Гериатрические аспекты

Введение.

Травмирование психики хирургических больных начинается с поликлиники, когда врач рекомендует оперативное лечение, и продолжается в стационаре при непосредственном назначении операции, подготовке к ней и пр. Поэтому очень важно чуткое, внимательное отношение к больному со стороны лечащего врача и обслуживающего персонала. Авторитет врача способствует установлению близкого контакта с больным.

Важно проследить, чтобы во время беседы с больным и в документах, доступных осмотру больного (направления, анализы и др.), не встречались такие пугающие его слова, как рак, саркома, злокачественная опухоль и др.

Решая вопрос об операции, мед. сестра должна убедительно объяснить больному целесообразность ее выполнения. При умелом разговоре мед. сестра укрепляет авторитет врача и больной доверяет ему свое здоровье.

Выбор метода обезболивания зависит от компетенции врача, но и мед сестра так же может поддержать предложение врача. В доходчивой форме мед. сестра убеждает больного в необходимости того вида обезболивания, который выбрал врач.

В день операции хирург и мед. сестра должны уделить максимум внимания больному, ободрить его, спросить о самочувствии, осмотреть, как подготовлено операционное поле, выслушать сердце и легкие, осмотреть зев, успокоить.

Если больного доставляют в операционную раньше времени в операционной должны устанавливаться порядок и тишина.

Весь персонал аперационной в полной готовности ждет больного, а не наоборот. При операции под местной анестезией разговор должен вестись между хирургом и больным. Своим спокойствием и ободряющими словами хирург благотворно влияет на психику больного. Резкие замечания в адрес больного недопустимы.

Сестринское обследование.

Душевное и психологическое состояние пациента.

Перед операцией пациент переживает различ­ные страхи и надежды. Задачей медсестры являет­ся определение связанных с операцией ощуще­ний, эмоций, поведения пациента, которые могут помочь или, наоборот, препятствовать в операци­онном периоде. Такая информация может быть получена только при непосредственном контакте медсестры и пациента. Неторопливая и понимающая медсестра вызовет доверие пациента, ей па­циент может многое рассказать.

Психологическая оценка хирургического пациента включает следу­ющие моменты:

~ общее восприятие пациентом хирургическо­го вмешательства;

~ мысли и чувства;

~ внимание и концентрация;

~ отношение и мотивация;

~ уровень тревожности и определенные страхи;

~ самооценка;

~ поддержка близких людей;

~ психологические качества и способность справиться с ситуацией.

Психологическая подготовка пациента.

Непосредственными результатами психологиче­ской подготовки пациента является уменьшение по­требности в препаратах для премедикации и после­операционного обезболивания. Предоперационная психологическая подготовка включает информиро­вание пациента о том, что должно произойти, обуче­ние способам преодоления напряжения и диском­форта. Подготовка должна быть основана на поже­ланиях пациента получить информацию об опера­ции и ожидаемых им результатах вмешательства, а также на отношении пациента к операции. Некото­рые пациенты хотят получить только необходимую информацию, другим надо знать каждую деталь.

Предоперационная информация дает возмож­ность пациенту мысленно представить развитие со­бытий. Медсестра эмоционально поддерживает па­циента, поощряет в нем чувство причастности к соб­ственной судьбе (например, обучает пациента мето­дикам профилактики послеоперационных осложне­ний и ускорению выздоровления). Подбадривание пациента может достигаться различными способа­ми, например, доступностью обезболивающих пре­паратов для облегчения послеоперационной боли.

Подготовка, когда это возможно, должна затра­гивать членов семьи и близких людей. Перед опера­цией тревога и страх семьи влияют на пациента, а волнение пациента влияет на членов семьи. Мно­гих пациентов ободряет присутствие и поддержка знакомых людей. Членам семьи может быть разре­шено сопроводить пациента до предоперационной комнаты. Ожидание конца операции может быть очень тяжелым для членов семьи и друзей. Им надо показать, где они могут ждать пациента, пока идет операция, по возможности отвлечь их внимание на время долгой операции, предоставив развлекатель­ные журналы и кроссворды. По желанию членов семьи или в случаях, когда они будут участвовать в послеоперационном уходе, они могут присутство­вать при предоперационном обучении пациента.

Обучение.

Предоперационные рекомендации должны со­держать общую информацию, изложенную в Обучающей инструкции для пациентов. В них не­обходимо указать, что пациенту предстоит перене­сти во время операции и как пациент может участ­вовать в процессе выздоровления. Основываясь на потребностях пациента, обучение строится на его знаниях, понимании, ожиданиях.

Хорошо информированные пациенты, знаю­щие о том, что произойдет во время операции, способны лучше справиться с операционным стрессом. Пациенты должны знать, какие тесты будут проведены, когда и почему они не должны есть и пить перед операцией, какие предопераци­онные процедуры и когда будут проведены (подго­товка кишечника и кожи, премедикация, перевод в операционную). Необходимо также дать объяс­нения относительно реанимационной палаты. Па­циент должен быть предупрежден о перевязках и других предполагаемых лечебных манипуляциях, таких как установка желудочного зонда, мочевого катетера, дренажей. Экскурсия в предоперационную, в палату реанимации, знакомство с медпер­соналом, который будет участвовать в уходе, по­могут пациенту подготовиться к операции.

ГЕРИАТРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Наши рекомендации