзаменационного стресса

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

1. Назовите четыре возможные формы проявления стресса.

2. В чем проявляются поведенческие нарушения при стрессе?

3. Опишите последовательность эмоциональных проявлений стресса.

4. Какие существуют объективные методы оценки уровня стресса?

5. Каким образом вычисляется вегетативный индекс Кердо (ВИК)?

6. Перечислите основные методы оценки психомоторных реакций,
применяемых при изучении психологического стресса.

7. Из каких элементов состоит самомониторинг внутреннего состоя­
ния при стрессе?

8. Перечислите методы прогнозирования уровня стресса.

"& Выберите правильный вариант ответа

1. К какой форме проявления стресса относится нарушение кониентраиии
внимания?

а) к поведенческой;

б) к эмоциональной;

в) к интеллектуальной; •

г) к физиологической.

2. К какой форме проявления стресса относится головная боль?

а) к поведенческой;

б) к эмоииональной;

в) к интеллектуальной;

г) к физиологической.

3. К какой группе эмоциональных изменений относится снижение самооцен­
ки, которое имеет место у некоторых людей при психологическом стрессе?

а) к изменению обшего эмоиионального фона»;

б) к выраженным негативным эмоииональным реакциям;

в) к изменениям в характере;

г) к невротическим состояниям.

4. К какому уровню ситуативной тревожности можно отнести показатель
57 баллов по Спилбергеру?

а) к низкому;

б) к среднему;

в) к высокому;

г) к сверхвысокому.

5. Какой элемент не входит в состав триады поведения при структурном ана­
лизе стресса?

а) мысли;

б) действия;

в) чувства;

г) последствия.

6. К какой из ниже перечисленных групп методов прогнозирования уровня
стресса относится метод множественной регрессии?

а) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных усло­
виях;

б) мысленное моделирование стрессорных ситуаций;

в) прогнозы на основе психологических тестов;

г) математические модели.

Литература

Основная

1. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983, с. 57-323.

3-2435

66 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

2. Марищук В. Л,, Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в ус­
ловиях стресса. СПб., 2001, с. 81-101.

3. Хессет Дж, Введение в психофизиологию. М., 1981, с. 19-48; 164-174.

4. Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические ас­
пекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998, с. 86-170.

5. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000, с. 18-55.

Дополнительная

6. Баевскш Р. М., Кириллов О. И., Клецкин С. 3. Математический анализ из­
менений сердечного ритма при стрессе. М., 1984, с. 6-121.

7. Бажанов Н. П., Судаков К. В., Иващенко О. Н., Тябанкова В. Ф. и др. Ре­
зультаты изучения психоэмоционального напряжения у стоматологиче­
ских больных в предоперационный период // Роль эмоционального стрес­
са в генезе нервно-психических заболеваний. М., 1977, с. 15-18.

8. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002,
с. 37-44.

9. Доскин В. А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психи­
ческое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М., 1988, с. 147-160.

10. Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. СПб., 1997, с. 47-59.

11. Марищук В. Л., Блудов Ю. М. и др. Методики психодиагностики в спорте.
М., 1984, с. 159-160.

12. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Современные способы оценки функ­
ционального состояния вегетативной нервной системы // Физиология
человека. 2001. № 6, с. 135-141.

13. Плотников В. В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в ус­
ловиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983. № 5, с. 48-50.

14. Поколев Г. М., Недугова Н. П., Фомина Г. Б., Илъичов Д. Г. Комплексная
оценка реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс
у лиц молодого возраста // Кардиология, 1985. № 5, с. 112-113.

15. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 15-
112.

16. Умрюхин Е. А., Быкова Е. В., Климина Н. В. Вегетативный тонус и энергоза­
траты у студентов в процессе результативной учебной деятельности //
Вестник Российской академии медицинских наук. 1999. № 6, с. 47-51.

17. Щербатых Ю. В., Есауленко И. Э. Прогнозирование и коррекция уровня
эмоционального стресса у студентов высшей школы // Системный ана­
лиз и управление в биомедицинских системах. 2002. Т. 1. № 3, с. 319-322.

18. Ах А. Р. ТЬе рЬузюЬ^са! сН#егеп1ла1;юп Ъегдуееп Геаг апс! ап^ег т Ьитапз //
РзусЬозот. Мей., 1953. Уо1. 15. Р. 433-442.

19. Неаг1 га{,е уапаЫШу. ЗгапсЬгсЬ о( МеазигетепС, РЬузюЬфса! 1п1егрге1:а-
Пюп апс! СНтса! Узе // С1гси1а1:юп, 1996. V. 93. № 5. Р. 1043-1065.

20. М/# ^.]. ТЬе рЬагтасо!о§у о^ Ьитап агшегу // РЬагтасо1о^у апс! ТЬегару,
1990. V. 47. Р. 233-266.

Глава 3

Наши рекомендации