Психологические особенности проживания кризиса и утраты

Кризис - это реакция па опасные события, которая переживается как болезненное состояние. В китайском языке слово "кризис" состоит из двух частей и обозначает опасность и возможность, это слово несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие "кризис" реально означает острую ситуацию или момент времен для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Кризисы случаются в жизни людей, групп, организаций, обществ и наций.

В большинстве случаев кризис является результатом процесса, совершавшегося длительное время, или одновременного действия нескольких факторов. Кризис может возникать в ответ на незначительное событие, по типу "последней капли". Он же может привести к положительным переменам и стать важным личностным опытом. В момент кризиса человек не видит выхода из сложившейся ситуации. Это ощущение безысходности, с одной стороны, влечет за собой тяжелые переживания, а с другой - в этот момент человек максимально открыт новому опыту. Именно в этом смысле психологические кризисы хотя и являются болезненными, могут рассматриваться как поворотный пункт -к лучшему или к худшему.

Кризис имеет определенную длительность, которую почти невозможно спрогнозировать, и может продолжаться от нескольких часов до многих месяцев. Можно выделить три стадии в формировании кризиса.

Первая стадия. Нормальная реакция на фрустрацию. При столкновении с проблемной ситуацией человек вначале использует прошлый опыт для того, чтобы справиться с ней. На этой стадии используются привычные для человека способы решения и механизмы защиты. Задействуются знакомые, привычные и отработанные ресурсы, сохраняется гибкость в подходе к проблеме; напряжение и релаксация сбалансированы. Но если привычные способы не работают, то наступает вторая стадия.

Вторая стадия. Тревога. У человека начинают возникать и нарастать ощущения неуверенности, страха, растерянности. На этой стадии пробуются новые способы решения проблемы, уменьшается гибкость, напряжение преобладает над релаксацией. Именно в этот период человек нуждается в помощи со стороны, он готов к восприятию новых идей. Если по тем или иным причинам он не может получить помощи, наступает новая стадия.

Третья стадия. Кризис. Она характеризуется эмоциональной и интеллектуальной дезорганизацией, ощущением хаоса, человеку начинает казаться в этот период, что все ресурсы исчерпаны, и он не видит выхода из создавшейся ситуации. Здесь может возникнуть возможность неблагоприятного исхода - это злоупотребление алкоголем, наркотиками, психические нарушения, криминальное поведение, суицид. На этой стадии консультант может помочь человеку обрести контроль над ситуацией, обратиться к своим ресурсам, и если не решить проблемы, так как не все проблемы в принципе решаемы, то все же увидеть возможности выбора.

Любой кризис сопровождается и душевной болью, поэтому он вызывает необходимость сильной реакции, которая является попыткой помочь человеку облегчить дискомфорт и вернуть его в состояние эмоционального равновесия, которое было до начала кризиса. Если это имеет место, кризис может быть преодолен, при этом человек получает возможность обучиться использованию новых для него адаптивных реакций. Однако скрытые возможности для личностного развития обнаруживаются только тогда, когда человек, столкнувшись с болью, научается ее переносить. Способность переносить боль усиливается, если становится понятной причина последней. Одна из причин, по которой трудно конструктивно сопротивляться кризису, - это скрытое убеждение, что "страшное событие или катастрофа могут произойти с кем угодно, только не со мной". Эта часть кризиса развенчивает иллюзии и приносит осознание того, что мы живем не в мире покоя и безопасности, а там, где с людьми произвольно случаются ужасные события, и перенести утрату этих иллюзий довольно трудно. Кризис бросает вызов возможностям человека, он как будто подталкивает людей к поиску новых навыков и умений; кроме того, это часто сопровождается утратой, потерей: смерть близкого человека, развод, неизлечимая болезнь, внезапная инвалидность, рождение больного ребенка и др. На фоне таких потерь утрата работы, например, может показаться незначительной, но примечательно то, что со всеми потерями у нас утрачивается понимание того, кто мы. Например, потеря работы может рассматриваться как серьезная утрата, ибо эта ситуация несет в себе кризисное состояние, так как человек с потерей работы может утратить место, к которому привык, друзей, "себя", свою значимость, смысл существования. Или, например, люди могут скрывать некоторое время свое отношение к нам, свое истинное отношение, но когда они проявляют свое истинное Я, мы сталкиваемся с открытием чего-то неприятного для себя. Подобное неприятное открытие - общая черта многих кризисов, оно вызывает сильное стрессовое состояние, так как ставит под сомнение правильность собственного понимания реальности.

Итак, кризис, как правило, неожидан и неконтролируем. Он может быть связан с потерей, неприятным открытием, унижением, обидой, привнести дополнительные ноты неопределенности и нарушений в повседневную жизнь. Кризис угрожает ндивидуальному представлению о себе, идеальному образу Я и личным планам на будущее. Более того, некоторые кризисы содержат элементы объективной опасности и даже угрозу жизни человека.

Все, что происходит с нами, будучи правильно понятым, возвращает нас к самим себе; как будто некое бессознательное руководство стремится освободить нас от этого и сделать опирающимися на самих себя.

К. Г. Юнг

Пример

Клиентка, обратившаяся в службу занятости за помощью, проработала на одном предприятии 25 лет. Страдая сахарным диабетом, она практически не брала больничный и даже не состояла на учете у эндокринолога, так как все силы отдавала работе. Она считала себя специалистом в своей области. Пришло новое руководство и уволило ее. Подобная ситуация сопровождается чувством унижения и обиды. Открытие, что к тебе могут относиться по-разному: не ценить тебя, не уважать как личность или как профессионала, может нанести удар по образу Я и вызвать жгучее, болезненное состояние стыда. Часто подобное ощущение выступает как черта, характеризующая кризис, которая и является наиболее стрессогенной из всего кризиса. Большинство кризисов формируется постепенно. Анализируя ситуацию, можно обнаружить признаки, свидетельствующие о том, что не все на работе в отношениях с начальством у данной клиентки было в порядке, однако очень часто это можно увидеть только ретроспективно; большинство кризисов оказываются неожиданными для людей, которые их переживают. Проблемы клиентки копились годами, но она не замечала их, она признала, что не занималась своим здоровьем, не выстроила близких отношений с людьми, направив свою энергию и время только на работу. Она оценивала себя в одном-единственном качестве: добросовестного работника, делового человека - подобная позиция обеспечивала возможности профессионального успеха и безопасности. Что касается работы, то с приходом нового руководства стали вводиться изменения, новые технологии и она не сумела приспособиться к ним. У нее был только один набор правил, и когда она стала получать сигналы, говорящие о том, что ситуация нестабильна, то оказалась не в состоянии изменить свое собственное отношение и поведение. Разразившийся кризис застал ее врасплох. Представление ее о себе как о сильной, деловой, компетентной работнице были поколеблены, и она оказалась без ресурсов, которые привыкла использовать, чтобы чувствовать себя уверенно. В данном случае проявляются элементы неконтролируемости, потери и унижения и еще два других важных аспекта кризиса - неопределенность и изменение привычного хода событий. Эта женщина не знает, что ее ждет в будущем, сможет ли она найти другую работу, как отнесутся к этому окружающие, как это повлияет на образ жизни, на здоровье. Она перешла из упорядоченного мира в непредсказуемый, ее ежедневные привычки и распорядок потеряли смысл. Вся ее психика была приспособлена к определенному роду задач и действий: принятию решений, выполнению определенных ситуаций, организации рабочего времени своего и других людей, теперь же она не будет заниматься этим, что само по себе вызывает стресс и нарушает ориентировку.

Опасность и травма при кризисе. Большинство людей, особенно пока они молоды, считают, что мысли о собственной смерти и мире, продолжающем существовать без нас, неправдоподобны. Смерть воспринимается порой как абстрактный факт, мы как бы знаем, что она должна прийти, но не принимаем ее. Избегать реальности смерти в повседневной жизни помогает нам и общество, скрывающее случающуюся ежедневно прозаическую смерть как нечто слишком огорчительное или иногда даже непристойное. Парадоксально, что при этом люди постоянно имеют иллюзорный контакт с насильственной смертью благодаря ежедневным сообщениям в газетах, многочисленных передачах, фильмах, пьесах. Тысячи смертей, отснятых в видеосюжетах или фильмах, не влияют на то, чтобы сделать доступной и понятной обыденную реальность нашего собственного конца. Напротив, они представляют смерть чем-то из ряда вон выходящим, что случается исключительно с другими людьми, а не с нами. Именно поэтому для большинства людей любое событие, которое посягает на веру в собственное бессмертие, перерастает в кризис, даже если угрозы прямой опасности для них нет.

Пример

Женщина обнаружила уплотнение в груди, и врач, к которому она обратилась, предложил ей пройти тщательное обследование и затем - лечение. Она догадалась, что уплотнение злокачественное, и испытала сильный страх. Позже ей была предложена операция и последующее длительное стационарное лечение. Руководители фирмы, в которой она работала, обнаружили, что им невыгодно держать сотрудника, который постоянно отсутствует, и ее уволили.

Описанный кризис вызовет сильный стресс практически у любого человека, поскольку подобное событие в жизни приводит к мысли, что будущее может быть весьма ограниченным и что бессмысленно питать иллюзии относительно бесконечности времени собственной жизни.

С другой стороны, для многих людей существует большая неопределенность по поводу их конца, так как даже сам по себе диагноз их заболевания может быть известием о грядущей смерти.

Переживание времени в период кризисов. Время есть прежде всего длительность существования, бытия; продолжительность человеческой жизни. Жизнь и деятельность личности развертываются, упорядочиваются и реализуются в определенном отрезке времени. Из отмеренности существования вытекает проблема конечности, временности человеческой жизни, и в этом заключены трагизм и фатальность времени. Время течет однонаправленно, асимметрично и необратимо, его невозможно ускорить или замедлить, остановить его течение, невозможно вернуться в прошлое и внести в него коррективы. Время является не только мерой длительности жизни, оно представляет собой также меру осуществленности, реализованности бытия. Независимо от рода его деятельности значимость, состоятельность человека как личности заключается в том, смог ли он стать хозяином своего времени. Конечно, в кризисной ситуации события представляются человеку не в обычной последовательности, а беспорядочно, время не поддается управлению со стороны человека, когда он переживает состояние кризиса, и не каждому удается совладать с требованиями ситуации.

Все мы живем в социальном (историческом) времени, как раз оно определяет круг наших возможностей, и выйти за его границы мы не можем. И тем не менее даже в заданных социальных пределах достижения людей сильно варьируют в зависимости от личностных качеств, принадлежности к определенной социальной среде и т. п.

Поскольку представление о времени конструируется социально, аттитюды по отношению ко времени, в частности степень ориентации людей на прошлое, настоящее и будущее, отражает их жизненные установки и ценности. Наступление одних событий человек планирует в отдаленном будущем, а появление других он ожидает в ближайшем, какие-то появляются спонтанно для него. Он также может черпать силы или вновь страдать, вспоминая очень давнюю историю. Протяженность времени, где размещаются жизненные события, называется временной перспективой. Чем насыщеннее временная перспектива событиями, планами и надеждами, тем интенсивнее, содержательнее жизнь человека. И наоборот, чем меньше планов на будущее и реальных событий на временном горизонте, тем беднее и бессодержательнее его жизнь. Еще К. Левин отмечал, что временная перспектива удлиняется с возрастом: "Маленький ребенок живет настоящим; его временна́я перспектива включает только непосредственное настоящее и прошлое". Краткосрочность временно́го горизонта, по его мнению, характеризует "примитивность поведения".

Маленький ребенок живет настоящим; его временная перспектива включает только непосредственное настоящее и прошлое.

К. Левин

Итальянская пословица гласит:

"Человек измеряет время, а время измеряет человека".

Пример

Человек, насильно лишенный чего-то значительного для себя (работы, любимого существа или предмета, его заменившего; свободы, здоровья, чувства собственного достоинства или/и безопасности; надежды, собственной роли и т. п.), воспринимает свое настоящее и как незаполненность своего времени, и как внутреннюю незаполненность, т. е. незаполненность своего сознания. Он чувствует себя ненужным, у него появляется желание оправдать себя за неудачи в жизни, и он всю вину и ответственность может перекладывать на факт утраты. Собственные ошибки интерпретируются как предопределенные судьбой, временем и как следствие утраты. Ему кажется, что его судьба ("безработного", "разведенного", "заключенного", "инвалида" и т. д.) освобождает его от ответственности перед другими также, как и ответственности перед самим собой, освобождает его от ответственности перед жизнью. Собственно, и временная перспектива у этих людей исчезает, хотя человек, который все еще хочет выжить, все-таки относится к своей судьбе и к своему времени с некоторой долей ответственности.

Временна́я перспектива, в которую отдельный индивид помещает жизненные цели и средства, серьезно влияет на повседневное поведение. Чем больше жизненных планов, тем больше опыт взаимодействия; чем насыщеннее временная перспектива событиями, тем больше вариативность поведения, тем порой легче человеку справляться с кризисными состояниями. Отсутствие жизненных планов, как правило, связано с отсутствием позитивного образа будущего, от чего и может проистекать сопротивление к переменам, которое "провоцирует" человека попадать в кризисное состояние. Практически любое неожиданное событие воспринимается как угроза, так как его не планировали, не ждали, а новое и неизвестное в любом случае несколько пугает. Интересно, что противодействие планируемому развитию может проистекать и из обязательств человека по отношению к прошлому. Вопреки бытующим представлениям о том, что ориентация на будущее представляет собой более или менее универсальную модель развития, существуют образцы поведения, ориентированные только на настоящее или прошлое.

Например, опыт показывает, что люди, находящиеся в кризисном состоянии, практически не ориентированы на будущее. Они не могут ставить целей, планировать, в основном все их помыслы устремлены в прошлое, а настоящее пугает. Люди в этом состоянии становятся все более безучастными ко всему, и их инициатива все более и более сменяется апатией. Эта апатия небезопасна, так как она делает людей неспособными принимать помощь.

Кризис в отсутствии события. Многие кризисы не похожи на ранее описанные, так как являются результатом постепенно накапливающегося стресса, и их финал может быть вызван чем-то, казалось бы, довольно обыденным. Запускающим фактором становится "последняя капля" - незначительное событие, являющееся последним в ряду многих других трудностей и неприятностей, а не какое-то особое событие, т. е. особенностью этих кризисов является то, что у них нет видимых причин и их нельзя прямо приписать какому-нибудь одному, вызывающему сильный стресс источнику.

Пример

Иногда безработные, состоящие на учете в центре занятости, с трудом подчиняются тому распорядку, который там существует. Инспектор обязан помогать людям в поиске работы, он предлагает различные варианты, но некоторые клиенты не воспринимают эту помощь. Состояние их таково, что им порой трудно выходить по утрам из дома и отправляться на поиск работы, они перестают ухаживать за собой, агрессивно относятся к разного рода требованиям со стороны. Это выглядит так, как будто они боятся, что кто-то увидит хаос, в котором они пребывают, и поможет с ним справиться. Такое поведение типично для людей, находящихся в ситуативно вызванной депресии. В таких случаях кризис может содержать скрытую (неосознаваемую, вызывающую тревогу и поэтому отрицаемую) потребность в общении с психотерапевтом по поводу личностных трудностей.

Не осознавая, что происходит, человек нередко создает кризисные ситуации, форсируя события до крайности.

Ситуации, которые не являются кризисными. Два вида ситуаций внешне могут напоминать кризис. Первая возникает, если имеется вызывающее стресс событие. Стресс, даже очень жесткий, не является кризисом, если человек не переживает ситуацию как неконтролируемую. Например, некто после серьезной потери может осознавать, что находится в состоянии стресса, и мобилизовать необходимые личные и социальные ресурсы, чтобы справиться с этим. Во втором случае человек испытывает в определенный момент времени состояние подавленности без каких-либо доказательств существования скрытого источника, вызывающего стресс.

Существуют различные варианты и многогранных кризисов, имеющих сложную природу и включающих целую серию взаимосвязанных событий и накопившихся личных проблем. Отчасти это происходит потому, что простые и очевидные кризисы нередко активизируют естественную систему поддержки, которая работает без необходимости участия психолога-консультанта. Многогранные кризисы отличает от простых более сложная структура, так как в них присутствуют все элементы простых кризисов: утрата, опасность, неприятное открытие, длительная или жесткая депривация скрытых (неосознаваемых) потребностей, угроза самооценке, бессознательная идентификация с кем-либо или с чем-либо и т. д.

Реакции людей на кризис. Общеизвестным расстройством является нарушение картины сна: например, некоторые люди относительно быстро засыпают, но просыпаются ночью или внешне обычный ночной сон может не давать освежающего эффекта. Расстройство функций внимания и памяти, а также снижение или утрата интереса к сексуальным отношениям также почти неизбежно сопровождают протекание кризиса, хотя у некоторых людей интерес к сексу и потребность в нем обостряются, поскольку несут защитный, компенсаторный характер.

Могут нарушаться также аппетит и пищеварение, обостряться хронические заболевания. Люди, не посещавшие врачей до момента кризиса, активно начинают лечиться, находить у себя различные заболевания. Другие признаки кризиса - физическая усталость без особых на это причин, апатия, вялость чувств, мышечное напряжение и болезненные ощущения, вызванные им, частые мигрени, боли в спине, шее и плечах и т. п. Список этих проявлений бесконечен. У некоторых людей реакция на стресс выражается в возникновении соматических заболеваний в большей степени, нежели в проявлении психологических проблем, хотя возможно совмещение того и другого. Например, боль в спине и грудной клетке, гинекологические заболевания, экзема и колит могут вспыхнуть в ответ на кризис; более того, кризис способен оказать нежелательное влияние на естественные защитные механизмы организма - иммунную систему, что с высокой степенью вероятности заканчивается, например, тяжелым гриппом или другим инфекционным заболеванием.

Индивидуум как целостное существо

не может быть изъят из своих связей с жизнью.

А. Адлер

Пример

Легко поддаться настроению другого человека или группы людей и в результате прийти к заключению, что имеете дело с большим кризисом, когда на самом деле вы просто столкнулись с этим человеком или людьми в момент особой эмоциональной ранимости, обусловленной усталостью или болезнью. На следующее утро у человека восприятие мира может стать совершенно другим.

Кризис - это не дело 1 -2 дней, он предполагает длительную угрозу и обычно не может быть разрешен в течение недели. Необходимо иметь в виду, что есть категория людей, склонных к "катастрофизации" событий и к драматическим интерпретациям (см. разделы, посвященные рационально - эмотивной и психоаналитической терапии). Это может быть следствием как сложившихся иррациональных убеждений, так и, например, проявлением инфантильных, в частности нарциссических, особенностей личности.

Наиболее типичными эмоциональными реакциями в состоянии кризиса являются тревога, гнев, стыд, вина, депрессия; наиболее характерными поведенческими реакциями могут быть названы навязчивые мысли и активизация примитивных защитных механизмов личности, в первую очередь таких как проекция, вытеснение, отрицание, изоляция.

Фундаментальный компонент кризиса - тревога, она имеет как физиологическое, так и психологическое измерение. Для человека тревога не сводится только к реально происходящим событиям, к реальной, по терминологии 3. Фрейда, добавляются невротическая и моральная тревога.

Все эмоции влияют на способ нашего мышления, а способ мышления воздействует на эмоции. Высокий уровень тревожности окрашивает суждения людей, заставляя верить пугающим мыслям, которые при обычных ситуациях человек прогоняет от себя. Подобный процесс происходит, когда человек подавлен или разгневан. Мысли, которые соответствуют эмоциям, приобретают дополнительное значение, и человек с большей вероятностью верит им. В результате может возникнуть замкнутый круг. Обычно имеется исходное событие, с которого начинается кризис. Однако настоящий кризис возникает только тогда, когда реакции на событие позволяют ситуации выйти из-под контроля. Иногда именно реакция на исходное событие вызывает беды в большей степени, чем событие само по себе.

Как указывает Изард, очень многие люди, если их попросить вспомнить, что именно они чувствовали в состоянии тревоги, скажут, что были мучимы недобрыми предчувствиями, испытывали волнение, беспокойство, а возможно, даже дрожали. Все эти описания свидетельствуют о том, что в основе феноменологии тревоги лежит переживание страха. С. Кьеркегор отмечал, что эмоции интереса и страха соперничают друг с другом за наше внимание и поведение. Эмоция интереса - это возбуждение, которое имеет позитивное значение, побуждая индивида приближаться к ситуации, объекту, побуждая конструктивное взаимодействие с ними, она играет наиважнейшую роль в регуляции страха.

С другой стороны, возможно, что переживание страха иногда влечет за собой чувство изоляции и одиночества, поэтому некоторые люди включают в эмоциональный паттерн тревоги и эмоцию печали. Комбинация страха и печали вызывает к жизни совершенно иные стратегии поведения, чем комбинация страха и возбуждения. В состоянии тревоги присутствуют сложные сплетения эмоций, поэтому в кризисной ситуации у человека появляется возможность изменений.

Пример

Когда клиентке В. в кабинете начальника сообщили, что она уволена, она была совершенно спокойна, но, выйдя за дверь, она потеряла сознание.

Эмоциональное спокойствие во время неприятной ситуации - это способ "урвать" время, чтобы справиться с внешней угрозой. Интенсивное отстранение всегда сопровождает жесткий стресс, но выраженное менее сильно, оно может быть чертой любого кризиса. "Омертвение" чувств носит временный характер, позднее начинаются физиологические, эмоциональные и поведенческие проблемы.

Описывая состояние тревоги, некоторые люди упоминают о переживании стыда или вины. В нашем обществе взрослые приучают детей, особенно мальчиков, не выказывать страха. Таким образом, переживание страха и боязнь обнаружить свой страх могут вызвать у человека чувство вины и стыда. Комбинация страха со стыдом в эмоциональном паттерне тревоги особенно вредна для психического здоровья человека, так как ни одну из этих эмоций нельзя считать сколько-нибудь благоприятным фоном для социального взаимодействия.

Важно понимать, что в состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некую комбинацию или паттерн различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на наши восприятие, мысли и поведение. Это же и определяет, насколько человек готов к выходу из кризисной ситуации, насколько глубок данный кризис, каковы у него возможности и какова опасность.

Стыд и вина присущи человеку в той или иной степени, но не так легко отличить одно от другого: они имеют тенденцию появляться одновременно, и человек определяет по опыту, как интерпретировать возникшее чувство - как чувство стыда или вины. Чувство вины дает ощущение, что "я - плохой человек, потому что сделал или задумал сделать то, что делать нельзя". Чувство вины происходит от этических или моральных норм, называемых в философской этике "непреложными законами". Чувство стыда возникает оттого, как человек оценивает свою жизнь или самого себя, или, что более точно, насколько они обесцениваются в его глазах.

Стыд - отрицающая форма самосознания, когда у человека, например, возникает желание убежать подальше и спрятаться. Современные психоаналитики, например Э. Рихард, считают, что стыд формируется гораздо раньше, чем это принято считать: не на 2-м году жизни, как считает Э. Эриксон, а на 1-м году жизни ребенка, когда тот не получает ответа на свой запрос (взгляд, звук, движение) от матери, что приводит к состоянию моторной иммобилизации младенца и сильному напряжению мышц лица.

Независимо от того, сопровождается ли чувство стыда определенным параличом эмоциональных и поведенческих реакций или, наоборот, их усилением, оно проживается человеком так, как если бы за ним наблюдали критически настроенные и нерасположенные к человеку судьи, которые считают данного индивида презренным и отвратительным. Проблема в том, что человек, проинтерпретировав и интроецировав в себя в детстве реакции близких или/и значимых взрослых, сам становится тем судьей, который с трудом выносит сам себя.

В различных описаниях переживания стыда обращают внимание на одни и те же характеристики этой эмоции. Стыд сопровождается острым и болезненным переживанием осознания собственного Я и отдельных черт собственного Я. Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения. Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои переживания. Позже он обязательно найдет нужные слова и будет вновь и вновь представлять себе, что он мог бы сказать в тот момент, когда стыд лишил его дара речи. Как правило, переживание стыда сопровождается острым чувством неудачи, провала, полного фиаско. Стыд порождает особого рода отчужденность. Человек не в состоянии так же, как прежде, запросто обратиться к другому человеку, перекинуться с ним ничего не значащими фразами. Переживание стыда сродни чувству, что некая неприличная или ущербная часть вашей личности выставлена на всеобщее обозрение.

Наши рекомендации