Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А.Пономарева

От Матюшкиной:

Философия марксизма:

Категория отражения для описания природы и функций психики

Психика – высшая форма отражения, отражает объективную и субъективную реальность.

Пономарев - не только деятельностный подход и философия марксизма, а ряд других положений

Центральная проблема исследования – эффективность подсказки, выявление условий, при к-ых наводящая задача оказывает свое подсказывающее действие.

Опирался и на Леонтьева, и Рубинштейна. Но создал собственную оригинальную разработку. Центральный момент – как происходит творческое мышление. Центральный механизм творческого мышления – возможность перехода при опр условиях побочного продукта в прямой.

Проблема психологического механизма решения творческой задачи (Пономарев) – проблема прямого (осознаваемого, вербализуемого) и побочного (частично неосознаваемого, невербализуемого) продукта. Если подсказка предшествует решению – побочный продукт -> не может быть непосредственно использована как средство решения задачи.

Ориентировка отражает как прямой, так и побочный продукт. Но отсутствует уверенность в успехе, абсолютно необходима чувственная основа, испытуемые не могут обосновывать свои действия, если интервал между подсказкой и заданием большой – ориентировка разрушается.

Гипотеза неоднородности продукта действия. Есть некий субъективный результат действия. Он состоит из побочного и прямого продукта. Побочный продукт мы не можем использовать как средство нашего сознательного действия. Отражение прямого продукта непосредственно используется как средство ориентировки.

Статья Леонтьева, Пономарева, Гиппенрейтер «Опыт экспериментального исследования мышления»:

Процесс решения задачи имеет 2 этапа:

· Нахождение адекватного принципа, способа решения, который прямо не вытекает из условий задачи. Это и есть наиболее творческое звено мыслительной деятельности.

· Применение найденного принципа решения, проверка или преобразование этого принципа в соответствии с условиями конкретной решаемой задачи.

При изучении творческого звена - эксперименты с решением задач «на догадку».

· требуют простых знаний, которые заведомо есть у испытуемых.

· решение сразу не находится, т.е. условия задач сразу не актуализируют у испытуемых нужных связей, вызывающих применение адекватного способа решения.

· если принцип решения найден, то его применение не составляет никакого труда. Т.о. этап нахождения принципа решения практически совпадает с этапом реализации этого решения.

Эксперименты направлены на исследование условий, когда побочный продукт мб осознан.

Задача Пономарева: испытуемому дается лист бумаги, на котором нарисованы 4 точки, расположенные в виде квадрата. Нужно перечеркнуть их 3 линиями, не отрывая руки от бумаги, чтобы получился треугольник.

Эксперимент заключался в том, что, взяв одну из таких задач в качестве основной, экспериментатор подводил испытуемого тем или другим дополнительным примером к ее решению. Т.о. решались другие задачи, которые выполняли наводящую роль.

Наводящие задачи: предлагалось многократно и различными способами описывать вокруг квадрата треугольники.

Результаты: ни многократное повторение отдельных упражнений, ни целые группы упражнений не дали положительного эффекта: основная задача так и не решалась. Т.о. наводящего действия не получилось. Зато выполнение такого задания после безуспешных попыток решить основную способно в определенных условиях приводить к ее решению «с места».

Чтобы состоялось наведение нужно:

1. сохранение длительного, стойкого интереса к задаче

2. заключение о неэффективности первоначального метода

3. относительная новизна и неожиданность появления наводящих объектов или обстоятельств

4. содержание в подсказке принципа решения основной задачи.

Стимулирующая задача – подсказка – выявляющая задача.

Дополнительные следствия:

l чем больше прямой продукт действия в подсказке удовлетворяет той или иной потребности субъекта, тем меньше вероятность переориентировки на побочный продукт и тем резче угасает поисковая детерминанта.

l простота стимулирующей задачи – фактор, благоприятствующий преобразованию побочного продукта действия в прямой

l простота наводящей задачи

l чем менее автоматизирован способ решения подсказки, тем сильнее осознается побочный продукте тем легче осуществляется перенос.

l чем более обобщенный способ в побочном продукте

Если, проще, то:

Чтобы побочный продукт оказывал наводящее дей-е и стал прямым:

1) Побочный продукт не дб дан в кач-ве готового решения,

2) не дб автоматизирован

3) дб простым

Гиппенрейтер – 6 спичек, наводящая – разрезанные папиросные коробочки. Из 6 спичек нужно сделать 4 равносторонних треугольника. Нужно догадаться не решать в плоскости, выйти в объем. Наводящая задача – на небольшом фрагменте плоскости дают куски объемной папиросной коробки, разместить на данной поверхности, но они так не поместятся. Только если поставить на ребро!

рубинштейн – скорей всего творчество специалиста, когда человек владеет материалом. Пономарев – не специалист (интерпретация Матюшкиной)

Наши рекомендации