Использование результатов психодиагностики при оказании психологической помощи
Деятельность специалистов по социальной работе предполагает, что в качестве объектов содействия выступают различные социальные, возрастные, профессиональные и другие категории людей. Психодиагностическая работа может проводиться с детьми дошкольного, школьного возрастов, со взрослыми людьми, имеющими различные профессии и пожилыми, с лицами, перенесшими сильное психотравмирующее воздействие. Предметом психодиагностического изучениямогут быть познавательные и эмоционально-волевые процессы, способности, мотивационно-потребностная сфера, характерологические и индивидуально-психологические особенности личности, межличностные отношения и др. При этом практическая психодиагностика не является самоцелью. Она проводится для того, чтобы личностно ориентировано, дифференцированно осуществлять психологическую поддержку и психологическое сопровождение развития личности. Таким образом, данные психодиагностического обследования помогают специалисту оказывать психологическую помощь нуждающимся в этом людям. Она может осуществляться в виде психологической коррекции (или психологического консультирования, психотерапии).
Основная задача психокоррекции – помочь человеку измениться, улучшить свою жизнь (но не изменить внешний мир). При этом в каждом конкретном случае важно решить: какое изменение будет наиболее адекватным, наиболее экологичным для данного человека. В качестве объектов психокоррекции могут быть личность, семья, группа, коллектив. Данные психодиагностики помогают определить направление психокоррекции, выбрать вид коррекции. По содержанию различают коррекцию личности, познавательной сферы, эмоционально-волевой, поведенческих аспектов, межличностных отношений, детско-родительских и т.д.
Н-р, при необходимости коррекции познавательной сферы предметом коррекции могут быть память, внимание, мышление и т.п.; при необходимости коррекции эмоционально-волевой сферы предметом коррекции м.б. неадекватные эмоции, чувства, переживания человека; при необходимости коррекции детско-родительских отношений предметом коррекции может быть авторитарное поведение родителей и т.д.
Данные психодиагностики помогают оказывать психологическую помощь людям в различных областях жизнедеятельности человека.
Виды коррекции м.б. самыми разнообразными, но психологическое воздействие сводится к тому, что один человек помогает другому, используя при этом различные психологические приёмы и техники.
В целом, как отмечает И.В. Дубровина, процедура диагностико-коррекционной деятельности практикующего специалиста сложна, объёмна, ответственна и очень слабо развита. Автор предлагает этапы осуществления диагностико-коррекционной, диагностико-развивающей работы:
1) изучение практического запроса;
2) формулировка психологической проблемы;
3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;
4) выбор метода исследования;
5) использование диагностического метода;
6) формулировка психологического диагноза, которая содержит и прогноз дальнейшего развития в двух направлениях: при условии, если с ребёнком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет;
7) разработка рекомендаций, психокоррекционной или коррекционно-развивающей программы;
8) реализация коррекционной программы, оценка её эффективности.
Перечень вопросов поПсиходиагностике
Психодиагностика как наука и практика.
Сферы применения психодиагностики.
3. Психологическое заключение по результатам психодиагностического обследования.
Этические принципы в работе психодиагноста.
Методы и методики психодиагностики.
Формализованные и малоформализованные методики.
Тест как метод психодиагностики, требования к его оформлению.
Опросники как группа психодиагностических методик.
Беседа как метод сбора данных об испытуемом.
Метод наблюдения в психодиагностике.
Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.
Особенности организации и проведения диагностической процедуры.
Опросники в изучении свойств нервной системы и темперамента.
Методики по изучению свойств внимания.
Диагностика типов и свойств памяти.
Методы и методики по изучению мышления.
Изучение уровня умственного развития в отечественной психологии.
Психологическая диагностика способностей.
Многофакторные личностные опросники Р.Кеттелла.
Методы и методики изучения тревожности.
Диагностика состояния агрессии.
Психодиагностика мотивационной сферы личности.
Психодиагностика межличностных отношений в группе.
Тесты интеллекта.
Использование результатов психодиагностики при оказании психологической помощи.