Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А.Пономарева
От Матюшкиной:
Философия марксизма:
Категория отражения для описания природы и функций психики
Психика – высшая форма отражения, отражает объективную и субъективную реальность.
Пономарев - не только деятельностный подход и философия марксизма, а ряд других положений
Центральная проблема исследования – эффективность подсказки, выявление условий, при к-ых наводящая задача оказывает свое подсказывающее действие.
Опирался и на Леонтьева, и Рубинштейна. Но создал собственную оригинальную разработку. Центральный момент – как происходит творческое мышление. Центральный механизм творческого мышления – возможность перехода при опр условиях побочного продукта в прямой.
Проблема психологического механизма решения творческой задачи (Пономарев) – проблема прямого (осознаваемого, вербализуемого) и побочного (частично неосознаваемого, невербализуемого) продукта. Если подсказка предшествует решению – побочный продукт -> не может быть непосредственно использована как средство решения задачи.
Ориентировка отражает как прямой, так и побочный продукт. Но отсутствует уверенность в успехе, абсолютно необходима чувственная основа, испытуемые не могут обосновывать свои действия, если интервал между подсказкой и заданием большой – ориентировка разрушается.
Гипотеза неоднородности продукта действия. Есть некий субъективный результат действия. Он состоит из побочного и прямого продукта. Побочный продукт мы не можем использовать как средство нашего сознательного действия. Отражение прямого продукта непосредственно используется как средство ориентировки.
Статья Леонтьева, Пономарева, Гиппенрейтер «Опыт экспериментального исследования мышления»:
Процесс решения задачи имеет 2 этапа:
· Нахождение адекватного принципа, способа решения, который прямо не вытекает из условий задачи. Это и есть наиболее творческое звено мыслительной деятельности.
· Применение найденного принципа решения, проверка или преобразование этого принципа в соответствии с условиями конкретной решаемой задачи.
При изучении творческого звена - эксперименты с решением задач «на догадку».
· требуют простых знаний, которые заведомо есть у испытуемых.
· решение сразу не находится, т.е. условия задач сразу не актуализируют у испытуемых нужных связей, вызывающих применение адекватного способа решения.
· если принцип решения найден, то его применение не составляет никакого труда. Т.о. этап нахождения принципа решения практически совпадает с этапом реализации этого решения.
Эксперименты направлены на исследование условий, когда побочный продукт мб осознан.
Задача Пономарева: испытуемому дается лист бумаги, на котором нарисованы 4 точки, расположенные в виде квадрата. Нужно перечеркнуть их 3 линиями, не отрывая руки от бумаги, чтобы получился треугольник.
Эксперимент заключался в том, что, взяв одну из таких задач в качестве основной, экспериментатор подводил испытуемого тем или другим дополнительным примером к ее решению. Т.о. решались другие задачи, которые выполняли наводящую роль.
Наводящие задачи: предлагалось многократно и различными способами описывать вокруг квадрата треугольники.
Результаты: ни многократное повторение отдельных упражнений, ни целые группы упражнений не дали положительного эффекта: основная задача так и не решалась. Т.о. наводящего действия не получилось. Зато выполнение такого задания после безуспешных попыток решить основную способно в определенных условиях приводить к ее решению «с места».
Чтобы состоялось наведение нужно:
1. сохранение длительного, стойкого интереса к задаче
2. заключение о неэффективности первоначального метода
3. относительная новизна и неожиданность появления наводящих объектов или обстоятельств
4. содержание в подсказке принципа решения основной задачи.
Стимулирующая задача – подсказка – выявляющая задача.
Дополнительные следствия:
l чем больше прямой продукт действия в подсказке удовлетворяет той или иной потребности субъекта, тем меньше вероятность переориентировки на побочный продукт и тем резче угасает поисковая детерминанта.
l простота стимулирующей задачи – фактор, благоприятствующий преобразованию побочного продукта действия в прямой
l простота наводящей задачи
l чем менее автоматизирован способ решения подсказки, тем сильнее осознается побочный продукте тем легче осуществляется перенос.
l чем более обобщенный способ в побочном продукте
Если, проще, то:
Чтобы побочный продукт оказывал наводящее дей-е и стал прямым:
1) Побочный продукт не дб дан в кач-ве готового решения,
2) не дб автоматизирован
3) дб простым
Гиппенрейтер – 6 спичек, наводящая – разрезанные папиросные коробочки. Из 6 спичек нужно сделать 4 равносторонних треугольника. Нужно догадаться не решать в плоскости, выйти в объем. Наводящая задача – на небольшом фрагменте плоскости дают куски объемной папиросной коробки, разместить на данной поверхности, но они так не поместятся. Только если поставить на ребро!
рубинштейн – скорей всего творчество специалиста, когда человек владеет материалом. Пономарев – не специалист (интерпретация Матюшкиной)