Тема: «Проблемы оценки психического развития и его нарушений»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: «Психодиагностика»

Выполнила:

Студентка 4 курса

ОЗО 6 лет

Петрова Е.М.

Научный руководитель:

Аргентова Л.В.

Кемерово 2012

Понятие.

Задержка психического развития (ЗПР), вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Причины возникновения ЗПР.

Органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера, в связи с патологией беременности и родов; хронические соматические заболевания; конституциональные (наследственные) факторы; неблагоприятные условия воспитания (ранняя депривация, плохой уход, безнадзорность и др.)

Специфические трудности в обучении означают расстройство одного или более основных психических процессов, участвующих в понимании или использовании устной или письменной речи, которые могут проявляться в несовершенстве способностей слушать, думать, говорить, писать, выделять звуки в слове или производить математические расчеты. Понятие включает такие условия, как перцептивная недостаточность, повреждение мозга, минимальные мозговые дисфункции, дислексия, афазия развития. Понятие не включает детей, трудности которых являются в основном результатом зрительных нарушений, неблагоприятных средовых, культурных или экономических условий».

Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуальная особенность развития ребенка («церебрастенический инфан-тилизм» -- по В.В. Ковалеву), тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера, связанные, как правило, с крайне неблагоприятными условиями раннего развития.

По классификации К.С. Лебединской выделяется четыре группы детей с задержкой психического развития.

Первая группа - задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.

Гармонический инфантилизм - это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть не выражено отставание физическое - наблюдается только психическое, а иногда имеется и психофизическое отставание в целом. Все эти формы объединяются в одну группу.

Психофизический инфантилизм иногда имеет наследственную природу. В некоторых семьях отмечается, что и родители в детстве имели соответствующие черты.

Вторая группа -- задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечнососудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.

Ясно, что плохое соматическое состояние не может не отразиться и на развитии центральной нервной системы, задерживает ее созревание. Такие дети месяцами находятся в больницах, что, естественно, создает условия сенсорной депривации и тоже не способствует их развитию.

Третья группа - задержка психического развития психогенного происхождения. Надо сказать, что такие случаи фиксируются довольно редко, так же как и задержка психического развития соматогенного происхождения. Должны быть уж очень неблагоприятные условия соматические или микросоциальные, чтобы возникла задержка психического развития этих двух форм. Значительно чаще встречается сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семейного воспитания.

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия - безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

При отсутствии органической или выраженной функциональной недостаточности центральной нервной системы отставание в развитии детей, относящихся к перечисленным трем формам, во многих случаях может быть преодолено в условиях обычной школы (особенно если педагог осуществляет индивидуальный подход к таким детям и оказывает им дифференцированную помощь в соответствии с их особенностями и потребностями).

Четвертая группа - самая многочисленная - это задержка психического развития церебрально-органического генеза.

Причины - различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет. Травмы и заболевания центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом, в отличие от гармонического и психофизического инфантилизма, причины которого не всегда ясны.

Таким образом, органический инфантилизм - это инфантилизм, связанный с органическим повреждением центральной нервной системы, головного мозга. (Надо сказать, что внутри каждой из перечисленных групп детей с задержкой психического развития имеются варианты, различные как по степени выраженности, так и по особенностям индивидуальных проявлений психической деятельности.)

Оценка психического развития по возможности должна проводиться как можно раньше, желательно сразу после рождения. Такая возможность развеять сомнения о нейропсихическом состоянии ребенка была бы весьма полезна, хотя только очень тяжелые степени отсталости проявляют себя в раннем периоде жизни, а легкие психические отклонения, бывает, не сочетаются с яркими соматическими симптомами, доступными для своевременной диагностики. К тому же причиной психического недоразвития могут быть постнатальные и экзогенные вредные влияния. Следовательно, необходимо составлять клиническое представление об интеллекте и развитии дитя на каждом из возрастных уровней.

В период новорожденности можно изучать некоторые поведенческие реакции: способность воспринимать расстояние, стараться отодвинуть голову назад в случае приближения какого-либо предмета, способность смотреть в сторону источника звука, а от неприятного запаха, наоборот, отворачиваться. Уже в первые дни жизни ребенок способен образовывать условные рефлексы, а на 2-й неделе смотреть на лицо матери при ее приближении дольше, чем на лица посторонних людей, и реагировать немного по-другому на человеческий голос, чем на другие звуки.

Необходимый минимум обследования нервно-психического развития новорожденного включает в себя:

1) пальпацию черепных швов и родничков;

2) измерение окружности головы (увеличение окружности головы может оказаться первым признаком, позволяющим предположить поражение мозга, при этом удобным критерием служит сравнительное измерение окружностей головы и грудной клетки — при рождении голова несколько больше, к полугодовалому возрасту они почти равны, а к 5 годам окружность груди на 5 см больше, чем окружность головы);

3) осмотр спины новорожденного для выявления кожных синусов;

4)изучение:
а) лица (лицо, характерное для определенных болезней, искаженные черты лица могут дать основание для диагноза такого заболевания, как гаргоилизм, характеризующегося выступающими надбровными дугами, лобными буграми, скулами, седлообразным и широким носом, увеличенными губами, узкими глазными щелями, также может быть выявлен лицевой парез),
б)глаз (нистагм, врожденные катаракты),
в) позитуры (напряжение из-за спастичности),
г) движений (количество, симметрия);

5) оценку:
а) мышечного тонуса,
б) наличия и качества хватательного и коленного рефлексов;

6) наблюдение за плачем;

7) грубое определение слуха;

8) исследование на фенилкетонурию;

9) оценку зрелости;

10) осмотр кожи (чрезмерная сухость и толщина кожи способствуют постановке диагноза гипотиреоза, изучение кожного узора может быть также полезным для диагностики, так как у отстающих число завитков на ладонях, как правило, меньше, а у больных с синдромом Дауна имеется еще и поперечная складка, очень редко обнаруживающаяся и у недоношенных детей с врожденными физическими аномалиями).

После 1 года для полной оценки развития детей необходим некоторый дополнительный материал. Для детей первых 5 лет, к примеру, можно использовать кубики, разноцветные и однородные геометрические фигуры, картинки, шарики, колокольчик, карточки с нарисованным кругом, треугольником, ромбом, бумагу, доску с отверстиями для вставления различных 10 фигур: треугольника, круга, ромба, квадрата, звезды и других. При этом исследовании могут быть выявлены некоторые симптомы поражения ЦНС, являющиеся признаками нарушения правильного формирования психики ребенка: гиперкинезы, нарушения внимания, расторможенное поведение, персеверации, или, другими словами, застревание на каком-то одном и том же действии.

При оценке развития ребенка более старшего возраста следует учитывать в большей степени социальную ориентацию его в меняющихся условиях, а именно:

1) как произошли его адаптация к обучению и психологическая перестройка при поступлении в детский сад, в школу;

2) умел ли ребенок установить дружеские отношения с детьми и деловые с учителем;

3) появилось ли положительное отношение к процессу обучения;

4) в какой мере выполняет нормированные учебные требования, способен ли следовать школьной программе, проявляет ли самостоятельность;

5) помогает ли ему пример окружающих его детей и взрослых в расширении своего кругозора и умственных способностей.

Наши рекомендации