Iv. права и обязанности специалистов службы
4.1. В соответствии с действующим законодательством специалисты Службы несут персональную профессиональную ответственность за свою деятельность, которую осуществляют строго в пределах своей профессиональной компетенции.
4.2. Специалисты Службы обязаны:
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции;
- нести персональную ответственность за адекватность используемых диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;
- способствовать защите психического и физического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;
- исходить из интересов воспитанников, учащихся, студентов, задач их полноценного психического развития;
- принимать участие в осуществлении образовательной и воспитательной работы, направленной на обеспечение всестороннего индивидуального развития воспитанников, учащихся, студентов, сохранения их психического здоровья;
- повышать свой профессиональный уровень, изучая новейшие достижения психологической науки и практики, знать основы возрастной, педагогической психологии и принципы организации Службы в системе образования;
- применять современные, традиционные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, просветительской и профилактической работы;
- противодействовать распространению в образовательной среде псевдонаучных, мистических, псевдорелигиозных и религиозных методов коррекционно-развивающей, терапевтической и консультативной работы;
- оказывать необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в решении основных проблем образовательного процесса, оказывать необходимую и возможную помощь детям и подросткам в решении их индивидуальных проблем, содействовать развитию психологической грамотности родителей (законных представителей) в вопросах детской и возрастной психологии;
- учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей (законных представителей), педагогов и др.;
- хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению;
- информировать администрацию и педагогические коллективы учреждений образования о задачах, содержании и результатах проводимой ими работы в рамках, гарантирующих соблюдение конфиденциальности полученной информации;
- нести ответственность за сохранение документации Службы, вести запись и регистрацию всех видов деятельности в соответствии с предлагаемыми образцами отчетной документации;
- нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей;
- выполнять распоряжения и указания соответствующих органов управления образованием, администрации образовательного учреждения и специалистов соответствующих органов общественного самоуправления, если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств;
- руководствоваться Этическим кодексом специалиста психологической службы.
4.3. Специалисты Службы имеют право:
- на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных Законом «Об образовании» и другими законодательными актами Донецкой Народной Республики, а также законодательной базой, действующей для специалистов системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные гарантии, доплата на приобретение книгопечатной продукции и др.);
- на учебную и факультативную нагрузку в объеме до 240 часов в год;
- на создание условий со стороны администрации образовательного учреждения, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
- реализовывать полноту функций, возложенных на Службу в рамках настоящего Положения и должностных инструкций;
- составлять и осуществлять программу развития социально-психологических услуг для всех участников образовательного процесса по согласованию с руководством образовательного учреждения;
- формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные направления;
- отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его деятельности, определяемым настоящим Положением;
- знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной деятельности;
- обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей и подростков, по вопросам защиты прав несовершеннолетних, а также по вопросам их социального положения и пр.;
- участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и административных советов образовательных организаций, в работе психолого-медико-педагогических консультаций, комиссий по опеке и попечительству и других, решающих судьбу ребенка. В случае несогласия с решением указанных органов специалист Службы имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций;
- участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов профессиональной деятельности, оценке их эффективности;
- вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;
- участвовать в научно-исследовательской деятельности;
- выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научных и научно-популярных газетах, журналах и пр.