Гериатрические аспекты
Введение.
Травмирование психики хирургических больных начинается с поликлиники, когда врач рекомендует оперативное лечение, и продолжается в стационаре при непосредственном назначении операции, подготовке к ней и пр. Поэтому очень важно чуткое, внимательное отношение к больному со стороны лечащего врача и обслуживающего персонала. Авторитет врача способствует установлению близкого контакта с больным.
Важно проследить, чтобы во время беседы с больным и в документах, доступных осмотру больного (направления, анализы и др.), не встречались такие пугающие его слова, как рак, саркома, злокачественная опухоль и др.
Решая вопрос об операции, мед. сестра должна убедительно объяснить больному целесообразность ее выполнения. При умелом разговоре мед. сестра укрепляет авторитет врача и больной доверяет ему свое здоровье.
Выбор метода обезболивания зависит от компетенции врача, но и мед сестра так же может поддержать предложение врача. В доходчивой форме мед. сестра убеждает больного в необходимости того вида обезболивания, который выбрал врач.
В день операции хирург и мед. сестра должны уделить максимум внимания больному, ободрить его, спросить о самочувствии, осмотреть, как подготовлено операционное поле, выслушать сердце и легкие, осмотреть зев, успокоить.
Если больного доставляют в операционную раньше времени в операционной должны устанавливаться порядок и тишина.
Весь персонал аперационной в полной готовности ждет больного, а не наоборот. При операции под местной анестезией разговор должен вестись между хирургом и больным. Своим спокойствием и ободряющими словами хирург благотворно влияет на психику больного. Резкие замечания в адрес больного недопустимы.
Сестринское обследование.
Душевное и психологическое состояние пациента.
Перед операцией пациент переживает различные страхи и надежды. Задачей медсестры является определение связанных с операцией ощущений, эмоций, поведения пациента, которые могут помочь или, наоборот, препятствовать в операционном периоде. Такая информация может быть получена только при непосредственном контакте медсестры и пациента. Неторопливая и понимающая медсестра вызовет доверие пациента, ей пациент может многое рассказать.
Психологическая оценка хирургического пациента включает следующие моменты:
~ общее восприятие пациентом хирургического вмешательства;
~ мысли и чувства;
~ внимание и концентрация;
~ отношение и мотивация;
~ уровень тревожности и определенные страхи;
~ самооценка;
~ поддержка близких людей;
~ психологические качества и способность справиться с ситуацией.
Психологическая подготовка пациента.
Непосредственными результатами психологической подготовки пациента является уменьшение потребности в препаратах для премедикации и послеоперационного обезболивания. Предоперационная психологическая подготовка включает информирование пациента о том, что должно произойти, обучение способам преодоления напряжения и дискомфорта. Подготовка должна быть основана на пожеланиях пациента получить информацию об операции и ожидаемых им результатах вмешательства, а также на отношении пациента к операции. Некоторые пациенты хотят получить только необходимую информацию, другим надо знать каждую деталь.
Предоперационная информация дает возможность пациенту мысленно представить развитие событий. Медсестра эмоционально поддерживает пациента, поощряет в нем чувство причастности к собственной судьбе (например, обучает пациента методикам профилактики послеоперационных осложнений и ускорению выздоровления). Подбадривание пациента может достигаться различными способами, например, доступностью обезболивающих препаратов для облегчения послеоперационной боли.
Подготовка, когда это возможно, должна затрагивать членов семьи и близких людей. Перед операцией тревога и страх семьи влияют на пациента, а волнение пациента влияет на членов семьи. Многих пациентов ободряет присутствие и поддержка знакомых людей. Членам семьи может быть разрешено сопроводить пациента до предоперационной комнаты. Ожидание конца операции может быть очень тяжелым для членов семьи и друзей. Им надо показать, где они могут ждать пациента, пока идет операция, по возможности отвлечь их внимание на время долгой операции, предоставив развлекательные журналы и кроссворды. По желанию членов семьи или в случаях, когда они будут участвовать в послеоперационном уходе, они могут присутствовать при предоперационном обучении пациента.
Обучение.
Предоперационные рекомендации должны содержать общую информацию, изложенную в Обучающей инструкции для пациентов. В них необходимо указать, что пациенту предстоит перенести во время операции и как пациент может участвовать в процессе выздоровления. Основываясь на потребностях пациента, обучение строится на его знаниях, понимании, ожиданиях.
Хорошо информированные пациенты, знающие о том, что произойдет во время операции, способны лучше справиться с операционным стрессом. Пациенты должны знать, какие тесты будут проведены, когда и почему они не должны есть и пить перед операцией, какие предоперационные процедуры и когда будут проведены (подготовка кишечника и кожи, премедикация, перевод в операционную). Необходимо также дать объяснения относительно реанимационной палаты. Пациент должен быть предупрежден о перевязках и других предполагаемых лечебных манипуляциях, таких как установка желудочного зонда, мочевого катетера, дренажей. Экскурсия в предоперационную, в палату реанимации, знакомство с медперсоналом, который будет участвовать в уходе, помогут пациенту подготовиться к операции.
ГЕРИАТРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ